Оборудование и наглядные пособия: учебник, тетради для самостоятельной работы, карта России; флаг, герб России; карточки для индивидуальной работы; звуковой файл «Моя Россия».
Предварительная работа: раздать учащимся дополнительный материал о символах РФ, выучить стих «Родина».
Запланированные результаты и умения,характеризующие достижение результата:
· показать на карте и глобусе границы России, столицу РФ - Москва, знать место своего рождения РС (Якутия), г. Якутск;
· безошибочно узнавать государственные символы РФ: герб, флаг;
· выражать свои мысли, соответствующие теме урока.
Продолжительность занятия - 40 минут.
План урока:
I. Орг.момент
II. Постановка темы и цели урока
III. Изучение нового материала
IV. Закрепление изученного
V. Итог урока
VI. Оценивание деятельности учащихся.
VII. Домашнее задание
Список учащихся 5 класса
№
ФИ ученика
1.
Артамонова Наташа
2.
Добрынина Вика
3.
Дронова Катя
4.
Панова Алина
5.
Парфенов Андрей
6.
Филиппов Коля
классный руководитель: Исакова Лидия Петровна
Авторский медиапродукт - презентация из 28 слайдов(среда Power Point).
Медиапродукт.
I Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.
II Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
III Последовательные кадры презентации.
IV Содержание кадров
№ слайда
Содержание слайда
Слайд № 1
Ребус «Р1А»
Слайд № 2- 6
пословицы о Родине
Слайд № 7
число, тема урока
Слайд № 8
фон
Слайд № 9
словарная работа – Российская Федерация*
Слайд № 10
северное полушарие, материк Евразия
Слайд № 11
Расположение РФ – океаны
Слайд № 12
карта РФ границы
Слайд № 13
карта РФ - население России
Слайд № 14
стих «Что Родиной моей зовётся?»
Слайд № 15
Родина - словарная работа
Слайд № 16
Родина - однокоренные слова, синонимы слова «родина»
Слайд № 17
первоначальное название России - Русь, И. Грозный
Слайд № 18
Россия, Российская Федерация, пословица
«Одна у человека мать, одно и у него Родина»
Слайд № 19
загадка о земном шаре
Слайд № 20
флаг РФ, портрет Петра I
Слайд № 21
флаги разных стран
Слайд № 22
герб РФ
Слайд № 23
гимн РФ
Слайд № 24
флаг, герб РС (Я), герб г. Вилюйск, герб г. Верхне- Вилюйск, фото учеников
Слайд № 25-26
первичное закрепление. Задание «Найди и дополни предложения».
Слайд № 27
стих «Родина»
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем гостей.
- Поговорим?
- Поговорим. О чём?
- О разном и о прочем,
О том, что знаешь ты,
А что – то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно.
Актуализация знаний - на доске задание «Расшифруйте слово»:(слайд № 1)
Р1А (РОДИН А)
Учитель: - Что такое Родина? (Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём).
Речевая разминка.
Учитель: - Прочитайте пословицы.(слайд № 2-5)
1 уровень: прочитай выразительно.
- Родина – это и берёзка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Это место, где ты родился и вырос.
- Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает.
- Одна у человека мать, одна у него и Родина.
- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Учитель: - С кем сравнивает Родину русский народ?(слайд № 6)
Ответ учащихся: - С матерью… - Родина оберегает, защищает, кормит, дает жизнь, как мама….
Учитель:- Объясните смысл пословиц и поговорок. Что их объединяет? Чему они посвящены?
Ответ учащихся: - Родине.
Учитель: - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Ответ учащихся: - О Родине, о России.
Учитель: - Как называется страна, в которой мы живем?
Учащиеся:- Россия, Российская Федерация.
Учитель: - Молодцы! Тема нашего урока «Российская Федерация»
Запись в тетради темы урока, числа. (стр. 66, тема. РФ § 18)(слайд № 7)
3. Изучение нового
Рассказ учителя: (слайд № 9)
Россия – наша Родина. Полное ее название - Российская Федерация. Россия, самая большая страна в мире!
Посмотрите на карту. (на доске физическая карта РФ)
Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают.
Словарная работа(слайд № 10) Федерация* означает, что государство объединяет много республик, краев и областей.
(слайд № 11) Российская Федерация расположена в северном полушарии на самом большом континенте – Евразия.
Учитель: - Общая площадь нашей страны составляет 17 миллионов квадратных километров. Она широко раскинулась с запада на восток. (показ границ на физической карте России)
(слайд № 12) Россию омывают воды трех океанов – это Северный Ледовитый океан, Тихий океан и Атлантический океан.
(слайд № 13) Протяженность границ России огромна - около 60 тысяч километров. Россия граничит с тринадцатью странами мира.
(слайд № 14) Учитель: - Россию называют многонациональной страной. Ее населяют большие и малые народы - это русские, якуты, татары, башкиры, ингуши, эвенки и другие. Всех жителей нашей страны называют россиянами. Каждый народ отличается самобытной культурой, языком и традициями.
Учитель: - Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как автор, К. Ушинский, по-другому, называет нашу страну Россию. (прил.1) (учащимся раздается текст)
Учитель: - Какие же другие имена есть у нашей страны?
Ответы учащихся: - Отечество, родина, матушка.
Чтение учителем стихотворения.(слайд № 15)
Что Родиной моей зовётся?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьётся,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя берёзка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Всё то, что с детства рядом было?
Но это станет всё пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовётся!
Чтоб были рядышком всегда
Всё, кто поддержит, улыбнётся,
Кому нужна и я сама!
Учитель: - О чём спрашивает себя герой стихотворения?
Ответы учащихся:- Родина – это река, лес, мама, место, где мы родились…
Учитель:А какое определение можно найти в словарях? Что для нас является Родиной?
Словарная работа((слайд № 16)
Родина* – это отечество, родная страна.
Родина* – это место рождения, происхождения кого-то, чего-нибудь.
Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.
Учитель:- Название России впервые дал Иван Грозный. Раньше Россию называли – Русь.(слайд № 18)
Работа над темой урока.
1) Беседа с учащимися.
Учитель: - Как называется страна, в которой мы живём?
Учащиеся:-Россия. (запись в тетради) (слайд № 19)
Учитель: - Полное название нашего государства.
Учащиеся:-Российская Федерация. (запись в тетради) (слайд № 19)
Учитель: - Составьте пословицу.
- конверт № 1 с разрезанными словами. (А. Наташа, Д. Катя, П. Андрей)
- конверт № 2 с карточкой. Задание: подберите пропущенные слова в пословице. (Ф. Коля, П. Алина, Д. Вика)(слайд № 15)(слайд № 19)
Полученную пословицу «Одна у человека мать, одна у него и Родина» записывают в тетрадь. Читают пословицу Ф. Коля, П. Андрей, до записи и после.
Физкультминутка
- А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Учитель: – Отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом - большущий шар. (Земля) (слайд № 20)
Учитель: - На что похожа наша Земля? (ответы детей)
* Демонстрируется модель Земли – глобус.
Учитель: - Что это? (глобус)
Учитель: - Глобус - это модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши, вод земли. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке.
Учитель: - Найдите и покажите нашу страну на глобусе. Столицу России.
Учитель: - Молодцы! Теперь вы знаете, где изображена наша страна.
Учитель: Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. О государственных символах нам информацию приготовили ребята. Давайте их послушаем.
Ф. Коля- дополнительный материал «История российского флага». (слайд № 21)
Задание: выберите из предложенных изображений гербов и флагов символы России. (работа на интерактивной доске: выбирают и показывают)(слайд № 22)
А. Наташадополнительный материал «Герб России».(слайд № 23)
П. Андрей- дополнительный материал «Гимн России».(слайд № 24)
Учитель: - Спасибо ребята.
Учитель: - Наша страна самая большая; в ней проживают люди разных народностей; мы любим и гордимся нашей родиной; у нас есть свой гимн, флаг и герб; главный город страны – Москва.
Учитель: - А что для вас является родной стороной? (ответы учащихся)
Учитель:- Правильно это место, где вы родились, где росли и учились.
На интерактивной доске выходят фото учащихся на карте РС(Я). Ваши города – г. Якутск, г. Вилюйск, Верхне- Вилюйск .(слайд № 25)
А что объединяет эти города? Правильно Республика Саха Якутия!
Учитель: - Назовите главный город нашей республики. (Якутск)
Вывод: Родная сторона – Якутия, главный город республики – Якутск.
Закрепление изученного материала: демонстрация слайда с подготовленными заранее фразами, которые учащиеся дополняют и читают. (слайд № 26-27)
1) Столица нашего государства – это ___________ (Москва).
2) Полное название нашего государства ____________ (РФ)
3) Родина – это то место ____________ (где мы родились, где учились).
4) Флаг России стоит из трех цветов___________ (белый, синий, красный).
5) На гербе России изображен _________ (двуглавый орел)
6) Торжественная песня – это ___________ (гимн).
Итог урока
Учитель:- Что же нас объединяет? Единая Родина. Общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Родины.Главное чувство к родине: это любовь, гордость, уважение. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.
Помните, дети, что «Родина любимая, что мать родная! Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой трудВажнейшие ценности человека: семья, отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.
Стихотворение С. Орлова «Родное».(слайд № 28)
предварительная работа (Панова Алина, Филиппов Коля)
Я узнал, что у меня есть огромная страна.
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое - это всё моё родное!
Это Родина моя, всех люблю на свете я!
Итог урока
Учитель: - Что нового узнали сегодня на уроке?
Ответы учащихся.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Учитель: -А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю)
Домашняя работа. Прочитать тему урока на 66-67 стр. Зарисовать флаг РФ.
Методическая литература
1. Семенцова В.Н. Природоведение. Технологические карты уроков. Санкт-Петербург: Паритет, 2002
2. Хлебосолова О.А. Природоведение: учеб. для 5 кл. спец. (коррекционных) общеобразоват. учреждений VIIIвида / О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 176 с.: ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа).
4. Векторная карта РФ - http://flag.kremlin.ru/i/flag-big.png
5. Герб Верхневилюйска- http://images.vector-images.com/14/verkhnevilyuisky_ulus_coa.gif
6. Герб г. Вилюйск- http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f9/Coat_of_Arms_of_Viluysk_(Yakutia).png
7. Герб РС (Я) - http://abali.ru/wp-content/uploads/2012/10/Gerb_Respibliki_Sakha_Yakutia1.png
8. Герб РС(Я) –
9. Герб РФ http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f2/Coat_of_Arms_of_the_Russian_Federation.svg/479px-Coat_of_Arms_of_the_Russian_Federation.svg.png
10. Города РФ- http://www.mpoisk.ru/help/zone/zone.gif
11. Границы РФ- http://900igr.net/datai/geografija/Mnogonatsionalnyj-narod/0007-002-My-deti-raznykh-narodov-my-odin-narod.png
12. Евразия на глобусе- http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/30/Eurasia_(orthographic_projection).svg/200px-Eurasia_(orthographic_projection).svg.png
13. Иван III - http://history-news.org/wp-content/uploads/2013/03/ivaiii-229x300.jpg
14. Карта РФ, фон флаг РФ- http://static.medportal.ru/pic/common/29120954.jpg