Лекция 2
Гольцева М.С.
(БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск);
научный руководитель - к.п.н., доцент М.В. Папина
Развитие коммуникативных умений у дошкольников
Человек – существо социальное, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Через свои отношения с другими людьми человек формируется как личность.
Общение – большая проблема, которая всегда интересовала ученых. Этот интерес в последние годы усилился. Труды таких ученых как М.И. Лисина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др. полностью посвящены этой проблеме. Проблеме речевого общения дошкольника посвящены работы Алексеевой М.М., М.В. Яшиной, Г.М. Ляминой, А.Г. Арушановой, О.Гаврилушкиной и др. Ученые пришли к выводу, что полноценное общение не возможно без коммуникативных умений. Коммуникативные умения являются средством осуществления речевого общения. К основным умениям М.М. Алексеева и М.В. Яшина относят: активность в общении, умение слушать и понимать речь, умение строить общение с учетом ситуации, умение легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета.
Коммуникативные умения развиваются у человека в дошкольном возрасте. Следовательно, и развивать их надо еще в детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя. При формировании коммуникативных умений необходимо учесть возрастные особенности и создать благоприятные условия, а именно – свободную, непринужденную обстановку. Наиболее благоприятной атмосферой в дошкольном возрасте является атмосфера сюжетно-ролевой игры. Характеризуя эту игру, С.Л. Рубинштейн, подчеркнул, что она есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность, и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Все эти черты игры наилучшим образом способствуют развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Чтобы подтвердить это предположение проводилось исследование в старшей группе детского сада. Целью исследования быдло определить эффективность сюжетно-ролевых игр в процессе развития коммуникативных умений у дошкольников.
|