Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



В помощь классному руководителю ( советы психолога)

Submitted by Любовь Ивановна Кирякова on Wed, 11/12/2013 - 14:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кирякова Любовь Ивановна, Конкина Ирина Николаевна
Место работы, должность: 
Пермский край ,город Кунгур, МАОУ"ЦДК", педагоги-психологи
Регион: 
Пермский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 

Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями

Краткое описание: 
1. Введение в тему. Пути объединения усилий классных руководителей и родителей в процессе воспитания детей, составляют непростую в организационном и психолого- педагогическом плане задачу. Решение этой задачи заключается в создании особой формы общения между родителями и классными руководителями как « доверительный деловой контакт». 2. Основные характеристики данного типа общения одновременно являются и его этапами 1этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. 2 этап – трансляция родителям положительного образа данной школы, класса. 3 этап – ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка. 4 этап- совместное исследование и формирование личности ребенка. (этапы раскрываются в рекомендациях классным руководителям) 3. Практические упражнения на взаимодействие. Организуется работа в парах « классный руководитель- родитель», ведущие анализируют ошибки во взаимодействии. Цель: осознание действий педагогов во время общения с родителями. « Обращение с просьбой» «Обсуждение проблемы ученика» «Улучшение качеств образа плохого ученика» «Вопросы», « Давление» 4. Практические упражнения бесконфликтного общения для отработки вне группы. « День без замечаний» «День с

                                                                                                       Составили:

            ЦДК г.Кунгур Кирякова Л.И.                                                                                                  Конкина И.Н.

 

План

мини тренинга для классных руководителей

« Взаимодействие классного руководителя с родителями в вопросах воспитания детей».

 

 Цель: повышение психологической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.

 

  1. Введение в тему.

     Пути объединения усилий классных руководителей и родителей в процессе воспитания детей, составляют непростую в организационном и психолого- педагогическом плане задачу.

Решение этой задачи заключается в создании особой формы общения между родителями и классными руководителями как

« доверительный деловой контакт».

  1. Основные характеристики данного типа общения одновременно являются и его этапами

1этап - трансляция родителям положительного образа ребенка.

2 этап – трансляция родителям положительного образа данной школы, класса.

3 этап – ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка.

4 этап- совместное исследование и формирование личности ребенка.

    (этапы раскрываются в рекомендациях классным руководителям)

  1. Практические упражнения на взаимодействие.

      Организуется  работа в парах « классный руководитель- родитель», ведущие анализируют ошибки во взаимодействии.

Цель: осознание действий педагогов во время общения с родителями.

« Обращение с просьбой»

 «Обсуждение проблемы ученика»

«Улучшение качеств образа плохого ученика»

«Вопросы», « Давление»

  1. Практические упражнения бесконфликтного общения для отработки вне группы.

« День без замечаний»

«День с

     

    

 

 

    

Рекомендации классным руководителям по взаимодействию с родителями.

 

Воспитательный процесс в семье- это прежде всего постоянное общение детей и родителей. Как помочь родителям  организовать правильное педагогическое общение в семье.

Начнем с главного. Воспитание ребенка- это прежде всего любовь к нему. А что значит любить своего ребенка? Это значит окружить его постоянным, систематическим  вниманием.

Давайте на минуту  задумаемся  и откровенно скажем, сколько минут в день мы  уделяем общению с собственным ребенком. Если эта цифра приближается к часу, уже неплохо, но, как вы сами понимаете, недостаточно. По данным  исследований, отец, мать и дети находятся дома вместе ( исключая сон) меньше 1,8ч в сутки. Подсчитано, что, например, мать в среднем тратит на непосредственное общение с детьми 35 мин. в день. Вот обычная модель  общения, скажем, матери с сыном, который только что вернулся из школы:

  • Что нового в школе, какие отметки?
  • Кушать будешь,  ты голодный?

Другой вариант: ребенок пришел из школы. Мама занимается ужином,  папа читает газеты, а ребенок все время задает вопросы ( много впечатлений за день). И в сердцах иногда срывается: « Да оставь ты меня в покое со своими вопросами. Тут и так дел невпроворот!» Вот она главная и основная ошибка- внутреннее ощущение того, что воспитание  собственного ребенка это не такое важное дело , как, например, стирка белья.

 Педагогическая ошибка в следующем: нам кажется, что сам факт присутствия дома обеспечивает воспитание ребенка. Это заблуждение. Воспитание ткань взаимоотношений. Истинный воспитательный процесс, основанный на искренних доброжелательных отношениях между родителями и детьми, опирается прежде всего на внимании друг к другу.

Конечно, хочется  и книгу почитать , и в гости сходить, и  театр посетить. Но все- таки главное- внимание к ребенку, общение с ним, независимо от того сколько ему лет- 1 год или 16.

Кодекс поведения в конфликте

 

  1. Дай партнеру «выпустить пар»

Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока этого не случиться, договориться с ним  трудно или невозможно. Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.

Если человек агрессивен, значит он переполнен отрицательными эмоциями. Представьте, что вокруг вас оболочка, через которую не проходят стрелы агрессии.

  1. Потребуй от партнера спокойного обоснования претензии.

При этом скажи, что будешь учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметай, спрашивая: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению?»

  1. Сбивая агрессию неожиданным приемами.

Например, спроси доверительно у партнера совета, задай неожиданный вопрос совсем о другом, но значимо для него. Напомни о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Скажи комплимент, вырази сочувствие….. Главное чтобы твои просьбы,  воспоминания, комплименты переключали сознание твоего разъяренного партнера.

  1. Не давай партнеру отрицательных оценок, а говори о своих чувствах.

Не говори: «Вы меня обманывайте», лучше: «Я чувствую себя обманутым».

  1. Попроси сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цель препятствий.

Проблема это то, что надо решить. Отношение к человеку это фон или условия, в которых приходится ее решать. Определи вместе с партнером проблему и сосредоточиться на ней. Не позволяй эмоциям управлять тобой.

  1. Предложи партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.

Не ищи виновных и не объясняй создавшееся положение, а ищи выход из него. Не останавливайся на первом приемлемом варианте решения, а создавай спектр вариантов. Потом из него выбери лучший.

При поиске путей решения проблемы помни, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Ты и партнер должны быть удовлетворены взаимно. Вы оба должны стать победителями.

Если не смогли договориться о чем-то, то ищи объективную меру для соглашения ( нормативы, факты, инструкции и т.п.).

  1. В любом случае дай партнеру возможность «сохранить свое лицо»

Не позволяй себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если уступит нажиму. Не затрагивай его личности. Давай оценку только его действиям.

  1. Отражай как эхо смысл его высказываний и претензий.

Чаще спрашивай: «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать именно это?» Эта тактика устраняет недоразумения и кроме, того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает агрессию.

  1. Держись как на острие ножа в позиции «на равных».

Держись в позиции спокойной уверенности, она удерживает партнера от агрессии, помогает обоим не «потерять лицо».

  1. Не бойся извиниться, если чувствуешь, что виноват.

Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых , вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.

  1. Оформи принятую договоренность и оговори взаимоотношения на будущее.

Обязательно подпиши те договоренности, которые удалось достичь на этой встрече.

  1. Независимо от результата разрешения противоречия старайся не разрушить отношения.

Вырази свое уважение и расположение партнеру и выскажи сожаление по поводу возникших трудностей. И если ты сохранишь отношения и дашь партнеру возможность "«с

охранить лицо", ты не потеряешь его как будущего партнера или клиента. Найти нового, надежного, неконфликтного задача не из легких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Как работать с родителями

 

Первый этап- трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между педагогом и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «Забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в школе.  Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».

Второй этап- трансляция родителям положительного образа данной школы, класса .

Третий этап- ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором  последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым ( что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с педагогом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция педагога в таком  диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному и определяющему перспективу дальнейшего сотрудничества этапу.

Четвертый этап-совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения может быть «Давайте узнавать вместе!». Исследования подобного рода общения в ситуации эксперимента показывают большие возможности сплочение педагога и родителя на базе совместной деятельности. Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания реакции ребенка на те или иные неприятности или травмы в присутствии взрослых; изучение возможности учета точки зрения другого человека (децентрация); изучение особенностей чувства юмора и остроумия ребенка как показателей его интеллектуального и эстетического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

взаимоотношений  родителей с собственными детьми

 

 

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Бывают ли они у вас дома?
  6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
  7. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
  8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
  9. Участвуют ли дети  в подготовке к праздникам?
  10. Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников или хотят проводить их без взрослых?
  11. Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
  12. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
  13. Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?
  14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
  15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

 

Утвердительный ответ оценивается двумя очками. Ответ, выраженный словами « отчасти»,  « иногда», - одним очком, отрицательный - нулем. А теперь подсчитайте. Если вы набрали более 20 очков, ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными. Если от 10 до 20 - удовлетворительными, но недостаточно многосторонними; подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены. Если менее  10 – ваши контакты с детми явно недостаточны. Необходимо решить , как  их улучшить. Ответьте на вопросы этого теста в семье и проведите необходимые коррективы. Это необходимо  и вам и вашим детям.

 

 

 

 

 

 Установки

для классного руководителя при  подготовке   встречи с родителями.

 

Я спокоен.

У меня хорошее настроение.

Я тщательно подготовлен к встрече.

Я подготовила каждый шаг разговора.

У меня продуман план.

Мне удобно общаться.

Я сосредоточен, внимателен.

Я чувствую реакцию родителя, слежу за ней.

Я внимательна.

Я подготовлена к встрече.

Все у меня будет хорошо.

 

 

Я выдрежан.

Я терпелив.

Всех люблю.

Мое терпение безгранично. Я владею собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая копилка

 

« Педагог  как  личность, умеющий оценивать свою профессиональную деятельность».

 

         Личность - устойчивая система социально значимых черт человека, характеризующая его как члена общества и общности. Личность в человеке или человек  как личность формируется на основе его сознательной деятельности и в результате его отношений с другими людьми в процессе труда и общения. / Словарь В.С.Безрукова/

         Личность- в широком смысле слова конкретная , целостная человеческая индивидуальность./ В.С.Мерлин/

         Достоинства личности- выражает отношение ее к самой себе и общества к ней. Осознание собственного достоинства порождает самоконтроль, повышенную требовательность к себе, осознание своего долга и ответственность в обществе./ С. Безрукова/

Система ценностей современного педагога 

Кредо современного педагога           

Попробуйте задать себе вопрос: почему я считаю себя педагогом?

Можете ли вы согласится с такими ответами?

-я знаю, чему надо обучать 

-я знаю, то чему надо обучать

-я знаю, как обучить

-я понимаю, что это обучение нужно

-я вижу ,что все благодарны мне за мою работу

-я уверена в том, что мой труд полезен для общества

Данное кредо актуально на протяжении многих столетий. Такое понимание себя как педагога- профессионала вряд ли может устареть.

Как определить место имиджа педагога в его профессионально значимых качествах?

Качества необходимые педагогу.

Учитель / мнение  детей/

Добрый ,умный ,интересный ,красивый ,веселый, заботливый, любить нас,

играть с нами , все знать, не наказывать.

Учитель / мнение  педагога/

Любовь к детям, крепкое здоровье, терпение, тактичность, самокритичность, современный имидж, оптимизм, владение дидактическими приемами,

умение общаться с детьми, умение быть интересной.

Воспитать крылатого человека может только крылатый родитель и педагог, воспитать счастливого может счастливый, а современного человека только современный человек. Работа над имиджем педагога важная и главная. Имидж-знак ,символ, который является частью вашего «я».И чем точнее создан ваш образ, тем легче общаться с вами и тем  меньше сил потребуется вам для того, чтобы найти общий язык с окружающими.

Попробуйте начать работу над имиджем, используя положительные установки:

  • Попытайтесь осознавать себя источником всего положительного и отрицательного
  • Предпочитайте высокую самооценку
  • Постарайтесь поверить в доброжелательность и в доброго человека
  • Проявляйте позитивное отношение к жизни и умение радоваться
  • Поддерживайте свое желание рисковать при здоровом инстинкте самосохранения и  способность к переменам.

Мини-диагностикасамооценки уровня использования знаний и умений педагога.

1.Насколько, на Ваш взгляд, Вы используете свои знания в занимаемой должности? / оценка в процентах 10,20,30,40,50,60,70,80,90,100/

2. Насколько, с Вашей точки зрения, Вам удается реализовать свои умения в занимаемой должности? / оценка в процентах 10,20,30,40,50,60,70,80,90,100/

 

Оценочные проценты

степени проявления потенциала компетентности  педагогов

 

1 уровень-от70% и выше- хороший уровень проявления  компетентности;

2уровень-от60 до 70%- « порог риска»;

3 уровень-от 60% и ниже- группа риска.

 

 

Ф.И.О.педагога

Уровни компетентности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 уровень-                   2 уровень-                 3 уровень-

 

Тест « Эмоциональная направленность личности»

/ кн. « Энциклопедия современного учителя» стр. 43/

 

 Мини- тренинг

1 упражнение

« Преодоление трудностей»

Инструкция:

« Трудность» может изображать любой предмет, выставленный на пути.

Рефлексия: 1. Личностная особенность человека при  столкновении с трудностями.

2.Развести « как я действовал и как  я хотел бы действовать, но не могу, почему».

3.Выделить стратегии личности по преодолению трудностей.

2 упражнение

« Чучело»

Инструкция:

Представьте ,что перед вами чучело, на которое вы можете надеть самую старую, некрасивую одежду, от которой хотите избавиться. Наделите это чучело своими самыми плохими качествами, которые отпугивают и отталкивают от вас людей, мешают  вам общаться. Записывается на бумаге.

Рефлексия:

1.Причины появления отрицательных качеств.

2.Способы избавления от них.

3. «Защита и нападение» в общении.

3 упражнение

« Моя траектория»

Инструкция:

Многие люди размышляя двигаются по замкнутой траектории: по кругу, квадрату или треугольнику. А некоторые по траектории-зигзагу.

Попробуйте все траектории, выберите присущую Вам./5 минут, можно музыку тихую спокойную/. После все делятся на подгруппы: квадраты, треугольники, круги, зигзаги.

Необходимо найти общие черты характера, проанализировать Личность человека, который мог бы предпочесть ту же самую фигуру, что и они.

Рефлексия:

  1. Насколько мы осознаем собственные предпочтения и склонности.
  2. Насколько мы можем по внешним признакам судить о предпочтениях и склонностях других людей.

Можно сравнить результат группы с описанием психологическим.

/ж. Школьные технологии, стр.151, № 2- 2000г./

 

Составила  психолог                       Л.И. Кирякова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
В помощь классного руководителя.doc 77 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн