Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование информационных технологий как средство мотивации к учёбе, познавательной и творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

 

вернуться в "Город мастеров"

 

Образование в информационном обществе приобретает новое качество благодаря наличию информационных и телекоммуникационных технологий, информационного пространства, которые создают возможности для каждого человека получать информацию в том объеме, который необходим ему для саморазвития и самосовершенствования. Все больше востребована концепция «образование без границ». Ее реализация связана с открытостью образовательного пространства и образовательных систем.  Эффективное использование образовательного пространства требует качественно новой системы обучения, связанной с реализацией субъектной позиции ученика, опирающейся на его активное желание познавать и создавать новое, то есть образовательное пространство – база для осуществления на практике идеи гуманитаризации образования, обращения образовательного процесса к потребностям человека в общекультурном, общегуманитарном смысле.

Информация – это сведения, факты, комментарии, мнения, представленные в печатном или цифровом виде, которые можно хранить и передавать по мере необходимости. Компонентами информационного пространства  являются информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационную инфраструктуру. 

Необходимо отметить, что ресурсы могут быть не только электронными. Крупнейшими хранилищами информации являются библиотеки, музеи, архивы.

Все ресурсы информационного пространства можно разделить на четыре группы, отражающие их образовательные возможности:

1. Специально созданные в целях образования, воспитания и развития, обустроенные в соответствии со структурой процесса обучения.   К этой группе относятся различные ресурсы пространства, которые, например, позволяют учащимся самостоятельно оценить уровень знаний

по тому или иному предмету; учебные модули, созданные для изучения предмета в рамках дистанционного обучения; виртуальные тренажеры и т.д. Сюда же относятся учебники, учебные пособия, самоучители и другие печатные материалы.

2. Источники, на изучении которых строится процесс обучения, они изначально создавались с другими целями. К ним относится, в первую очередь, художественная, научная и публицистическая литература, а также произведения живописи, музыки. Их освоение зависит от использования той или иной методики.

3. Ресурсы, которые могут быть использованы в целях образования для создания и решения практико-ориентированных ситуаций. Различные справочные материалы являются источником реальных сведений.

4. Информационные ресурсы, образовательное использование которых невозможно. В основном, это элементы пространства, содержание которых связано с нарушением моральных и нравственных норм общества.

Информационная среда – совокупность информационных объектов, средств коммуникации, способов получения, переработки, использования, создания информации.

Среда не создается искусственно, а возникает как закономерное последствие такой организации работы школы, которая предусматривает обновление содержания обучения с помощью использования новых средств обучения – информационных технологий.

Информационно-образовательная среда – это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования. Она возникает как результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства.

Можно сказать, что информационно-образовательная среда представляет собой созданную субъектами процесса обучения интеграцию:

• информации на традиционных и электронных носителях;

• информационно-телекоммуникационных технологий взаимодействия, включающих в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных;

• дидактико-методических комплексов.

К основным характеристикам информационно-образовательной среды, значимым для организации процесса обучения, можно отнести:

1. Открытость, которая обеспечивается за счет взаимодействия среды с информационно-образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного процесса.

2. Целостность, т. е. внутреннее единство компонентов среды. За счет этого обеспечивается целесообразная логика развертывания процесса обучения: постановка целей обучения, связанные с нею деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и планируемый результат. Целостность возникает в результате сознательных действий субъектов педагогического процесса. Она конструируется с учетом инвариантного содержания учебного материала, оптимальных методов  и способов обучения, содействующих достижению целей образования.

3. Полифункциональность, связанная с тем, что среда может быть источником знаний и  одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной работы школьников.

Информационно-образовательная среда позволяет реализовать дидактические возможности инновационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу школьников, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной познавательной деятельности.

 Поновым  стандартам целью обучения становится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащегося проблем. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат совместной деятельности с учащимся в соответствии с содержанием образования (программой), личностным опытом, познавательными интересами и потребностями учеников.

Предпочтение отдается методам обучения, направленным на освоение универсальных способов деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, практической, коммуникативной), на открытие знаний и объяснение явлений (проблемное обучение, метод проектов портфолио и т. д.). Все они   так организуют процесс обучения, что учащиеся активно используют как собственные ресурсы, так и ресурсы информационного пространства. При этом происходит формирование индивидуальной информационно-образовательной среды на основе некоего угла зрения, определяющего взгляд конкретного ученика на окружающий его мир.  Учитель предстает как организатор педагогической поддержки учащихся в ходе образовательного процесса (при определении целей обучения, выборе соответствующего учебного материала, решении проблем,

оценке достигнутых результатов), как тьютор. Ученик же выступает как создатель субъективно (а иногда и объективно) новой информации в результате продуктивной деятельности (внешней и внутренней), основывающейся на личностном опыте.

Учебники и учебные пособия построены на основе принципов работы в открытом образовательном пространстве: использованием гипертекстов, мультимедиа и т. д. Сейчас для школы разработаны электронные информационно-образовательные среды – сочетание электронных образовательных ресурсов (медиатеки, энциклопедии, уроки) и инструментов для управления этими ресурсами (поиск, отбор, представление). Они дополняют традиционные книжные ресурсы (учебник, рабочую тетрадь и др.). При этом и те, и другие входят в информационно-образовательное пространство. Организацию процесса обучения для повышения его эффективности целесообразно строить целостно, в рамках всего пространства.

По объему ресурсы информационно-образовательного пространства принципиально избыточны. Это позволяет обеспечить возможность выбора уровня и глубины изучения материала.

Структуру, границы и содержательное наполнение информационно-образовательной среды в каждом случае задают ее субъекты (конкретный ученик, учебная группа, конкретный учитель). Процесс обучения при этом опирается на интерактивное взаимодействие учащихся и содержания образования, позволяя школьнику осуществлять самоконтроль и самооценку в его продвижении.

 

Предлагаю Вам ознакомиться с презентацией 

 

Предлагаю для обсуждения  следующие вопросы:

 

1. Плюсы и минусы использования информационных технологий в учебном процессе

2. Нужен ли полный переход на электронное образование?

3. Как вы используете информационные технологии в учебном процессе? Возникают ли у Вас трудности, вопросы в процессе использования ИКТ?

 

 

Перейти к обсуждению

 

Желаю всем успешной работы в ходе семинара!

 

вернуться в "Город мастеров"

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн