Необходимо отметить, что ресурсы могут быть не только электронными. Крупнейшими хранилищами информации являются библиотеки, музеи, архивы.
Все ресурсы информационного пространства можно разделить на четыре группы, отражающие их образовательные возможности:
1. Специально созданные в целях образования, воспитания и развития, обустроенные в соответствии со структурой процесса обучения. К этой группе относятся различные ресурсы пространства, которые, например, позволяют учащимся самостоятельно оценить уровень знаний
по тому или иному предмету; учебные модули, созданные для изучения предмета в рамках дистанционного обучения; виртуальные тренажеры и т.д. Сюда же относятся учебники, учебные пособия, самоучители и другие печатные материалы.
2. Источники, на изучении которых строится процесс обучения, они изначально создавались с другими целями. К ним относится, в первую очередь, художественная, научная и публицистическая литература, а также произведения живописи, музыки. Их освоение зависит от использования той или иной методики.
3. Ресурсы, которые могут быть использованы в целях образования для создания и решения практико-ориентированных ситуаций. Различные справочные материалы являются источником реальных сведений.
4. Информационные ресурсы, образовательное использование которых невозможно. В основном, это элементы пространства, содержание которых связано с нарушением моральных и нравственных норм общества.
Информационная среда – совокупность информационных объектов, средств коммуникации, способов получения, переработки, использования, создания информации.
Среда не создается искусственно, а возникает как закономерное последствие такой организации работы школы, которая предусматривает обновление содержания обучения с помощью использования новых средств обучения – информационных технологий.
Информационно-образовательная среда – это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования. Она возникает как результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства.
Можно сказать, что информационно-образовательная среда представляет собой созданную субъектами процесса обучения интеграцию:
• информации на традиционных и электронных носителях;
• информационно-телекоммуникационных технологий взаимодействия, включающих в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных;
• дидактико-методических комплексов.
К основным характеристикам информационно-образовательной среды, значимым для организации процесса обучения, можно отнести:
1. Открытость, которая обеспечивается за счет взаимодействия среды с информационно-образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного процесса.
2. Целостность, т. е. внутреннее единство компонентов среды. За счет этого обеспечивается целесообразная логика развертывания процесса обучения: постановка целей обучения, связанные с нею деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и планируемый результат. Целостность возникает в результате сознательных действий субъектов педагогического процесса. Она конструируется с учетом инвариантного содержания учебного материала, оптимальных методов и способов обучения, содействующих достижению целей образования.
3. Полифункциональность, связанная с тем, что среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной работы школьников.
Информационно-образовательная среда позволяет реализовать дидактические возможности инновационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу школьников, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной познавательной деятельности.
Поновым стандартам целью обучения становится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащегося проблем. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат совместной деятельности с учащимся в соответствии с содержанием образования (программой), личностным опытом, познавательными интересами и потребностями учеников.
Предпочтение отдается методам обучения, направленным на освоение универсальных способов деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, практической, коммуникативной), на открытие знаний и объяснение явлений (проблемное обучение, метод проектов портфолио и т. д.). Все они так организуют процесс обучения, что учащиеся активно используют как собственные ресурсы, так и ресурсы информационного пространства. При этом происходит формирование индивидуальной информационно-образовательной среды на основе некоего угла зрения, определяющего взгляд конкретного ученика на окружающий его мир. Учитель предстает как организатор педагогической поддержки учащихся в ходе образовательного процесса (при определении целей обучения, выборе соответствующего учебного материала, решении проблем,
оценке достигнутых результатов), как тьютор. Ученик же выступает как создатель субъективно (а иногда и объективно) новой информации в результате продуктивной деятельности (внешней и внутренней), основывающейся на личностном опыте.
Учебники и учебные пособия построены на основе принципов работы в открытом образовательном пространстве: использованием гипертекстов, мультимедиа и т. д. Сейчас для школы разработаны электронные информационно-образовательные среды – сочетание электронных образовательных ресурсов (медиатеки, энциклопедии, уроки) и инструментов для управления этими ресурсами (поиск, отбор, представление). Они дополняют традиционные книжные ресурсы (учебник, рабочую тетрадь и др.). При этом и те, и другие входят в информационно-образовательное пространство. Организацию процесса обучения для повышения его эффективности целесообразно строить целостно, в рамках всего пространства.
По объему ресурсы информационно-образовательного пространства принципиально избыточны. Это позволяет обеспечить возможность выбора уровня и глубины изучения материала.
Структуру, границы и содержательное наполнение информационно-образовательной среды в каждом случае задают ее субъекты (конкретный ученик, учебная группа, конкретный учитель). Процесс обучения при этом опирается на интерактивное взаимодействие учащихся и содержания образования, позволяя школьнику осуществлять самоконтроль и самооценку в его продвижении.
Предлагаю Вам ознакомиться с презентацией
Предлагаю для обсуждения следующие вопросы:
1. Плюсы и минусы использования информационных технологий в учебном процессе
2. Нужен ли полный переход на электронное образование?
3. Как вы используете информационные технологии в учебном процессе? Возникают ли у Вас трудности, вопросы в процессе использования ИКТ?
Перейти к обсуждению
Желаю всем успешной работы в ходе семинара!
вернуться в "Город мастеров"
|