Submitted by Оксана Леонидовна Седова on Fri, 06/12/2013 - 07:10
Тема: Человек в системе социальных связей
Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала. Лабораторно- исследовательский
Формы организации обучения: работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)
Презентация.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
Обратите внимание на слайды, и предположите о чем сегодня пойдет речь…
- Итак, тема урока "Человек в системе социальных связей".
II. Цель и задачи урока.
- Исходя из темы, давайте определим задачи урока.
- На уроке вы будете работать в группах
- Необходимо выбрать руководителя группы. У вас на столе лежит оценочный лист, в процессе урока руководители выставляют плюсы и минусы напротив каждой фамилии и это будет основанием для выставления оценок в журнал.
Критерии оценивания работы группы:
- умение аргументировать свой ответ;
- умение сотрудничать с группой;
- умение выражать своё мнение.
III. Изучение нового материала.
Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: "Вот, Платон, твой человек".
? Кто был прав Платон или случайно проходящий философ.
Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природного и культурного факторов Человеческая природа двойственна. Ребята давайте вспомним биологические и социальные свойства человека.
Задание 1
Заполните таблицу: “Человек как биосоциальное существо”. (Отрабатываются задания В4 – на умение применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка).
Биологическое в человеке
Социальное в человеке
1. Наличие кровеносной системы.
2. Инстинкт самосохранения.
3. Способность создавать орудия труда.
4. Обмен веществ между организмом и природой.
5. Способность к абстрактному мышлению.
6. Умение говорить.
7. Субъект познания и изменения мира.
8. Пищевой инстинкт.
9. Строение клеточной и мышечной системы.
10. Творческая деятельность.
Ответ: 12489 – биологические свойства в человеке
356710- социальные свойства в человеке
Ответы детей (примерные выводы)
1) Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
2) Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.
3) Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.
Задание 2
- При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.
1 группа
1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид)
2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид)
3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества - разума, воли, потребностей, интересов и т.д. (Индивид
- Одно из определений записать
2 группа
1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (Индивидуальность)
2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность)
3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность)
- Одно из определений записать.
3 группа
- Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?
Личность - человек с социально значимыми качествами.
Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Личность - человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.).
Личность - социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.
- Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?
- Одно из определений записать.
Учитель: Есть такое предание
Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: "Что ты ищешь, Диоген?". "Ищу человека", отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?
По вашему мнению, что искал Диоген, говоря я ищу человека …. (Личность)
- Слово "личность" первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.
Задание 3
Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ ? Составьте образный портрет личности (коллаж).
1 способность делать выбор (сила воли, характер)
2 несет ответственность за свои дела, поступки
3 наличие собственности
4 целеустремленность
5 творческий подход к жизни
6 неудовлетворенность существующем положением
7 спортивная фигура
8 трудолюбие
9 банковский счет
10 независимость
11 инициативность
Учитель Легко ли быть личностью?
Предполагаемые ответы:
- Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность - это непрекращающееся усилие.
- Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.
- Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.
Задание 4
Пользуясь художественным рядом, выполните задания
1) Выделите из предложенного ряда примеры положительной личности аргументируйте свой ответ .
2) Выделите из предложенного ряда человека которого нельзя считать личностью.
3) Выделите из предложенного ряда примеры отрицательной личности, аргументируйте свой ответ.
4) Осветить аспект противоположности личности положительной и отрицательной.
Учитель:Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека.
Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества к которому он принадлежит называется – социализацией Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
Ученые выделяют:
1. Первичную социализацию – усвоение норм и ценностей ребенка
2. Вторичную социализацию - усвоение социальных норм и ценностей взрослого.
Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность в данном обществе.
Учитель:Скажите, процесс социализации имеет какие-то рамки, или это длительный процесс…..
Вывод: Существует множество теорий, концепций познания человека. Но ни одна из них не дает ответа на вопрос: "Что такое человек?". Вспомните наш анекдот про Платона!!! Сегодня на уроке мы постарались приблизится к пониманию понятия человек и в этом нам помогли новые понятия и термины , напомните пожалуйста какие понятия мы усвоили на уроке….
Предполагаемые ответы:
- Биологическое и социальное в человеке
- Индивид, индивидуальность, личность
- Социализация
Возможно, этот ответ будет найден в XXI веке т.к. многие ученые утверждают, что XXI век будет "веком человека". Формирование личности происходит в процессе социализации, от того в каком обществе человек живет и формируется зависит какой личностью он станет.
Ребята я благодарю вас за урок, мне очень понравилось работать с вами, желаю вам стать полноценными личностями, ….