На последнем уроке мы говорили о костюмах разных народов, которые проживают в России. И вы должны были дома вместе с родителями смастерить куклу из любых материалов своими руками. (Слайд1)
Выставка кукол
- Расскажите о своей кукле: из чего сделали, как выпоняли работу, кто помогал, как назвали. (Рассказы детей)
3. Самоопределение к деятельности.
Ребята, а где проживают все народы, о которых мы говорили? ( РОССИИ)
Что такое Россия?
Какой город является столицей России? Как по-другому мы называем Россию? (Родина)
Посмотрите на картины. По этим иллюстрациям сделайте предположения, о чем пойдет речь на уроке.
Где вы наблюдали природу?(Слайд2)
Прочитайте тему урока.
4. Работа по теме урока.
А)Беседа.
- Послушайте стихотворениеРодные края
Широкие, привольные,
Родимые края…
Берёзка белоствольная,
Любимица моя,
Стоит, как свечка, белая,
Глядит она вокруг:
Ей рожь кивает спелая,
Ей кланяется луг.
Кругом так славно, солнечно,
Куда ни поглядишь,
Над озером тихонечко
Колышется камыш.
Плывут протокой узкою
Утята чередой.
Люби природу русскую,
Храни, читатель мой!
О чем идет речь в стихотворении? Как называет березку автор? Что еще из природы описывает автор?
Найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль.
- А сегодня я вам предлагаю совершить воображаемое путешествие по родной стране.
А для чего это нам нужно? (цель: изучить природу России) (слайд 3 )
Б) Работа по учебнику. Учитель работает по карте России. Слайд
- А на чем же мы будем путешествовать, отгадайте:
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский самолет (вертолет) –
Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с.50-51
О чем вы можете рассказать? Каких животных вы видите? (работа по рисункам)
- Полетим на вертолете. Давайте начнем наше путешествие с дальнего и холодного уголка нашей страны. Это Крайний Север. Здесь дольше всего гостит зима. Слайд4,5
На этой земле все время лежит снег, бывают сильные морозы, дуют холодные ветры, кружат метели. Эту землю так и называют «Белая земля»
Каких животных вы видите? (белый медведь, северный олень) Белый медведь и северный олень хорошо приспособились к сильным морозам. Эти животные имеют густую длинную шерсть.( Слайд 6)
Человек едет на оленях. Быстро мчатся нарты по глубокому снегу. Нарты специальные сани, в которые запрягают оленей.
- А как одет человек? (Слайд 7) Человек одет тепло. Его одежда сшита из оленьего меха. Из шкур оленей жители Севера собирают жилища. Эти жилища называют чумы. Но нам пора лететь дальше.
(Вертолетик переставляется на карте Дальнего Востока (слайд8)
- Что вы можете сказать об этом крае? Чем он богат? Чем занимаются здесь люди? (Здесь много рыбы. Люди занимаются рыбаловством)
-В морях Дальнего Востока много рыбы. На кораблях рыбу привозят в порт. В порт приходят корабли из стран с разными товарами. (Слайд9)
Если с Дальнего Востока лететь вглубь страны, мы увидим тайгу.
-Что такое тайга? (тайга это огромный хвойный лес.) слайд10
- Посмотрите, какие деревья растут в тайге? (ель, сосна) Слайд11
-Каких животных можно встретить в тайге? (волка, медведя, белку, тигра) (Слайд12)
- А как выдумаете, чем занимаются люди, живущие в этих краях? (охотой, собирают грибы, ягоды) (Слайд13)
- А теперь летим дальше. Вы узнаете этот лес? (слайд14) правильно. Наши места называются Смешанные и широколиственные леса. Какие деревья растут в наших лесах? (Слайд15)
А каких животных вы знаете, которые живут в наших лесах? (Слайд 16)
- Пролетая дальше, мы увидим поля и горы. В горах можно увидеть горца с отарой овец. (слайд17,18 )
- А какие прекрасные города есть в нашей России! Назовите известные вам города.
-Ребята, а в каких местах России вы уже были? Расскажите об этом.
А нам пора возвращаться домой. В какой город или деревню мы полетим?
( Казань)
Сделать вывод:природа России разнообразна и прекрасна. Природу нужно беречь и хранить.
5. музыкальная физкультминутка.
6.Продолжение работы по теме урока. А теперь поработаем в рабочей тетради. Откройте страницу 38-39.
А) выполнение заданий в рабочей тетради. (дети рисуют волшебный мир природы на карте нашей Родины в рабочей тетради на стр 38-39)
Б) работа в группах
Опишите природу разных районов России. ( степь, тундра, смешанные леса) Выступления.
6. Рефлексия.
Что узнали нового на уроке?
Что на уроке было интересным?
Где могут пригодиться полученные знания?
О чем еще хотели узнать самостоятельно? А как вы это сможете сделать?