Submitted by Ирина Евгеньевна Лихачёва on чт, 05/12/2013 - 00:02
ХОД УРОКА
І.Организациякласса
Учитель приветствует учеников и сообщает им правила проведения диспута.
- Мы собрались, чтобы обсудить важную тему: происхождение жизни на нашей планете - предмет многовековых дискуссий, в которых участвовало не одно поколение человечества. Сегодня на уроке мы тоже проведем дискуссию. И чтобы наша работа была продуктивной нам необходимо вспомнить правила проведения дискуссии.
1. Внимательно слушать.
2. Говорить по существу.
3. Не перебивать говорящего
4. Аргументировано высказывать своё мнение.
5. Каждый имеет право на собственное мнение.
6. Каждый имеет право изменить свое мнение.
ІІ.Мотивация учебной деятельности
- Одним из спорных и, в тоже время, интересных в современном естествознании является вопрос о происхождении жизни. Жизнь окружает нас повсюду – в вечных льдах и в раскаленных пустынях, под нашими ногами, в воздухе и в самых темных глубинах океана. Земля насыщена жизнью в таком изобилии и разнообразии, что это потрясает воображение. Как все это началось? Как появилась наша планета и ее обитатели?
Эти вопросы люди задают себе с давних времен и до сих пор не знают на них ответа. Некоторые считают, что эти вопросы не важны: жизнь на Земле возникла так давно, что это не влияет на то, что происходит вокруг нас каждый день. Однако точка зрения на происхождение жизни оказывает влияние на наше отношение к настоящей жизни и к будущему. Решение этого вопроса для общества имеет исключительное значение. Вопрос о происхождении жизни формирует мировоззрение человека, понятия о месте и роли человека в природе.
ІІІ. Актуализация знаний
1. Что такое гипотеза?
2. Задумывались ли вы над вопросом о происхождении жизни на земле?
3. Какие гипотезы происхождения жизни вам известны?
учащиеся заполняют карточки:
Гипотезы происхождения жизни не Земле
Знаю
Не знаю
Хочу узнать больше
Креационизм
Самозарождение жизни
Биохимическая эволюция
Панспермия
Своя гипотеза
ІV. Усвоение и осмысление новых знаний
На протяжении тысячелетий человечество интересовалось, каким образом возникла жизнь на нашей планете. Лучшие умы, с древности вели бескомпромиссные споры на эту тему.
Основными противоречиями в те времена являлись разногласия между материалистами и сторонниками идеалистических взглядов. С тех пор прошло много времени. Мир не стоит на месте.
Процесс познания человеком окружающего мира продолжается. Накапливаются факты, делаются новые причинно-следственные связи и на сегодняшний день все гипотезы происхождения жизни на земле можно условно разделить на группы: креационизм, самозарождение, биохимическая эволюция, гипотеза панспермии.
Сейчас мы познакомимся с основными теориями возникновения жизни на Земле:
·Креационизм;
·Самозарождение жизни;
·Биохимическая эволюция;
·Панспермия.
Креационизм (лат. сгеа — создание). Согласно этой концепции, жизнь и все населяющие Землю виды живых существ являются результатом творческого акта высшего существа в какое-то определенное время. Основные положения креационизма изложены в Библии, в Книге Бытия. Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного сотворения за рамки научного исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а поэтому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни отвергнуть эту концепцию.
Самозарождение жизни. Эта теория была распространена в Древнем Китае, Вавилоне и Древнем Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Аристотель (384—322 гг. до н. э.), которого часто провозглашают основателем биологии, придерживался теории спонтанного зарождения жизни. Согласно этой гипотезе, определённые «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворенном яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также в солнечном свете, тине и гниющем мясе.
Гипотеза биохимической эволюции. В 1924 г. биохимиком А. И. Опариным, а позднее английским ученым Дж. Холдейном (1929) была сформулировала гипотеза, рассматривающая жизнь как результат длительной эволюции углеродных соединений.
Гипотеза панспермии. Согласно этой доктрине жизнь была занесена на нашу планету из космоса. И основана она на возможности некоторых простейших организмов переносить такие неблагоприятные условия, как: температура близкая к абсолютному нулю, глубокий вакуум, радиация и ряд других факторов. Это теория не отрицает возможность умышленного «занесения» жизни на планету какими-то инопланетными существами.
Предоставляем слово нашим ученым.
1. Презентация гипотез происхождения жизни на Земле(выступление участников дискуссии):
· Креационизм (приложение 1).Презентация 1.ppt
· Славянский миф происхождения жизни на Земле Презентация2.ppt
· Самозарождение жизни (приложение 2). Презентация3.ppt
· Космическая теория возникновения жизни на Земле (приложение 4). Презентация4.ppt
Физкультпауза
«Вредные советы»
Если на клавиатуре западает пара клавиш,
Это значит – ты, у нас, ударник и, вообще, герой труда,
Незаметно поменяйся ей с бездельником соседом:
У таких, клавиатуры не стареют никогда!
(Ученики встают и выполняют импровизированные движения: наклоны, круговые движения головы, потягивания и т.п.)
2. Интерактивное высказывание собственного мнения(ученики голосуют карточками за ту гипотезу, с которой согласны)
3.ДебатыПрием«Займи позицию» (учитель зачитывает тезисы; выступающие приводят аргументы в защиту гипотезы, которой придерживаются и задают вопросы друг другу) (приложение 5)
4.Повторное голосованиеПрием«Смени позицию» (ученики голосуют карточками за того участника дискуссии, который был убедительней).
V.Обобщение и систематизация знаний
1. Какие гипотезы происхождения жизни на Земле вы запомнили?
2. Какую из них вы считаете наиболее убедительной?
3. Почему гипотез происхождения жизни на Земле довольно много?
VІ.Подведениеитогов.
- Гипотез о возникновении жизни на Земле много, потому что не одну из них нельзя проверить на практике. Каждый человек имеет право придерживаться той гипотезы, которую считает более убедительной. Каждый человек имеет право аргументировано доказывать свое мнение в дискуссии.
Рефлексия
Прием«Цветной индекс урока»
Красный – урок бил интересный, синий – уроком довольный, желтый – пользы от урока не получил.
- Чему мы научились на уроке?
- Вам интересно было вести дискуссию? (следить за дискуссией)?
- Оцените работу участников дискуссии.
- Оцените свою работу на уроке
(ученики выставляют оценки на цветных карточках)
VІІІ.Домашнеезадание
1. Составитьправила ведения дискуссии.
2. Подготовить вопросы аргументы в защиту гипотезы происхождения жизни на Земле, которую высчитаете наиболее убедительной.