Submitted by Надежда Минина on Fri, 13/12/2013 - 15:01
1-й урок
Тема урока:Население Земли
Цели урока:
1. Сформировать понятия по теме: «этнос», «раса», «культура»; выделить характерные признаки каждого из рассматриваемых понятий; сформировать расширенное представление о населении Земли, истории и путях заселения материков людьми.
2. Развивать навыки работы с источниками географической информации (учебник, карта, энциклопедия); формировать умения объяснять влияние природных условий внешней среды на расовую принадлежность, особенности материальной и духовной культуры отдельных народов земного шара. Способствовать формированию познавательного опыта школьников посредством использования разнообразных методов и приемов обучения.
3. Воспитывать уважение ко всем народам, проживающим на Земле; способствовать воспитанию коммуникативной культуры учащихся.
Тип урока:изучение нового материала.
Форма организации деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения:проблемный и исследовательский методы.
Приемы обучения:
- побуждение учащихся к выполнению заданий путем предъявления зрительного образа – фотографий, рисунков, доступно содержащих необходимый способ выполнения;
- приведение собственных примеров;
- столкновение учащихся с ситуациями, делающими для них очевидной ограниченность собственной теоретической подготовки;
- постановка учителем проблемного вопроса в начале каждого этапа работы;
- установка учителем на самостоятельное мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в начале проблемного изложения, на основе использования имеющихся знаний;
Оборудование:карта политическая, карта религий, презентация к уроку, карточки-задания для групповой работы
План-конспект урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Приветствие
Подготовка кабинета к работе
Проверка присутствующих
Приветствуют учителя
Проверяют готовность к уроку
2. Мотивация, целеполагание
- Земля – уникальная планета Солнечной системы. Как вы считаете, в чем состоит эта уникальность?
- Уникальность планеты – наличие жизни, людей.
- Запишите тему урока в тетрадь «Население Земли» (слайд 1)
- Что вы знаете о населении нашей планеты?
- Знакомы ли такие понятия – «этнос», «духовная культура», «материальная культура», «религия»?
- Таким образом, что нам предстоит сегодня узнать на уроке?
Учащиеся высказывают свои мнения
Оформление тетради
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Учащиеся совместно с учителем формулируют цели урока
3. Первичное усвоение учебного материала
- Знаете ли вы, какое место на Земле считается прародиной человека?
- Работа с картосхемой в учебнике рис. 41 на с. 66.
- С какой целью человек осваивал новые земли в прошлом? А сейчас?
- В настоящее время сложилось три основных района притяжения человека: США, страны Европы и Персидского залива
- Таким образом, мы можем говорить, что люди на Земле очень разные.
- На какие группы и по каким признакам можно разделить все население Земли? (слайд 2)
Ответы учащихся.
Участие в беседе по картосхеме
Ответы учащихся.
Работа с политической картой атласа.
Учащиеся совместно с учителем формируют схему, которая заносится в тетрадь.
- С человеческими расами вы знакомы, поэтому работаем в группах
- На слайде 3 представители разных человеческих рас.
Обобщение о проделанной работе
Работа в группах:
1. Районы проживания народов разных рас
2. Отличительные приз-наки народов разных рас
3. Причины, влияющие на формирование расо-вых признаков
4. Работа с дополни-тельной литературой
Отчет о работе в группах
- Что такое «этнос»?
- Назовите признаки этноса
- Какой признак наиболее важный?
- Слайд 4 о количестве человек, говорящих на разных языках
- Что такое культура? Что можно отнести к культуре?
- На слайде 5 вещи, которые относятся к одному из видов культур. Какой это может быть вид культуры?
- Что могло повлиять на формирование материальной культуры народа?
- На слайде 6 к какому виду культуры можно отнести эти изображения?
- Что влияет на формирование духовной культуры человека?
Обобщение ответов учащихся о влиянии природных условий, деятельности человека, уровня образования на элементы культуры человека
Чтение по учебнику.
Называют признаки
Языковой
Беседа по данным слайда
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Ответы учащихся
- Рассмотрим подробно элемент духовной культуры – религию.
- Какие религии вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Обратимся к картосхеме учебника рис. 42, с. 68 «География основных религий мира».
- Определить какие религии распространены на материках и в отдельных странах мира.
Ответы учащихся
Чтение легенды карто-схемы
Выполнение задания в рабочей тетради №3 на с. 38
- Как вы понимаете «живущие на одной территории»? Что может являться такой территорией?
- Самой большой территорией для проживания является страна. Стран в мире насчитывается более 230. Все они разные. Определим особенности некоторых стран
Обращение внимания к политической карте мира
Выполнение задания №8 на с. 39 в рабочей тетради.
4. Закрепление изученного материала
- Какие новые понятия мы рассмотрели сегодня на уроке?
- Что означает каждое из них?
- Разгадайте кроссворд в рабочей тетради на с. 41 задание №12.
- Что бы вы хотели еще узнать о населении Земли?
- Это мы выясним на следующих уроках.
Ответы учащихся
Выполнение задания
Ответы учащихся
5. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании
- Оценки за урок
- Домашнее задание: § 14, в рабочей тетради на с. 38 № 5 и 6
Запись домашнего задания
Приложение к уроку:
Задания 1 группе
Используя карту в атласе «Расы мира», определите районы проживания представителей четырех рас на материках Земли.
Задания 2 группе
Вспомните, чем будут отличаться друг от друга представители четырех человеческих рас
Задания 3 группе
Назовите причины, влияющие на формирование расовых признаков народов
Задания 4 группе
Используя дополнительную информацию, объяснить, почему народы Африки, проживающие в ее разных природных зонах, имеют разный рост.