Возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам, способствовать пробуждению национального чувства, развивать воображение, творческие способности детей, формировать у детей положительное отношение к традициям русского народа, побуждать детей к участию в праздниках, к изучению обычаев и традиций предков.
Форма: путешествие по масленичной неделе.
Оборудование:
üИзготовить таблички с названиями дней недели;
üВырезать из жёлтой бумаги солнце и прикрепить его над дверью класса;
üПодготовить колокольчики или бубенцы для звуковых перебивок;
üВ одежде детей по возможности использовать элементы русского национального костюма / платки, сарафаны, длинные юбки, косоворотки и т. п. /
Музыкальное оформление : П. И. Чайковский « Масленица»
Оформление класса:
üНад доской прикрепить плакат « В ГОСТЯХ У МАСЛЕНИЦЫ»;
üНа доску прикрепить праздничные названия дней недели Масленицы.
План мероприятия.
1. Вступительное слово.
2. Путешествие «В гостях у Масленицы»
üПонедельник «Встреча»
üВторник «Заигрыш»
üСреда «Лакомка»
üЧетверг «Разгул»
üПятница « Тёщины посиделки»
üСуббота «Золовкины посиделки»
üВоскресенье «Прощёное воскресенье»
3. Подведение итогов (рефлексия)
Ход мероприятия :
Звучит музыка ( П. И. Чайковский « Масленица»)
1. Вступительное слово учителя.
Из далёких языческих времён пришла к нам русская Масленица. У древних славян этот праздник был посвящён проводам зимы. Народ любил этот праздник, называл Масленицу «честная», «сударыня», «весёлая».
Когда Русь приняла христианство , народ не отказался от любимого праздника и сохранил его до наших дней. Но значение праздника изменилось. Теперь Масленица – это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту.
Великий пост перед Пасхой – это время очень строго воздержания в пище, зрелищах и развлечениях. Неделя перед Великим постом называется «мясопустной» или «сырной». На этой неделе и проводится праздник Масленица. В течении этой недели нельзя было есть мяса, но разрешались молочные продукты. Но главным блюдом в эту неделю были блины. Есть даже такая поговорка: «Без блина – не Масленица».
На Масленицу нужно было не только есть блины , но и ходить в гости , веселиться , потому что впереди был долгий пост длиной в 7 недель – время строго поведения. Недаром родилась пословица: «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост».
2. Путешествие «В гостях у Масленицы».
Каждый день недели имел своё название. Посмотрите на классную доску. Там записаны все дни масленичной недели. А теперь мы отправляемся в путешествие, в гости к Масленице. А вот и первая остановка – понедельник.
Звуковая перебивка ( звон колокольчика).
Понедельник «Встреча»
Ученик 1. Понедельник на масленичной неделе назывался «Встреча». В этот день старались от души наиграться с последним снежком, лепили снеговиков, строили снежные крепости и играли в снежки. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну.
Ученик 2 . И все пели весёлые песни, приветствуя Масленицу.
Ученик 1. В этот день из соломы делали чучело Масленицы и с песней возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, и начиналось катание на санях.
Ученик 2. Мы тоже сделали Масленицу. Вот она какая красивая у нас получилась!
Вот и закончился понедельник, первый день Масленицы. А наше путешествие продолжается. Вот и второй день Масленицы - вторник.
Звуковая перебивка ( звон колокольчика).
Вторник «Заигрыш»
Ученик 1. Второй день Масленицы называется «Заигрыш».В этот день все играли и веселились от души.
Ученик 2. На площадях выступали скоморохи и Петрушка. По улицам разъезжали на санях ряженые, причём мужчины наряжались в женские платья, а женщины в мужское.
Ученик 1. Звери, пугала, негры и пираты – кого только не встретишь на масленичном маскараде!
Ученик 2. Катались на качелях , каруселях, съезжали с горки на санях, катались на лошадях.
Ученик 1. Кстати, во время масленичных гуляний парни невест себе выбирали. Смех, музыка, звон бубенцов, песни, хороводы – до глубокой ночи на улицах продолжалось веселье.
Ученик 2. К нам на Масленицу тоже заглянул Петрушка. Будет всех веселить, и смеяться, и шутить!
На середину класса выходят Петрушка и Доктор.
Сцена 1
Петрушка. Здравствуйте, господа! Вот пришёл я к вам сюда. Ушёл я от хозяина, расплатился он со мной вчистую - дал мне мошну пустую, уплатил за сутки - день да ночь, я и ушёл прочь.
Доктор.Я доктор- лекарь, из-под каменного моста аптекарь; варю, парю, микстуры болтаю, порошки толку, катаю пилюли, что твои пули. Голову сниму и живо привинчу, руки вывихну, и живо вправлю, цикус - фикус, буки-аз, гоголь – моголь пей за раз! Я на тебя не погляжу – духом на час горчичник положу, а потом тебя потешу – на полчаса повешу! Ты, что ли, больной?
Петрушка.Ой, ой, ой!
Доктор.Где у тебя болит, мозжит, ломит, колет, поёт, по ночам беспокоит? Где у тебя болит? Здесь?
Петрушка.Повыше!
Доктор.Здесь?
Петрушка. Пониже!
Доктор.Здесь?
Петрушка.Повыше!
Доктор.Всё-то ты лжёшь, мне покою не даёшь!
Петрушка. А ты с палочкой моей знаком?
Доктор ( скороговоркой) . Я уж лучше зайду вечерком.
Петрушка.Благодарю покорно за угощенье, а это вам (гонит его палочкой)
Сцена 2
Старуха. Ты что ж тут командуешь, горбатый? Моего доктора убил - да ещё и дразнишься?
Петрушка. Здравствуй, невеста моя ненаглядная, ишь какая ты нарядная! Что ты мало постарела? Или за сто лет пережить захотела?
Старуха.Ты мне зубы – то не заговаривай…
Вот возьму тебя да отсюда и брошу, а тои ещё лучше – укокошу.
Петрушка. А ты лучше поговори с моей сестрой.
Старуха.А кто она такая?
Петрушка.Девица молодая, а зовут её Скалочка Дракуловна Колотушкина … Вот она тебя в плечики поцелует! (гонит её прочь)
Сцена 3
Петрушка.Ой, ой, ой! А ты кто такой?
Цыганка. Не такой, а такая! Цыганочка молодая!
Петрушка. Тебя только не хватало! Ну, что расскажешь? Что покажешь?
Цыганка.Ходила я по свету , много чудес повидала , многих людей погадала, а таких , как ты , болванов ,ещё не видала. Вот наворожу я сейчас – будешь у меня, как шёлковый! Бац! Нац! Турунтац!
Петрушка. Ой, цыганочка, не надо!
Не буду я людей пугать, обижать! Прости, пожалуйста!
Оба убегают.
Отшумел, отзвенел весёлый вторник – заигрыш.
Звуковая перебивка ( звон колокольчика)
Среда «Лакомка»
Ученик 1. Среда на масленичной неделе получила название «Лакомка». В каждом доме столы ломились от вкусной еды.
Ученик 2. На улицах было тесно от шатров и палаток, где продавались пряники, блины, орехи.
Ученик 1. Везде кипели самовары, можно было согреться горячим чайком.
Ученик 2. Покупали еду и приговаривали: «Масленица объедуха, деньгам приберуха».
Ученик 1. Всюду царило настоящее обжорство. Говорили : «Блин не клин – брюха не распорет».
Ученик 2. Все ели так, будто старались наесться на весь год! Денег на еду не жалели.
Ученик 1. Была даже такая пословица : « Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить».
Ученик 2. Было поверье, что, если хорошо отпразднуешь Масленицу, не будешь жить в нужде.
Ученик 1. А сколько пословиц сказано про Масленицу!
Ученик 2. Не житьё, а Масленица.
Ученик 1. Масленица 7 дней гуляет.
Ученик 2. Боится Масленица горькой редьки да пареной репки.
Ученик 1. Была у двора Масленица, да в избу не зашла.
Ученик 2. Первый блин – комом, второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвёртый – мне!
Ученик 1. В среду на Масленицу зятья приходили в гости к тёщам. Тогда и родилась поговорка: «Ездить к тёще на блины».
Ученик 2. В этот день не забудьте вместе с папой проведать свою бабушку, мамину маму. Ведь она для вашего папы теща.
Звуковая перебивка ( звон колокольчика).
Четверг «Разгул»
Ученик 1. В четверг начиналась широкая Масленица. Этот день на праздничной неделе называют «Разгулом» или «Переломом».
Ученик 2. В старину это был день самого шумного и отчаянного веселья.
Ученик 1. В эти дни можно было есть – до икоты…
Ученик 2. Орать до хрипоты…
Ученик 1. Петь – до надсаду…
Ученик 2. Плясать – до упаду.
Ученик 1. Широкая Масленица – это самый разгар игр и развлечений. А для тех, кто хотел показать силу молодецкую, устраивались жаркие кулачные бои.
Ученик 2. Но это были бои по правилам: не бить лежачего…
Ученик 1. Не класть в кулак тяжёлого…
Ученик 2. Ниже пояса не бить…
Ученик 1. По затылку не колотить…
Ученик 2. Вдвоём на одного не нападать…
Ученик 1. И до смерти никого не забивать.
Ученик 2. Ну а кто всех побеждал кулаком, весь год был самым главным силачом!
Ученик 1. Внимание, внимание! вызываем и мы силачей на соревнование!
Мальчики устраивают соревнование в армрестлинг / положить руку соперника согнутую в локте на стол/
Ученик 2. Вот и первый силач. Получай блин и калач!
Ну а наше путешествие продолжается. Вот и пятница тихо катится.
Звуковая перебивка ( звон колокольчика).
Пятница «Тёщины посиделки»
Ученик 1. Если в среду зятья гостили у тёщ, то в пятницу тёщи приходили к зятьям на блины.
Ученик 2. Напомните своему папе, что в пятницу он должен пригласить вашу бабушку, мамину маму, в гости на блины. Ведь она для него тёща.
Ученик 1. А пятница на масленичной неделе получила название «Тёщины посиделки».
Ученик 2. Званая тёща должна была прислать с вечера всё необходимое для выпечки блинов: сковороду, половник, тарелку, вилку.
Ученик 1. А тесть / отец жены / посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.
Ученик 2. И если зять не приглашал тёщу и тестя, это считалось большой обидой.
Ученик 1. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение.
Ученик 2. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной крупы.
Ученик 1. Были блины с картошкой, с капустой, с мёдом и маслом, с кашей, тыквой, яблоками, вареньем, с рыбой и с икрою, с изюмом и курагою.
Ученик 2. С пылу, с жару, прямо к горячему самовару!
Звуковая перебивка (звон колокольчика).
Суббота «Золовкины посиделки»
Ученик 1. Шестой день Масленицы – суббота – называется «Золовкины посиделки». Золовка – это сестра мужа. Молодые невестки принимали у себя родных мужа. И вновь угощали блинами…
Ученик 2. С мёдом, маслом, вареньем, грибами…
Ученик 1. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все, же стали главным угощеньем и символом именно праздника Масленицы.
Ученик 2. Ведь круглый румяный блин так похож на жаркое солнце , которого ждали всю долгую зиму!
Ученик 1. Нужно было помочь солнышку проснуться и забраться на небо, поэтому и задабривали его блинами, которые по форме напоминали солнечный круг.
Ученик 2. Блин – символ солнца, красных дней, добрых урожаев и здоровых детей.
Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Последний день Масленицы – «Прощёное воскресенье».
Звуковая перебивка ( звон колокольчика).
Воскресенье «Прощёное воскресенье».
Ученик 1. Этот день ещё назывался «Проводы», «Целовник», «Прощальный день». В этот день устраивали проводы Масленицы.
Ученик 2. С утра вновь начиналось веселье: строили снежные городки, катались на санях, пели песни под гармошку.
Ученик 1. Проводили разные соревнования: кулачные бои, бои петушиные, перетягивание каната, взбирались на высокий столб, чтоб достать приз…
Ученик 2. Вот и мы проведём соревнования,
Проверим ваше физическое состояние!
Кто кого перетянет, тот и чемпионом станет!
2 мальчика выходят на середину класса, берутся за разные концы верёвки, перетягивают верёвку на себя.
Ученик 1. Вот и первый чемпион-
Сильный, как индийский слон!
Ученик 2. Мускулы у него, как сталь
Получает в награду медаль!
Ученик 1. Второе соревнование – петушиный бой,
В нём может участвовать любой.
Ученик 2 . Толкайте правым плечом друг друга,
Кто кого вытолкнет из круга!
Рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать левую ногу, а правым плечом , без помощи рук вытолкнуть соперника из круга.
Ученик 1. Вот и второй чемпион – самый отважный
За это даём ему орден бумажный!
Ученик 2 . Вот и пришла пора провожать Масленицу.
Ученик 1. Сударыню- Масленицу ставили на сани, рядом сажали красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей,
которые везли Масленицу по зимним улицам.
Ученик 2 . Все съезжались за околицу. Там разводили большой костёр, давали Масленице блин и торжественно сжигали её под громкое пение.
Ученик 1.А когда горела Масленица, следили за дымом: если он поднимается столбом вверх, то урожай будет хорошим, а ежели дым стелется по земле, то год будет неурожайным.
Ученик 2 .Звонил колокол, и масленичное веселье заканчивалось.
Ученик 1. Все отправлялись на вечернюю службу. После вечерней службы все прощали друг другу обиды, просили прощения у родных соседей.
Ученик 2 .Последний день Масленицы ещё называют «Прощёное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения.
Ученик 1. В этот день люди при встрече целуются и говорят друг другу : « Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить : «Бог тебя простит».
И вы, ребята, в это воскресенье постарайтесь попросить прощения у родных, друзей. Тогда и на сердце станет легче и веселей.
Звуковая перебивка (звон колокольчика).
Вот и закончилось наше путешествие. Будем встречать весну, ждать лета. А вместе с зимой снова к нам придёт весёлая, широкая Масленица.
3 . Подведение итогов / рефлексия /
Понравилось ли вам, ребята, в гостях у Масленицы?
Что вы чувствовали, путешествуя по праздничным дням?