Контрольные вопросы:
1. В чём состоит суть дистанционного обучения?
Дистанционное образование (ДО) представляет собой прогрессивный вид обучения, позволяющее соединить вместе в процессе обучения территориально удаленных преподавателя, учебный материал и обучаемого.
Без сомнения, дистанционное образование не решает всех проблем образования, однако в ряде случаев посредством новых информационных технологий оно позволяет решить ряд важных проблем высшего образования. Рассмотрим объективные причины, которые позволяют говорить в пользу выбора дистанционного обучения по сравнению с традиционными способами образования.
Если сравнивать затраты на обучение по традиционным формам образования и затраты на дистанционное обучение, то можно прийти к выводу, что дистанционное обучение обладает рядом преимуществ.
Однако с другой стороны дистанционное обучение требует серьезных начальных капиталовложений, направленных на создание учебных материалов и информационной инфраструктуры.
При дистанционном обучении учебные материалы, тесты и экзамены доступны студенту в любое время. Он может самостоятельно выбирать время и объем изучаемых материалов. Это особенно выгодно для людей, уже имеющих базовый уровень образования и решивших расширить свои знания.
Студент не ограничен территориально тем местом, где он должен получать образование. Существует одно ограничение - возможность доступа к среде передачи информации и среде взаимодействия.
В дистанционном обучении обучаемый может иметь возможность самостоятельно выбрать, каким способом он будет изучать ту или иную дисциплину.
2. Какие педагогические задачи должны решать программно-технические средства, разработанные для проведения дистанционного обучения?
Программно-технические средства, разработанные для проведения дистанционного обучения, должны решать следующие педагогические задачи:
- предоставлять возможность самостоятельного обучения и компьютерного тестирования;
- обеспечивать удобный способ передачи учебного материала;
- поддерживать общение и совместную работу учащихся, способствовать коллективному взаимодействию.
Средства обучения. При дистанционном обучении могут широко использоваться разнообразные обучающие средства:
- учебные книги, пособия, справочники и дидактические материалы на печатной основе;
- звуковые пособия;
- аудиовизуальные пособия;
- электронные учебные материалы (электронные учебники);
- компьютерные программы учебного назначения (вспомогательные).
3. Какие принципы должны соблюдаться при разработке дидактических печатных и электронных материалов для дистанционного обучения?
В ДО широко используются как печатные, так и электронные учебные издания. При разработке дидактических печатных и электронных материалов для ДО необходимо руководствоваться следующими принципами:
- учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;
- при построении структуры учебного материала в пособии целесообразно использовать модульный принцип;
должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы;
- обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольные задания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.
4. Рядом каких положительных свойств обладают электронные учебные материалы?
Электронные учебные материалы представляет собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают рядом положительных свойств:
- компактность хранения в памяти компьютера или на внешнем носителе;
- возможность оперативного внесения изменений;
- возможность организации непоследовательного изучения материала с помощью гиперссылок;
- возможность использования богатых мультимедийных средств (аудио, видео, графика, анимация);
- возможность организации интерактивного взаимодействия между учащимся и учебником;
- передача на большие расстояния с помощью средств телекоммуникации.
5. Какие сетевые средства доставки учебных материалов можно выделить?
Дистанционное образование ориентируется в первую очередь на сетевые средства доставки. Можно выделить следующие сетевые средства доставки учебных материалов:
- электронная почта;
- протоколы ftp и http.
Средства организации общения, также как и средства доставки, можно разделить на три группы:
- почта (в том числе курьерская);
- радиосвязь и телефонная связь, телевизионное вещание;
- сетевые.
6. Какие основные виды технологических платформ дистанционного обучения существуют?
В настоящее время различают следующие основные виды технологических платформ дистанционного обучения - ТВ-технология, кейс-технология, сетевые технологии.
7. В каких режимах может быть использован компьютер в учебно-воспитательном процессе?
В учебно-воспитательном процессе компьютер может быть использован в четырех режимах:
1) недиалоговый режим — режим пассивного использования (вычислительное устройство; справочники);
2) реактивный диалог — проверка знаний и отработка навыков, которые должны быть доведены до автоматизма;
3) активный диалог — обучаемый использует компьютер как вычислительное устройство, получает от него необходимые справки, а компьютер ставит обучаемому вопросы и дает задачи, позволяющие оценить уровень усвоения материала. В конце диалога обучаемый получает методические рекомендации по ликвидации пробелов в занятиях;
4) интерактивный диалог — компьютер выступает в роли собеседника, ведущего полноправный диалог с обучаемым и обучающим. В зависимости от ответов и вопросов обучаемого компьютер определяет стратегию обучения, а когда методические возможности компьютера оказываются исчерпаны на помощь приходит учитель. В данном случае в учебный процесс входит система «учитель-компьютер-ученик».
8. Какие уровни интерактивности выделяет основоположник интерактивного видео М. Перлмуттер?
Основоположник интерактивного видео М. Перлмуттер выделяет 4 уровня интерактивности:
• уровень 0 — никакого взаимодействия с пользователем, кроме включения и выключения; используется только для просмотра видеофильмов (пример: первые бытовые видеовоспроизводящие устройства);
• уровень 1 — пользователь контролирует демонстрацию с помощью дистанционного управления или органов управления на панели устройства. Имеются такие сервисные функции, как дистанционное управление на инфракрасных лучах,
стоп-кадр, покадровый просмотр, замедленный и ускоренный просмотр в прямом и обратном направлении и др. (пример: современные бытовые видеомагнитофоны);
• уровень 2 — носитель (лента или диск) содержит управляющую информацию, которая считывается микропроцессором, расположенным в видеовоспроизводящем устройстве (магнитофоны, плееры видеодисков), обеспечивает работу с меню, поиск нужной информации на носителе;
• уровень 3 - «интеллектуальность» задается управляющим компьютером. В этом случае видеомагнитофон или плеер в дисков является внешним устройством компьютера, а кассета или диск — базой компьютерных данных.
9. В чём состоит суть кейс-технологии?
Кейс-технология. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов.
10. На какие виды можно разделить сетевые технологии?
Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся.
Сетевые технологии подразделяются на асинхронные и синхронные. Асинхронные технологии реализуют распределенное обучение, а синхронные - истинно дистанционное обучение.
|