Submitted by гульмира даунова on Tue, 10/12/2013 - 23:02
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. АЛГАЙСКИЙ НОВОУЗЕНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Методическая разработка урока по химии по теме: «Соли»
Дауновой Гульмиры Искаковны
учителя химии и экологии
2013 год
Урок по химии в 8 классе по теме «Соли»
Цель урока: Изучение состава, строения и номенклатуры солей.
Задачи урока:
обучающие: формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;
развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков,
воспитательные: прививать интерес к предмету, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: презентация "Соли, компьютер, проектор, интерактивная доска; оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками под номерами (кислота, щелочь, поваренная соль);индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.
Литература: Учебник О.С. Габриеляна "Химия 8 класс". Дрофа, М, 2007.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Какие классы веществ мы уже изучили? Что такое оксиды? Что такое основания? Что такое кислоты?
5. К какому классу относятся вещества, дать им названия.
NO, HNO3, NaOH, HNO2, CO2,Mg(OH)2, H2CO3, H2SO3, H2SO4.
6. Определите ряд формул, состоящих только из кислотных (основных) оксидов:
a) Na2O, N2O, CuO;
b) CO2,P2O5, Cl2O7;
c) MgO, BaO, ZnO; Li2O, CaO, CO.
3.Новая тема
Сегодня мы познакомимся с одним из многочисленных классов веществ в неорганической химии—солями. Это твердые вещества, они отличаются друг от друга по цвету и растворимости в воде.
Чтобы узнать, что это за класс, давайте попробуем отгадать вещество в чёрном ящике.
Игра"Волшебный ящик"
Угадайте вещество:
1. Вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека.
2. Это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке.
3. В год каждый человек потребляет от 3до 5 кг. этого вещества.
4. Это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации.
5. Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
6. Еще это вещество изображено на гербе нашего города Новоузенска.
Это-……(соль).
"Знаете ли вы, что: "
Толщина пласта соли в г. Соль- Илецк превышает 1,5 км.
Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем130 м.
А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км. Значение соли отражено в многочисленных пословицах, поговорках, обычаях. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской нации.
Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Итак, какая тема урока сегодня?
Тема урока: Соли
Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.
Водород в кислотах замещается ионом металла
H2SO4 – серная кислота ZnSO4 – сульфат цинка.
Какая связь существует в этих соединениях?
Составление формул солей
Пошаговый алгоритм составления формул солей
Алгоритм действий при составлении формулы соли
1) Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.
2) Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.
3) Разделить полученное число:
-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;
-на заряд кислотного остатка ИА писать индекс кислотного остатка.
Проверка: произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка.
Номенклатура солей.
Название
соли
=
Название кислотного остатка
+
Название металла в родительном падеже
+
С.О. металла
Вывод: Соли можно рассматривать как производные кислот и оснований.
А как правильно назвать соль? (Таблица №5 учебника) с. 109