Психологические основы изобразительного творчества детей дошкольного возраста
Выберите действие:
Submitted by Елена Михайловна Алексеева on чт, 12/12/2013 - 15:07
О природе изобразительного творчества известно очень много и очень мало. Обилие наблюдений не сведено в единую картину как целостный процесс, имеющий некую «сердцевину», которая отличает его от всех других однородных процессов - от творчества научного, технического и педагогического. Известна масса деталей, частностей, особенных проявлений и неизвестна суть, художническая природа этой формы духовной активности человека. В последние десятилетия современной наукой сделаны значительные шаги в разработке общей теории творчества и в изучении особенностей развития творческих процессов в различных формах жизнедеятельности человека.
Целью нашей работы является изучение основных качественных характеристик, особенностей и психологических механизмов развития изобразительного творчества старших дошкольников. Исследование этих вопросов является актуальным, так как полученные нами данные способствуют обогащению методической основы конструирования образовательного процесса современного дошкольного учреждения, направленного на формирование и развитие субъектного, социального, эмоционального и практического опыта старшего дошкольника в процессе работы над созданием художественного образа.
Изобразительное творчество выступает как один из компонентов целостности личности ребёнка, который включает различные формы познания, направленные на освоение окружающего мира, взаимоотношений в социуме, а также самого себя в качестве субъекта и объекта жизнедеятельности.
Изобразительное творчество является носителем отражательной функции, которая имеет две стороны:
развитие художественно-практической умелости;
выражение своего состояния, отношения к изображаемому; так сказать, «субъективно-оценочный компонент авторского восприятия» [10,с.72]
Для того чтобы изучить основные механизмы возникновения и развития изобразительного творчества старшего дошкольника, рассмотрим основные положения психологии творчества.
Творчество - созидание нового, оригинального - далеко не новый предмет исследования. Так, например, отечественным психологам удалось сформулироватькритерии творческой деятельности:
1.появление психических новообразований(перцептивных образов – по В.П.Зинченко; знаний – по В.В.Давыдову; целей и смыслов – по А.Н.Леонтьеву; познавательных мотиваций – по А.М.Матюшкину ). Приведённый критерий подчёркивает становление у субъекта новых характеристик, которые не выступали объектом специального формирования и для возникновения которого требуется проблемная ситуация. Тем не менее названные психические новообразования могут возникнуть не только в результате продуктивной, творческой деятельности, но и репродуктивной.
2.выделение специфики творческой деятельности по одному из моментов её инвариантного содержания.Одним из важнейших моментов содержания творческой деятельности является разработка субъективных на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для себя знаний в качестве ориентировачной основы для последующего поиска способа решения задачи (на основе теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина).
Обращение к указанному критерию побуждает любого исследователя при анализе условий, которые привели субъекта к решению задачи, учитывать не столько знания, входящие в способ решения, сколько знания, которые субъект актуализировал, прежде чем пришёл к соответствующему способу решения задачи.
В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов (Л.С.Выготский, Дж.Гован, И.П.Калошина, А.Осборн, С.Парнс, А.Н.Поддьяков и др. ) показана определяющая роль творческой деятельности в развитии психики человека в различные возрастные периоды.
А.М.Матюшкин выделил следующие компоненты творческой деятельности, цель действия, - как представление человека о результате действия, отвечающего определённым правилам (потребностям человека);
способы действия – как система операций, с помощью которых осуществляется преобразование предмета действия для достижения цели;
условия действия – как неспицифические особенности предмета, которые непосредственно не связаны с достижением цели;
орудия действия (средства);
результат.
Учёный подчёркивает взаимосвязь операций с другими компонентами деятельности: «…способы действия определяются особенностями предмета, орудий (средств) и условий действия».
Вопрос о механизмах творческой деятельности является центральным при её исследовании. В настоящее время выявлено пять основных групп механизмов творческой деятельности [4]:
1. Поиск неизвестного с помощью механизма анализа через синтез – выявление новых свойств объекта через установление его взаимосвязей с другими объектами. Данный механизм находит своё онтологическое обоснование в существовании многообразия сторон одного и того же явления, которое обнаруживается при рассмотрении явления в той или иной системе условий.
2. Поиск неизвестного с помощью механизма взаимодействия интуитивного и логического начал. Интуиция в данном случае является собирательным механизмом, включающим в себя множество разных механизмов: установки, предвосхищения догадки, бессознательная психическая активность, неосознанное отражение объективной логики вещей и ориентировка на побочные продукты деятельности, интеллектуальные эмоции.
3. Поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма. При этом имеется в виду не автоматическое спонтанное установление некоторых взаимосвязей, а выявление субъектом в вещах, индентичных или противоположных черт, к тому же не любых, а существенных в контексте исследования.
4. Поиск неизвестного с помощью установления связей. Различают:
· прямую связь – совокупность усваиваемых приёмов правильного выполнения действия;
· обратную связь – это определённые приёмы проверки результатов действия. Эта связь определяет направленность включения объекта в новые отношения, регулированные процессом установления взаимосвязей (в виде информации о неправильном решении задачи). Важнейшая характеристика обратной связи для осуществления творческой деятельности – регуляция деятельности по предварительному результату.
5. Поиск неизвестного с помощью эвристических приёмов и методов. Эвристики – это «…некоторые процедуры, приводящие к правдоподобным решениям и выводам лишь с известной степенью вероятности, но не всегда, в отличие от алгоритмов, гарантирующих успех,… эвристические методы и приёмы описываются как процедуры, сокращающие перебор вариантов на пути к решению». (А.М.Матюшкин)
ТАКИМ ОБРАЗОМ:
· Творческая деятельность направлена на решение задач, для которых характерно отсутствие в предметной области или лишь у субъекта не только способа решения, но, главное, предметно специфических знаний, необходимых для его разработки.
· Творческая деятельность связана с созданием субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровне новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способа решения задач.
Достаточно интересным будет рассмотрение структуры творческой способности к изобразительной деятельности старшего дошкольника.
Творческая способность к изобразительной деятельности предполагает:
способность осваивать, накапливать багаж знаний и чувств;
способность нарушать сложившийся стереотип, готовность сделать шаг в неведомое;
художественное воображение;
способность неясную абстрактную мысль ( идею, чувство ) вообразить, то есть увидеть внутренним оком её уже осуществлённой, реальной.
Анализ исследований (Т.А.Барышева, Л.С.Выготский, Ю.А.Полуянов) показал, что художественное воображениеявляется психологической основой творчества, универсальной способностью к построению новых образов путём преобразования практического, чувственного, эмоционально смыслового опыта[9].
Художественному воображению присущи следующие характеристики:
· эффект новизны, неповторимости образов. Продуктивный характер в отличие от воссоздающего, репродуктивного воображения. Создание новой художественной реальности.
· яркость образов. Даже самые фантастические «нереальные» образы приобретают в художественном творчестве «достоверность», «реальность».
· эмоциональность процесса воображения и его результата.
· связь с материалом искусства, с системой художественного языка. Образ воображения «требует» своего воплощения, иногда «диктует» материал и средства.
· художественное воображение оперирует духовным содержанием. Образы, ситуации, состояния, идеи, которые «преобразуются» и создаются воображением, всегда одухотворены.
· содержанием художественного воображения становятся не только личный опыт или ситуативная творческая задача и данные в ней образы, но и образы которые скрыты в глубинах бессознательного – архетипы («пра-образы»).
Художественное воображение как психический процесс «располагает своими технологиями». Например, по мнению Д.Гилфорда, с воображением связано такое свойство психики, какобразная адаптивная гибкость – способность изменять, трансформировать форму объекта с целью получения новой структуры. Эта способность к преобразованиям осуществляется на основе различных приёмов воображения [1]:
·парадоксальное комбинирование (агглютинация) – соединение, «склеивание» элементов различных образов и явлений. Результаты этого приёма – фантастические, мифологические и сказочные образы
·символизация – процесс «превращения мысли в образы» (З.Фрейд). Символы – элементы «универсального языка бессознательного».
·одухотворение, «оживление» образов и явлений природы.
·гиперболизация – парадоксальное усиление, увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей.
·инверсия – перевоплощение в противоположность.
·акцентирование, смещение акцента в структуре образа. Результатом этого приёма могут быть минимальные изменения содержания образа вплоть до его полной трансформации.
·сгущение (концентрация) образов до контаминации (наложения) – «собирательный образ».
·схематизация – выделение основных черт сходства отдельных явлений.
·известные в педагогике и психологии факты указывают на то, что в «низших» формах развития воображения, в истоке первых детских образов, может скрываться тайна зарождения «художественного видения, высшей формы работы фантазии, интуиции и творческого воображения» [3].
Современной психологии известны механизмы творческого воображения [1; 11]:
1. восприятие внешнего и внутреннего мира, накопление знаний и обогащение опыта является первой опорной точкой для появления фантазии и воображения;
2.процесс переработки накопленного материала. Важнейшие составные части этого процесса – диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений, где впечатление выступает как сложное целое, состоящее из множества частей:
· диссоциация заключается в расщеплении впечатления на отдельные части: одни из которых сохраняются, другие – забываются. Процесс изменения, которому подвергаются диссоциированные элементы, основан на динамичности нервных возбуждений и соответствующих им образов.
· ассоциация – объединение диссоциированных и изменённых элементов – выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечёт за собой появление другого – происходит возникновение новых систем связей;
3. Комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины.
Психология располагает богатым эмпирическим материалом, свидетельствующим о том, что развитие воображения связано с наличием у дошкольников образного мышления, выделяемого наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим. Образное мышлениеобеспечивает формирование у ребёнка обобщённых и динамичных представлений об окружающем мире, его социальных и эстетических ценностях.
Как подчёркивается в исследованиях отечественных психологов (В.П.Зинченко, Я.А.Пономарёв, Н.С.Якиманская и др.), мышление в образах есть сложный психический процесс, в котором представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, и мыслительное их преобразование под влиянием требования задачи, субъективных установок личности, интересов и особенностей прошлого опыта. С помощью образного мышления более полно воссоздаётся всё многообразие различных фактических характеристик предмета. Отмечается очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, «невероятных», сочетаний предметов и их свойств.
Оперативной единицей, исходным материалом этого типа мышления является образ. Образ обладает такими качествами, как динамичность, подвижность, оперативность. В нём может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. В образе могут отражаться то одни, то другие свойства объекта, исходя из того, что необходимо для деятельности [11, с.10]. Н.С. Якиманская отмечает: «Образ всегда наполнен личностным смыслом, значимостью для субъекта». Поэтому говорят о субъектном образе. Автор продолжает: «Нельзя создать и удержать образ, а тем более оперировать образом, к содержанию которого субъект безразличен. Если образ не наполнен личным смыслом и значимостью, он исчезает, размывается, перестаёт существовать».
Как показывают многочисленные исследования, в основе развития образного мышления лежит практическая деятельность ребёнка: образ конкретен настолько, насколько конкретна в своих проявлениях практическая деятельность. Психологами подмечено, что, если по каким либо причинам деятельность прекращается, то психическое отражение действительности мертвеет и гаснет. Предмет «входит» в психику не просто в форме его психического воздействия на субъект, а лишь «будучи вовлечённым в сферу его активности» [6,с.139]. Чувственный образ возникает лишь при наличии активного со стороны субъекта встречного процесса перцепции. Постижение сути незнакомых предметов идёт естественным путём приобретения практического опыта взаимодействия с окружающим миром – путём «проб и ошибок».
Для нас будет существенным утверждение того, что ребёнок не может специальнозапоминать каждый встречный объект, поскольку объектов, адекватных друг другу, в природе практически не существует. Мозг «сортирует» не объекты в их целостности, а отдельные элементы их облика, чтобы осуществить желаемую конечную классификацию. Как подтверждается опытными исследованиями, элементами образности предстают не ощущения как таковые, а некоторые образные «молекулы» - признаки предъявляемого объекта. Сущность классифицирующей активности психики проявляется в готовности мозга воспринимать явления внешнего мира только через призму накопленного опыта.
ТАКИМ ОБРАЗОМ: создание художественного образа детьми старшего дошкольного возраста является актом познания окружающего в различных его проявлениях и актом отражения своих знаний и представлений благодаря развитию ручной умелости и, главное, формированию собственного отношения к окружающей действительности. На основе воображения упражняются механизмы творческого подхода к действительности: эмоциональная отзывчивость, гипотетичность, вариативность, импровизация.
Внутренний мир ребёнка, как подчёркивает Н.Н.Поддьяков [7]- это мир «изменяющихся, развивающихся, причудливых образов, невероятных аналогий, фантастических представлений». Благодаря пробуждению ассоциативно-чувственной сферы ребёнок учится использовать в процессе изобразительного творчества свой опыт, на его основе домысливать и дополнять образы о мире.
От нашего понимания феномена творчества, познавательной и творческой активности (например, детского экспериментирования), зависит не только больший или меньший успех старших дошкольников в познавательной, практической, изобразительной и, наконец, творческой деятельности, но и развитие личности в целом её субъектной позиции и коммуникативной ориентации в окружающем мире.
Библиография:
Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – СПб.,1999.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение,1991.
Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопр. Эстетики, Вып.6 – М.,1964.
Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности(нормативный подход) – М.: Изд-во МГУ, 1983.
Киреенко В.Н. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М.: Педагогика, 1959.
Коршунов А.М., Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. – М.: Изд-во Моск.ун-та,1974.
Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. – М.: Центр «Дошкольное детство»,1998.
Пономарёв Я.А. Психология творчества
и педагогика. – М.: Педагогика,1976.
Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П. – М.: Педагогика, 1996.
Романов Ю.А. Образ, знак в искусстве. Философско-методологический анализ.- СПб,1993.
Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. – М.: Педагогика,1989.
ФОТОГРАФИИ ДЕТЕЙ РАСПОЛОЖЕНЫ С РАЗРЕШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Увжаемая ,Елена Михайловна! Большое спасибо Вам за статью. Очень много интересного и полезного материала. Рисование для ребёнка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. И чтобы не иссякло ощущение счастья творчества, каждому ребёнку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности.
На: Психологические основы изобразительного творчества детей дош
Увжаемая ,Елена Михайловна! Большое спасибо Вам за статью. Очень много интересного и полезного материала. Рисование для ребёнка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. И чтобы не иссякло ощущение счастья творчества, каждому ребёнку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности.
Павлова В.А.