Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Человек в системе социальных связей

Submitted by Оксана Леонидовна Седова on Fri, 06/12/2013 - 07:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Седова Оксана Леонидовна
Место работы, должность: 
г.Уфа МАОУ СОШ №38 учитель истории и обществознания
Регион: 
Республика Башкортостан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник Боголюбов Л.Н. " Обществознание" 10 класс , Баранов П.А   Обществознание Контрольные и проверочные работы М, АСТ, Ермак 2005 г. 

Используемое оборудование: 

Мультимедия

Краткое описание: 
Тема: Человек в системе социальных связей Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах. Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала. Лабораторно- исследовательский Формы организации обучения: работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий) Презентация. Ход урока I. Организационно-мотивационный этап. Обратите внимание на слайды, и предположите о чем сегодня пойдет речь… - Итак, тема урока "Человек в системе социальных связей". II. Цель и задачи урока. - Исходя из темы, давайте определим задачи урока. - На уроке вы будете работать в группах - Необходимо выбрать руководителя группы. У вас на столе лежит оценочный лист, в процессе урока руководители выставляют плюсы и минусы напротив каждой фамилии и это будет основанием для выставления оценок в журнал. Критерии оценивания работы группы: - умение аргументировать свой ответ; - умение сотрудничать с группой; - умение выражать своё мнение. III. Изучение нового материала. Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: "Вот, Платон, твой человек". ? Кто был прав Платон или случайно проходящий философ. Ответ__________________________________________________ Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природного и культурного факторов Человеческая природа двойственна. Ребята давайте вспомним биологические и социальные свойства человека. Задание 1 Заполните таблицу: “Человек как биосоциальное существо”. (Отрабатываются задания В4 – на умение применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка). Биологическое в человеке Социальное в человеке 1. Наличие кровеносной системы. 2. Инстинкт самосохранения. 3. Способность создавать орудия труда. 4. Обмен веществ между организмом и природой. 5. Способность к абстрактному мышлению. 6. Умение говорить. 7. Субъект познания и изменения мира. 8. Пищевой инстинкт. 9. Строение клеточной и мышечной системы. 10. Творческая деятельность. Ответ: 12489 – биологические свойства в человеке 356710- социальные свойства в человеке Ответы детей (примерные выводы) 1) Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. 2) Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека. 3) Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером. Задание 2 - При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями. 1 группа 1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид) 2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид) 3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества - разума, воли, потребностей, интересов и т.д. (Индивид - Одно из определений записать 2 группа 1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (Индивидуальность) 2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность) 3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность) - Одно из определений записать. 3 группа - Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему? Личность - человек с социально значимыми качествами. Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Личность - человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.). Личность - социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности. - Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему? - Одно из определений записать. Учитель: Есть такое предание Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: "Что ты ищешь, Диоген?". "Ищу человека", отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми? По вашему мнению, что искал Диоген, говоря я ищу человека …. (Личность) - Слово "личность" первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений. Задание 3 Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ ? Составьте образный портрет личности (коллаж). 1 способность делать выбор (сила воли, характер) 2 несет ответственность за свои дела, поступки 3 наличие собственности 4 целеустремленность 5 творческий подход к жизни 6 неудовлетворенность существующем положением 7 спортивная фигура 8 трудолюбие 9 банковский счет 10 независимость 11 инициативность Учитель Легко ли быть личностью? Предполагаемые ответы: - Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность - это непрекращающееся усилие. - Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование. - Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других. Задание 4 Пользуясь художественным рядом, выполните задания 1) Выделите из предложенного ряда примеры положительной личности аргументируйте свой ответ . 2) Выделите из предложенного ряда человека которого нельзя считать личностью. 3) Выделите из предложенного ряда примеры отрицательной личности, аргументируйте свой ответ. 4) Осветить аспект противоположности личности положительной и отрицательной. Учитель: Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека. Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества к которому он принадлежит называется – социализацией Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. Ученые выделяют: 1. Первичную социализацию – усвоение норм и ценностей ребенка 2. Вторичную социализацию - усвоение социальных норм и ценностей взрослого. Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность в данном обществе. Учитель: Скажите, процесс социализации имеет какие-то рамки, или это длительный процесс….. Вывод: Существует множество теорий, концепций познания человека. Но ни одна из них не дает ответа на вопрос: "Что такое человек?". Вспомните наш анекдот про Платона!!! Сегодня на уроке мы постарались приблизится к пониманию понятия человек и в этом нам помогли новые понятия и термины , напомните пожалуйста какие понятия мы усвоили на уроке…. Предполагаемые ответы: - Биологическое и социальное в человеке - Индивид, индивидуальность, личность - Социализация Возможно, этот ответ будет найден в XXI веке т.к. многие ученые утверждают, что XXI век будет "веком человека". Формирование личности происходит в процессе социализации, от того в каком обществе человек живет и формируется зависит какой личностью он станет. Ребята я благодарю вас за урок, мне очень понравилось работать с вами, желаю вам стать полноценными личностями, …. Рефлексия Домашнее задании е: § 7 , опережающее дом. задание с. 67-70, (прочитать) Написать эссе "Личность - та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая" И.Ефремов.

Тема: Человек в системе социальных связей

Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала. Лабораторно- исследовательский

Формы организации обучения: работа в группах  (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)

Презентация.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

  Обратите  внимание на слайды, и предположите о чем сегодня пойдет речь…

- Итак, тема урока  "Человек в системе социальных связей".

II. Цель и задачи урока.

 - Исходя из темы, давайте определим задачи урока.

-  На уроке вы будете работать в группах

 -  Необходимо выбрать руководителя группы. У вас на столе лежит оценочный лист, в процессе урока  руководители выставляют плюсы и минусы напротив каждой фамилии и это будет основанием для выставления оценок в журнал.

Критерии оценивания работы группы:

- умение аргументировать свой ответ;

- умение сотрудничать с группой;

- умение выражать своё мнение.

 

 

 

III. Изучение нового материала.

Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: "Вот, Платон, твой человек".

? Кто был прав Платон или случайно проходящий философ.

Ответ__________________________________________________

Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем.  Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природного и культурного факторов Человеческая природа двойственна. Ребята давайте вспомним биологические и социальные свойства человека.

Задание 1

Заполните таблицу: “Человек как биосоциальное существо”. (Отрабатываются задания В4 – на умение применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка).

Биологическое в человеке

Социальное в человеке

   
 

1.                 Наличие кровеносной системы.

2.                 Инстинкт самосохранения.

3.                 Способность создавать орудия труда.

4.                 Обмен веществ между организмом и природой.

5.                 Способность к абстрактному мышлению.

6.                 Умение говорить.

7.                 Субъект познания и изменения мира.

8.                 Пищевой инстинкт.

9.                 Строение клеточной и мышечной системы.

10.            Творческая деятельность.

Ответ:  12489 – биологические свойства в человеке

             356710- социальные свойства в человеке

 Ответы детей  (примерные выводы)

1)                Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

2)                Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

3)                Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.

Задание 2

- При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.

1 группа

1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид)

2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид)

3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества - разума, воли, потребностей, интересов и т.д. (Индивид

- Одно из определений записать                      

2 группа

1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (Индивидуальность)

2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность)

3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность)

-  Одно из определений записать.

3 группа

 - Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?

Личность - человек с социально значимыми качествами.

Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность - человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.).

Личность - социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.

Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?

- Одно из определений записать.

Учитель:  Есть такое предание

 Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: "Что ты ищешь, Диоген?". "Ищу человека", отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?

По вашему мнению, что искал Диоген, говоря я ищу человека ….  (Личность)

- Слово "личность" первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.  

Задание 3

 Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ ? Составьте образный портрет личности (коллаж).

1                   способность делать выбор (сила воли, характер)

2                   несет ответственность за свои дела, поступки

3                   наличие собственности

4                   целеустремленность                                                                          

5                   творческий подход к жизни

6                   неудовлетворенность существующем положением

7                   спортивная фигура

8                   трудолюбие

9                   банковский счет

10              независимость

11              инициативность

 

Учитель   Легко ли быть личностью?

Предполагаемые ответы:

-  Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность - это непрекращающееся усилие.

- Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.

- Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.

 

Задание 4

Пользуясь художественным рядом, выполните задания

1)                Выделите из предложенного ряда примеры положительной личности аргументируйте свой ответ .

 

2)                 Выделите из предложенного ряда человека которого нельзя считать личностью.

 

 

3)                Выделите из предложенного ряда примеры отрицательной  личности, аргументируйте свой ответ.

 

4)                Осветить аспект противоположности личности положительной и отрицательной.

 

Учитель:Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества к которому он принадлежит называется – социализацией Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

Ученые выделяют:

1.                Первичную социализацию – усвоение норм и ценностей ребенка

2. Вторичную социализацию  - усвоение социальных норм и ценностей взрослого.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность  в данном обществе.

Учитель:Скажите, процесс социализации имеет какие-то рамки, или это длительный процесс…..

Вывод: Существует множество теорий, концепций познания человека. Но ни одна из них не дает ответа на вопрос: "Что такое человек?". Вспомните наш анекдот про Платона!!! Сегодня на уроке мы постарались приблизится к пониманию понятия человек и в этом нам помогли новые понятия и термины , напомните пожалуйста какие понятия мы усвоили на уроке….

Предполагаемые ответы:

 

- Биологическое и социальное в человеке

- Индивид, индивидуальность, личность

- Социализация

 

 Возможно, этот ответ будет найден в XXI веке т.к. многие ученые утверждают, что XXI век будет "веком человека". Формирование личности происходит в процессе социализации, от того в каком обществе человек живет и формируется зависит какой личностью он станет.

Ребята я благодарю вас за урок, мне очень понравилось работать с вами, желаю вам стать полноценными личностями, ….

 

Рефлексия

Домашнее задании е:  § 7 , опережающее дом. задание с. 67-70, (прочитать)

 Написать эссе "Личность - та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая" И.Ефремов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн