Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по русскому языку для 4 класса

 

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Синеборская основная общеобразовательная школа

 

                                                                              

РАССМОТРЕНО                                         СОГЛАСОВАНО                                      УТВЕРЖДАЮ

на ШМО,                                                                       с методическим советом,                                        Директор  МКОУ

протокол №1                                                                протокол №1                                                              Синеборская ООШ

от «___»______2013                                                от «___»______2013                                                    ___________ О.Н. Пересыпкина

Руководитель ШМО                                                                                                                  приказ №_____  от «____» ________2013

 

 

 

 

 

              Рабочая программа

                                                                                  по русскому языку

 

                                                                                                   для 4 класса

 

                                                                                   на 2013– 2014 учебный го

Учитель:     Ипполитова Елена Викторовна

 

                                                                                                         2013 г.

 

Пояснительная записка

 

Календарно–тематическое планирование составлено в соответствии с нормативными документами:

  1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области 16.06.2011 №04 -997 « О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 20.11.2012год
  2.  Приказ Министерства образования и науки от 27.02. 2012 года № 24-370 «О внесении изменений в ОБУП НООО общеобразовательных учреждений Челябинской области.
  3. Областной базисный учебный план ( приказ МО и науки Челябинской области от24 февраля 2012 г. №24-370 )
  4. Федеральный компонент  государственного образовательного стандарта начального общего, основного  общего и среднего (полного) общего  образования ( Приказ Минобразования  и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 №1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской  Федерации от3 июня 2008 г. №164, от31 августа 2009 г. №320, от 19 октября 2009г. №427,от 10 ноября 20011г. №2643 и от 24 января 2012 г. №39)
  5. Программами по учебным предметам,  рекомендованными(допущенными) Министерства образования и науки Российской Федерации(приложение 1-2 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12. 2005 г. №922)

       4.Программы «Школа России». Программы общеобразовательных учреждений «Начальные классы»

  • часть Москва Просвещение  200- М.: Просвещение

        5.Приложение 21 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2012 г. №03-02/5639

Программа и материал УМК рассчитаны на 170 часов, 5 часов в неделю.

Учебно-методический комплект и авторская программа соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и позволяют осуществить совокупность задач начального языкового образования. Обучение русскому языку получает прежде всего личностно-развивающую направленность. Современное языковое образование в начальной школе интегрирует в своем содержании обучение языку, развитие устной и письменной речи, знания об окружающем мире и роли человека в нем.

Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.          Языковое образование и речевое развития учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на предметной основе. Для школьников родной язык  - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. Установкой на полноценное овладение обучающимися коммуникативной функцией языка обусловлены не только основные задачи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы.

Учебно–дидактический комплекс, рекомендованный для применения при обучении по данной программе, используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по русскому языку.

             Курс русского языка строится таким образом, чтобы дети осознали, что они изучают те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, предложение, текст. У каждой из данных единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.  Большое место отводится наблюдениям за лексическим значением слова; постепенно усваиваются и грамматические признаки слова, т.е. слово познаётся как часть речи, а так же его морфемный состав.

      На повторение в 4 классе я взяла 21 час, т. к. считаю, что этот раздел очень важен для дальнейшего изучения материала. Работу над ошибками, допущенными в диктанте, в изложении на некоторых уроках объединила в один урок, в целях сохранения времени для изучения новых тем курса и в целях предупреждения  типичных ошибок, чаще всего допускаемых детьми. Дополнительные часы в теме «Повторение» идут на закрепление данных тем, изученных в предыдущих классах. Планирование содержит работу с учащимися, которые обучаются по 7 виду программы.

 

Программа, по которой ведется обучение: «Школа России».

Рамзаева и др.

Программа по русскому языку

М., Просвещение 200 г.

                                                                                                    Тематическое планирование

содержит разделы:

 

 

 

 1. Повторение       ……………………………………………..         21 час

 2. Однородные члены предложения     ……………..              9 ч.

                  3. Текст      ……………………………………………………..          2 ч.

                                        4. Имя  существительное      …………………………………          38 ч.

                                        5. Имя прилагательное       ……………………………………         34 ч.

                                        6. Местоимение            ……………………………………….            8  ч.

                                        7. Глагол          ………………………………………………..           33 ч.

                                        8.  Повторение в конце года      ……………………………..           25 ч.

 

 

 

                                                                                                                 Всего: 170 часов

 

 

 

Количество часов в неделю по программе - 5

Количество часов в неделю по учебному плану - 5

Количество часов по программе – 170

Региональный компонент – 17

Контрольные работы – 14

 (Контрольные  диктанты – 4, проверочные диктанты – 6, контрольное списывание – 2,  изложение – 2)

Развитие речи - 19                             

 

                                                                  

виды работы 

тема

дата

  I полугодие

1

 IПроверочный диктант №1

Осенняя прогулка

 

Правописание слов с проверяемыми безударными  гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми и удвоенными согласными.

 

2

Контрольное списывание №1

Медвежонок.

 

Однородные члены предложения

 

3

Контрольный диктант №2за 1 четверть.

Склонение имён существительных

 

4

Проверочный диктант№3

Журавли.

Склонение имён  существительных

 

5

Контрольное изложение №1

Две встречи.

Правописание окончаний существительных множественного числа

 

6

Контрольный диктант  №4 за  I полугодие. На лесной полянке.

Правописание окончаний имён существительных

 

  IIполугодие

7

IIПроверочный диктант №5

Зимняя ночь в лесу.

Правописание окончаний  имён прилагательных мужского и среднего рода

 

8

Контрольное списывание №2

Берёза  у дороги.

Падёжное окончание имён прилагательных в единственном числе

 

9

Контрольное изложение№2

Повторение изученного об имени прилагательного и имени существительном

 

10

Проверочный диктант №6

Жизнь спасена.

 

Изменение глаголов по временам. Неопределённая  форма глагола

 

11

Контрольный диктант №7    за  3 четверть.

Рождение реки.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

 

12

Проверочный диктант №8

Весна в степи.

 

Правописание безударных личных окончаний глаголов

 

13

 

Проверочный диктант №9.

     На рыбной ловле.

 

Правописание безударных личных окончаний глаголов, безударные гласные в корнях слов.

 

14

Контрольный диктант  №10 за год.

Окраска животных

Итоговый контроль

 

                                                                            

                                         

                                                     Критерии оценок

 

 

Диктант

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок;  работа написана аккуратно (а так же аккуратно выполнены исправления), в соответствии с требованиями письма.  При 3-х исправлениях оценка снижается на 1 балл.

  • Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
  • Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
  • Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

•     нарушение правил орфографии при написании слов;

•     пропуск и искажение букв в словах;

•     замену слов;

•     отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

  • неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

•    ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

•   единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего      предложения  записано с заглавнойбуквы;

 За одну ошибку в диктанте считаются:

    •     повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

     •     повторение одной и той же буквы в слове;

     •     недописанное слово;

     •    перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

     •    дважды записанное одно и то же слово в предложении.

  • отсутствие «красной строки».

Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

 

Контрольное списывание для учащихся 8 вида  и диктант для учащихся 7 вида оценивается по нормам оценок для 7-8 вида.

Таблица 1. Нормы оценок по русскому языку.

 

Программа для общеобразовательных учреждений в условиях интеграции(7  и 8 вид)

 

 Русский язык

(cиспользованием памяток, алгоритмов)

«5»

Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного

Выполнено 75-80 % от всего задания.

«4»

Уровень выполнения требований выше удовлетворительного.

Выполнено 60-70 % от всего задания.

«3»

Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявленной к конкретной работе. Выполнено 50-60 % от всего задания.

«2»

Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного (менее 50 %)

Примечание:

 1) Учитывая особенности детей (плохо развитая моторика) оценка за неряшливое оформление не снижается, но ребенок нацеливается на аккуратность письма.

2) Если ребёнок допускает несколько  ошибок  на одно правило - считаем за одну ошибку.

 

                                      Требования к обучающимся в четвёртом классе. 

Обучающиеся должны знать:

изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.

 

Обучающиеся должны уметь:

   писать под диктовку текст в 75—85 слов, включающий изучен­ные орфограммы и знаки препинания в простом предложении; производить звуко- буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;

писать изложение небольшого текста;

списывать с печатного текста 5—6 предложений (55—60 слов), содержащих изученные орфограммы;

давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе;

писать почтовый адрес, поздравление, приглашение, выра­жать просьбу, извинение, благодарность;

восстанавливать деформированные предложения;

составлять предложения из заданных слов;

различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;

различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;

кратко характеризовать любую из изученных частей речи, используя памятки: определять род, склонение, число, падеж имен существительных; род, число, падеж имен прилагатель­ных; время, число (род), спряжение глаголов;

разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя памятку;

различать предложение и слово, предложения по интонации;

выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения в простом двусоставном предложении;

устанавливать связь между словами в предложении;

находить в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок;

пользоваться школьными словарями, памятками, образца­ми, таблицами.

1 Примерное количество слов для словарного диктанта в 4 классе — 10—12.

 

                                            Федеральный компонент государственного стандарта

(7 вид программы)

 

 

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу начального обучения

Обучающиеся должны уметь:

писать под диктовку текст в 75—80 слов, включающий изучен­ные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;

писать изложение небольшого текста;

списывать с печатного текста 5—6 предложений (55—60 слов), содержащих изученные орфограммы;

давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе;

писать почтовый адрес, поздравление, приглашение, выра­жать просьбу, извинение, благодарность;

восстанавливать деформированные предложения;

составлять предложения из заданных слов;

различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;

различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;

кратко характеризовать любую из изученных частей речи, используя памятки: определять род, склонение, число, падеж имен существительных; род, число, падеж имен прилагатель­ных; время, число (род), спряжение глаголов;

разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя памятку;

различать предложение и слово, предложения по интонации;

выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения в простом двусоставном предложении;

устанавливать связь между словами в предложении;

находить в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок;

пользоваться школьными словарями, памятками, образца­ми, таблицами.

 Примерное количество слов для словарного диктанта в 4 классе — 10—12.

Тема урока

Федеральный компонент государственного стандарта

7 вид

НР.К.

Сроки

1

1 четверть

Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове.(21ч)

Повторить понятия о предложении, типы предложений по цели высказывания, интонации

Умение ставить знаки препинания в конце предложения.

Умение распознать главные и второстепенные члены предложения.

Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое; словосочетание

Повторить знания о видах текста: повествовательный, описательный и текст -  рассуждение.

Обобщение знаний о звуко – буквенном составе слова.

Умение распознавать ударный слог в словах.

Обобщение знаний о морфемном составе слова и роли каждой значимой части слова.

Умение выполнять разбор по составу. Подбирать однокоренные слова.

Умение проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне.

Закреплять умение выполнять разбор по составу

Совершенствование знаний о способах проверки правописания слов с непроизносимыми согласными. Уметь писать слов с двойными согласными.

                Умение различать предлоги и приставки.

Совершенствование умения употреблять в словах разделительные Ъ и Ь.

Отличать мягкий знак от разделительного  Ь. Отрабатывать написание слов с приставками и предлогами.

 

 

 

 

 

Правописание слов с безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми  и удвоенными  согласными.

На какие группы делятся все слова русского языка? Перечислите знакомые части речи.

 

 

2

Повторение. Слово, предложение, текст.

Составьте текст из 5 предложений. тема «Как я провёл летние канукулы»

 

 

3

Знаки препинания в предложении

Умение ставить знаки препинания в конце предложения. Карточки

 

 

4

Главные и второстепенные члены предложения

Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое

 

 

5

Связи  в предложении

Разобрать предложение на словосочетания, указать главное и зависимое слово

 

 

6

Текст

Докажите, что это текст

 

 

7

Звуки, буквы, слог, ударение в словах

Умение распознавать ударный слог в словах. Карточки

 

 

8

Состав слова. Роль каждой части в языке

Разобрать слова по составу

 

 

9

Обобщение знаний о корне   слова, приставках, суффиксах и окончаниях

Разобрать слова по составу

1)

 

10

Правописание гласных и согласных в корне  слова

Три правила правописания  гласных и согласных  в корне

 

 

11

Упражнения в написании корня слов

Три правила правописания  гласных и согласных  в корне

 

 

12

Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными

Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными. Подберите свои примеры.

 

 

13

Р.р.

Изложение «Медаль за отвагу» упр.44 с.

Записать 2 часть изложения.

 

 

14

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Приставки и предлоги.

Сделать работу над ошибками

 

 

15

Разделительные Ъ и Ь

Разделительные Ъ – после приставок на согласную и Ь-в корне или в конце слова

 

 

16

Части речи. Имя существительное

 

 

 

17

Проверочный диктант №1Осенняя прогулка.

 по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми  и удвоенными  согласными.»

 

 

Диктант

 

 

18

Работа над ошибками. Склонение имён существительных

Закрепить знание падежей. Склонение как изменение формы слова. Обобщение знаний об имени прилагательном, о глаголе  как частях речи. Отрабатывать навыки изменения имён прилагательных по родам.

Умение связно передавать текст, развивать письменную речь.

Работа над ошибками.  Ошибки объяснить

 

 

19

Имя прилагательное. Повторение.

План .Имя прилагательное

 

 

20

Глагол. Повторение.

План. Глагол

 

 

21

Р.р.

Сочинение

Списывание готового текста

Задание: умение находить в предложении глаголы

 

 

22

Однородные члены предложения. (9ч.)

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

 Однородные члены предложения. 

 

Умение анализировать ошибки, допущенные в изложении.

Знакомство с особенностями однородных членов предложения.

Научиться овладевать интонацией перечисления при чтении предложений с однородными членами.

Формирование умения правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов.

Знакомство с соединением однородных членов с помощью союзов И, А, НО.

Отрабатывать умение строить предложение с однородными членами.

Выяснить, что я знаю по теме «Однородные члены предложения»

Упражнение в правильном построении и написании предложений с однородными членами.

Расширять словарный запас. Работа над ошибками.

 

 

 

 

Однородные члены предложений.

Умение находить главные члены предложения

2)

 

23

 

 

Упражнения в распознавании однородных членов предложения.

Определять однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные  члены предложения

3)

 

24

Запятая в предложении с однородными членами без союзов

Видеть в тексте однородные члены предложения (карточки)

 

 

25

Однородные члены предложения с союзами

Определять однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные  члены предложения с союзами

 

 

26

Однородные члены предложения с союзом

Определять однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные  члены предложения с союзами

 

 

27

Однородные члены предложения, соединенные союзами И, А, НО

Определять однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные  члены предложения с союзами

 

 

28

Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами

Определять однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные  члены предложения с союзами

 

 

29

Контрольное списывание №1

Медвежонок.

по теме « Однородные члены предложения»

Контрольное списывание текста.

 

 

30

Анализ списывания, работа над ошибками. Закрепление.

Анализ диктанта, работа над ошибками.

4)

 

31.

Текст(2ч.)

Тема и основная мысль текста

Учить сопоставлять тему и основную мысль текста.

Отрабатывать умение озаглавливать текст

Определить тему и основную тему текста

 

 

32

Р. р.

План текста. Изложение «Купание медвежат» упр. 82 с. 43

Списывание текста

 

 

33

Имя существительное. (38ч.)

Работа над ошибками

Склонение имен существительных

 

 

 

Умение склонять имена существительные в единственном числе. Знакомство с приёмами распознавания падежей. Работа над ошибками.

Развитие умения различать падежи по совокупности их признаков. Учить различать И.п. и П.п. имён сущ. - х

Выяснить, что я знаю по теме «Склонение имён сущ – х»

Отрабатывать алгоритм работы над ошибками. Развитие  умения различать падежи по совокупности их признаков.

Умение писать текст по  составленному плану. Развитие письменной речи.

Познакомиться с понятием о трёх типах склонения сущ–х в ед. ч.

 

 

 

 

Проверка знаний за 1 четверть.

Работа над ошибками

 

 

34

Упражнения в склонении имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Склонять имена существительные в единственном числе

 

 

35

Именительный падеж имен существительных

Найти подлежащее, определить падеж

 

 

36

Родительный падеж имён существительных

Найти имена существительные в Р.п.

 

 

37

Дательный падеж имен существительных

Найти имена существительные в Д.п.

 

 

38

Винительный падеж имен существительных

Найти имена существительные в В.п.

 

 

39

Творительный падеж имен существительных

Найти имена существительные в Т.п.

 

 

40

Предложный падеж имён существительных

Найти имена существительные в П.п.

 

 

41

Именительный и винительный падежи

Найти имена существительные в И и В .п.

 

 

42

Контрольный диктант №2

за 1 четверть

Списывание текста. Задание: подобрать слова, которые отвечают на данные падежные вопросы

 

 

43

Работа над ошибками. Обобщение знаний о падежах имен существительных

Развитие  умения различать падежи по совокупности их признаков

 

 

44

Р.р.

Сочинение

Списывание предложенного текста

 

 

45

(45ч.)

Три склонения имен существительных. Работа над ошибками.

Познакомить с тремя типами склонения имён сущ.

1,2,3 склонение, характерные признаки склонений

 

 

      46

Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах.

 

Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.

 

Правописание безударных падежных окончаний  имен сущ. 1, 2, и 3 –го склонения в ед. числе.(кроме имен сущ. На –мя, -ий, -ие, - Ия.)

 

 

 

 

Обобщение знаний об окончаниях существительных I, II, IIIсклонения в Д.п.

 

 

 

 

Познакомить со способами распознавания падежа существительных 2-го склонения без предлога.

 

 

Научить употреблять имена сущ. с предлогами в различных падежах.

 

Склонение имён существительных

 

 

Развитие умения правильно писать окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения.

Развитие умения различать падежи по совокупности признаков. Развивать навык правописания падежных окончаний имён существительных

 

 

 

Упражнение в  последовательности действий при написании окончаний.

Закрепление знаний о существенных признаках, по которым распознаются падежи

 

Умение самостоятельно находить в тексте опорные слова. Определять тему текста. Развитие письменной речи

 

 

 

 

 

 

Знакомство со склонением имён существительных множественного числа.

 

Учит склонять имена сущ.  во множественном числе. Уметь правильно образовывать формы И. и Р. падежей множественного числа имен сущ.

Выяснить, что я знаю по теме «Множественное число имён существительных»

 

Отрабатывать алгоритм работы над ошибками

 

Отрабатывать навык правописания окончаний имен существительных мн. ч.

1,2,3 склонение, характерные признаки склонений

 

 

47

Р.р.

Сочинение

Списать  предложенный текст

5)

 

48

Ударные и безударные окончания имён существительных.

Ударные и безударные окончания имён существительных.

 

 

49

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения

Ударные и безударные окончания имён существительных.

 

 

50

Правописание окончаний существительных в родительном падеже

окончаний существительных в родительном падеже по склонениям

 

 

51

Р.р

Изложение «Спасённый сад» упр. 191 с. 99

Списывание текста. Задание: найти в тексте 3 имени сущ-х

 

 

52

Правописание безударных окончаний сущ – х в дательном падеже. Работа над ошибками.

окончаний существительных в дательном падеже по склонениям

 

 

53

Правописание безударных окончаний сущ – х в родительном и дательном падежах

окончаний существительных в родительном  и дательном падеже по склонениям

 

 

54

Правописание окончаний сущ – х 1-го и 3-го склонения в родительном и дательном падежах.

окончаний существительных в родительном  и дательном падеже  в 1 и 3 склонении

 

 

55

Проверочный диктант № 3

Журавли.

по теме «Склонение имён существительных»

Списывание

 

 

56

Родительный и винительный падежи существительных 1 –го и 2-го склонения. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Работа над ошибками, допущенными при списывании

6)

 

57

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.

окончаний существительных в творительном падеже по склонениям

 

 

58

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже.

окончаний существительных в предложном  падеже по склонениям

 

 

59

Р. р.

Сочинение Продолжи сказку «Две лягушки» упр. 231 с.118

Списывание готового текста, соблюдая красную строку

 

 

60

Работа над ошибками Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Работа над ошибками

 

 

61

Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

окончаний существительных в родительном  и дательном, предложном  падеже по склонениям

 

 

62 Р.р.

Изложение упр.163 с. 86

Списывание готового текста, соблюдая красную строку

 

 

63

Работа над ошибками. Множественное число имён сущ – х. Именительный падеж множественного числа.

Работа над ошибками.

 

 

64

Именительный и винительный падежи имён существительных множественного числа.

Чем похожи и чем отличаются им.сущ – ые в И. и В. П. множественного числа

 

 

65

Родительный падеж имён существительных множественного числа

Окончания им. сущ –ых множественного числа в Р.п.

 

 

66

Упражнения в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.

Окончания им. сущ –ых множественного числа в Р.п.

 

 

67

Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числа

Окончания им. сущ –ых множественного числа в Д,Т,П.п.

 

 

68

Упражнения в правописании окончаний имён существительных во множественном числе.

Окончания им. сущ –ых множественного числа в падежах

 

 

69

Упражнения в правописании окончаний имён существительных во множественном числе.

Списывание текста

 

 

70

 Повторение знаний о склонении имён существительных.

Работа над ошибками

 

 

71

Имя прилагательное

Имя прилагательное

Усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.

Обобщать знания об именах прилагательных как части речи. Развивать умение распознавать род имени прилагательного.

Знакомство с приёмом распознавания падежа имени прилагательного. Знакомство со склонением имен прилагательных в ед.ч.

Развитие умения определять род, число, падеж имени прил-го. Выяснить особенности склонения прилагательных мужского и среднего рода

Знакомство с прилагательными в И.  и В. п., имеющих окончание –ОЙ, –ЫЙ, -ИЙ.

Учить составлять план. Наблюдать за ролью описания в рассказе. Развивать письменную речь уч-ся.

Проанализировать ошибки, допущенные в изложении. Правильно писать родовые окончания имен прил-х, распознавать падеж.

Письмо имеет свою структуру и стилистические особенности. Значение переписки в жизни людей. Развитие письменной речи учащихся.

Распознавать падеж мужского и среднего рода имен прил-х.

Имя прилагательное –это часть речи

7)

 

72

Правописание родовых окончаний имён прилагательных. (Повторение)

Окончания им.прилагательных по родам

 

 

73

Склонение имён прилагательных.

Изменение окончаний им. прил. по родам

8)

 

74

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

 Безударные падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.

 

 

75

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода

 Определить именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода в тексте

 

 

76          Р.р.

Контрольное изложение «Две встречи»

Списывание готового текста, соблюдая красную строку.

 

 

77

 Р.Р.

Развитие  речи. Письмо.

( обучающее сочинение по опорным словам).

Списывание готового текста по выбору

 

 

 

78     

 Работа над ошибками. Повторение знаний о склонении имён прилагательных

Работа над ошибками

 

 

79

 

Контрольный диктант №4 за 1 полугодие  Уборка хлебов.

Контрольное списывание

 

 

80

.(35ч.)

Работа над ошибками

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

Работа над ошибками

 

 

 

81

3 четверть

 

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

Развитие навыка правописания падежных окончаний прил-х в Д.п.

Распознавание падежа имен прил-х Т. и П. п. м.  и ср. рода формирование умения обосновывать написание окончаний.

Распознавать падеж имен прил-х Т. и П. п. формировать умение обосновывать написание окончаний.

Учить составлять план. Наблюдать над ролью описания в рассказе.

Учить  составлять план. Наблюдать  над ролью описания в рассказе. Развивать письменную речь учащихся, орфографическую зоркость.

Распознавать падеж имен прил-х Т. и П. п. формировать умение обосновывать написание окончаний. Р. н. о.

Проверка умения писать падежные окончания имен прил-х  м. р. и ср. р.

Отрабатывать алгоритм работы над ошибками

Развивать умение писать падежные окончания имен существительных и имен прил-х.

Знакомство с особенностями склонения прил-х ж.р. Умение писать падежные окончания имен прил-х  м. р. и ср. р.

 

Умение определять род и падеж прил – х. Формирование умения писать окончания –ОЙ, -ЕЙ в Р., Д.,Т. и П. падежах.

 

Отрабатываем алгоритм определения падежа имени прилагательного. Учить различать окончания прилагательных ж.р. –АЯ, -ЯЯ и ср.р. –ОЕ, -ЕЕ.

 

Отработать алгоритм определения падежа имени прилагательного. Учить различать окончания прилагательных ж.р. –АЯ, -ЯЯ и ср.р. –ОЕ, -ЕЕ.

 

Развитие умения различать сходные по произношению окончания, правильно их писать. Развивать орфографическую зоркость.

 

Развитие умения различать сходные по произношению окончания, правильно их писать. Развивать орфографическую зоркость.

 

Последовательно выражать мысли. Точно употреблять имена прилагательные.

Проверка умения писать падежные окончания имён прилагательных в ед. ч.

 

Знакомство с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе. Формировать умение склонять и употреблять имена прил. во мн.ч.

 

Формировать умение склонять и употреблять имена прил. во мн. ч.

Усвоить сходства и различия между именем сущ. и именем прилагательном. Развивать умение правильно и точно использовать в речи имена прил-ые и сущ.

Правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать свои мысли.

 

Проверить умение выделять существенное  в тексте, правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать  мысли, точно употреблять  и правильно писать имена существительные и прилагательные.

 Определить Д. падеж прилагательных мужского рода в тексте

 

 

82

Творительный  и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

 Определить Т. и П. падежи прилагательных мужского  и среднего рода в тексте

 

 

83

Творительный  и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

 Определить Т. и П. падежи прилагательных мужского  и среднего рода в тексте

 

 

84      Р.р.

Изложение текста - описания

Упр. 311 с.17 Морж.

Письменные ответы на вопросы

 

 

85

Работа над ошибками изложения

Творительный  и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

Работа над ошибками

 

 

86

Проверочный диктант №5

Зимняя ночь в лесу.

по теме «Падежные окончания имён прилагательных м. р . и ср. р.»

Списывание текста. Задание: найти 5 имен прил. мужского рода.

 

 

87

Работа над ошибками. Закрепление знаний о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода.

Работа над ошибками

9)

 

88

Склонение имён прилагательных женского рода

Особенности  склонения прил-х ж.р.

 

 

89

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода

Особенности  склонения прил-х ж.р.

 

 

90

Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода

Различаем безударные окончания имён прилагательных женского и среднего рода

 

 

91

Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода

Различаем безударные окончания имён имён прилагательных женского и среднего рода

 

 

92

Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

Различаем безударные окончания имён имён прилагательных мужского  и среднего рода

 

 

93

Р.р

Сочинение

 

 

 

94     

Р. н.о. Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

Списывание текста. Задание: найти 3 имени прил. и 3 имени сущ.

 

 

95

Контрольное списывание №2

Берёза у дороги.

 по теме «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе»

 Списывание текста. Задание: найти 3 имен прил.  и сущ-х

 

 

96

Работа над ошибками списывания. Повторение по теме «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе»

Р.н.о. Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе

10)

 

97

Склонение имён прилагательных во множественном числе

Просклонять имя прилаг. множественного числа(добрые, милые, хорошие)

 

 

98

Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных

 Определить именительный и винительный падежи прилагательных множественного числа  в тексте

 

 

99

Родительный и предложный падежи множественного числа имён прилагательных

 Определить Р.падеж прилагательных множественного числа  в тексте

 

 

100

Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных

 Определить Д. и Т.  падеж прилагательных множественного числа  в тексте

 

 

101

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

 Определить  падежи  существительных и прилагательных множественного числа  в тексте

 

 

102

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

 Определить  падежи  существительных и прилагательных множественного числа  в тексте

 

 

103       Р.р.

Контрольное изложение №2

упр. 345 с.35

Контрольное списывание текста.

 

 

104

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Закрепление изученного об имени прилагательном и имени существительном

  РНО.  Определить  падежи  существительных и прилагательных множественного числа  в тексте

11)

 

105

Местоимение.

Понятие о местоимении

Познакомить с новой частью речи – местоимением, с особенностями местоимений, с ролью местоимений в нашей речи.

Познакомить с особенностями местоимений1, 2, 3-го лица.

 Формировать умение заменять имена существительные  местоимением

Пронаблюдать над изменением по падежам местоимений 1-го лица ед. и мн. числа.

Формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами.

 

Пронаблюдать над изменением по падежам местоимений 2-го лица ед. и мн. числа.

 

Пронаблюдать над изменением по падежам местоимений 3-го лица ед. и мн. числа..

Местоимение – это часть речи

 

 

106

Местоимения 1, 2, 3-го лица

Таблица местоимений

 

 

107

Правописание местоимений с предлогами

Предлоги  с местоимениями пишутся раздельно. Найти местоимения и предлоги .

 

 

108

Правописание местоимений с предлогами

Предлоги  с местоимениями пишутся раздельно. Найти местоимения и предлоги .

 

 

109

Правописание местоимений с предлогами

Предлоги  с местоимениями пишутся раздельно. Найти местоимения и предлоги .

 

 

110     Р.р.

Изложение по картине Шишкина «Утро в сосновом бору» упр. 390. с.

Списывание текста. Задание: найти в тексте местоимения.

 

 

111

Проверочный диктант.

Р.Н.о.

 

Диктант.

12)

 

112

Закрепление правописания местоимений с предлогами. Работа над ошибками.

Работа над ошибками

13)

 

113

Глагол.

Общее понятие о глаголе (повторение)

Повторять и усовершенствовать знания уч-ся о существенных признаках глагола.

 

Развивать навыки точного употребления глаголов в речи.

 

Развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.

 

Отрабатывать умение определять род и число глаголов прошедшего времени.

 

Уточнить представления о неопределённой форме глагола как начальной. Развитие умения правильно ставить вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

 

Проверить умение различать временные форма глагола.

 

Отрабатывать алгоритм работы над ошибками.

 

Познакомить с глаголами, имеющими в неопределённой форме

 -СЯ

Познакомить со спряжением глаголов. Учить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять в речи глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах.

 

Формирование умения спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола.

 

Знакомство с особенностями спряжения глаголов в будущем времени.

 

Закрепление знаний об окончаниях глаголов 1, и 2-го спряжения

Закрепление знаний о личных окончаниях глаголов 1 и 2-го спряжения.

Глагол это часть речи

 

 

114

Изменение глаголов по временам

Времена: настоящее, прошедшее, будущее.

 

 

115

Изменение глаголов прошедшего времени

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам

 

 

116

Неопределённая форма глагола

-ться, -ть, -ти  - суффиксы гл.неопределённой формы

 

 

117

Неопределённая форма глагола

-ться, -ть, -ти  - суффиксы гл.неопределённой формы

 

 

118

Неопределённая форма глагола

-ться, -ть, -ти  - суффиксы гл.неопределённой формы

 

 

119

Проверочный диктант №6 по темам «Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола».

Жизнь спасена.

Списывание текста. Задание: найти в тексте 2 глагола н.

 

 

120

 

 

Работа над ошибками. Повторение по темам «Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола»

Работа над ошибками.

14)

 

.121

Повторение по темам «Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола»

 

 

 

 

122

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)

 

 

 

123

Р. р

Сочинение

Списывание текста

 

 

124

 Работа над ошибками

2-ое лицо глаголов единственного числа

Работа над ошибками

 

 

 

125

 

2-ое лицо глаголов единственного числа

-ишь, ешь, ёшь  - окончания гл. во 2-ом лице ед.ч.

 

 

126

Контрольный диктант № 7  за 3 четверть.  Рождение реки.

Контрольное списывание

 

 

127

Работа над ошибками диктанта

Iи IIспряжение глаголов

 Работа над ошибками

 

 

 

128

Iи IIспряжение глаголов

-ут-ют  - 1спр.

ат –ят -  2 спр.

 

 

129

Будущее время глаголов

 Что сделает? Что будет делать?

 

 

130

(50)

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

 

 

131

 

4 четверть

Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме

Развивать умение распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме.

 

Развивать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.

 

Формирование умения писать безударные личные окончания глаголов.

 

Развивать умение обосновывать написание окончаний глаголов.

 

Знакомство с глаголами - исключениями.

 

Отрабатывать умение распознавать спряжение глагола по неопределённой форме.

 

 

Усовершенствовать знания о временных формах глагола.

 

Безударные личные окончания глаголов

 

 

Обобщение знаний о глаголе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте Закреплять знания об особенностях глаголов, употреблённых в прошедшем времени.

 

Умение распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме

 

 

132

 

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени

Умение правильно писать безударные личные окончания глаголов в н.вр.

 

 

133

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Умение правильно писать безударные личные окончания глаголов в н. и буд. времени

 

 

134

Р.р.

Сочинение (с элементами описания) по картине

Подбери предложения к картинке.

 

 

135

 

Работа над ошибками сочинения

Р.Н.О.

 

 

136

Глаголы - исключения

Глаголы – исключения записать и запомнить

 

 

137

Глаголы - исключения

Глаголы – исключения записать и запомнить

 

 

138

Р.р.

 Изложение

«Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Списывание текста по данной теме.

 

 

139

Проверочный диктант№8

Весна в степи.

по теме «Безударные личные окончания глаголов».

Работа над ошибками.

 

 

140

 

Прошедшее время глаголов. Правописание глагольных суффиксов

Суффиксы глаголов прошедшего времени  - л-

 

 

141

Изменение глаголов по временам.

Изменить  свой глагол по временам

 

 

142

Р.р.

Изложение

Списывание текста

Задание: добавь подходящий по смыслу глагол.

 

 

143

 

Работа над ошибками

Обобщение знаний о глаголе.

Работа над ошибками.

 

 

144

Проверочный диктант№9 «Глагол»

На рыбной ловле.

по теме «Правописание  безударных личных окончаний глаголов, безударные гласные в корнях слова».        

Списывание текста Задание: добавь подходящий по смыслу глагол.

 

 

145

  Работа над ошибками. Повторение знаний о глаголе

Работа над ошибками.

 

 

146

Повторение в конце года.

Обобщение знаний о предложении.

Совершенствовать знания о видах предложений по интонации, цели высказывания.

 Развивать умение распознавать однородные члены предложения.

Развивать умения распознавать главные и второстепенные члены предложения,

 

Совершенствование знаний о корне, приставке, суффиксе, окончании.

 

Развитие умения осознанно проверять и писать слова с безударной гласной. Развивать орфографическую зоркость.

 

Совершенствование знаний об особенностях имен существительных, имен прилагательных, местоимениях и глаголов. 

Проверить умения применять изученные в 4 классе орфографические правила.

 

Развивать письменную речь, умение осознанно использовать изученные части речи.

Совершенствование знаний учащихся о связи слов в предложении, умение правильно употреблять в речи разные по интонации предложения.

 

Отрабатывать алгоритм проверки слов с безударными гласными, парными согласными.

 

 Повторить порядок звукобуквенного анализа слов.

 

Совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Проверка усвоения темы «Однородные члены предложения», «Безударная гласная в корне слова», «Парные согласные в корне слова», «Удвоенные согласные», «Непроизносимые согласные»

 

Проверить навыки самоконтроля, умение списывать без ошибок.

 

Расширение знаний о русском языке.

Виды  предложений по интонации, цели высказывания.

 

 

 

147

Обобщение знаний о предложении.

Предложение.  Что о нём знаем?

 

 

148

Состав слова

Части слова. Разобрать по составу.пригородный

 

 

149

Упражнение в написании корней слов

Осознанно проверять и писать слова с безударной гласной.

15)

 

150

Части речи (обобщение)

Определять имя существительное в тексте

 

 

151

Части речи имя существительное (обобщение)

Определять имя существительное в тексте

 

 

152

Часть речи – имя существительное (обобщение)

Определять имя существительное в тексте

 

 

153

Р.р

Изложение

Маленький, да удаленький.

Списывание текста

 

 

154

Часть речи – имя прилагательное (обобщение)

Работа над ошибками.

 

 

155

Часть речи – местоимение (обобщение)

Определять местоимение в тексте

 

 

156

Часть речи – глагол (обобщение)

Определять  глагол в тексте

 

 

157

Итоговый контрольный диктант № 10 за год

Окраска животных.

Контрольное списывание

 

 

158

Работа над ошибками, допущенными в диктанте,

Работа над ошибками

 

 

159

 

Повторение знаний о частях речи.

Перечислите  известные части речи

 

 

160

Р.р.

Сочинение

Списывание текста

 

 

161

Работа над ошибками. Повторение  знаний о предложении

Работа над ошибками  Работа  по карточкам

16)

 

162

Повторение знаний о предложении.(резервный урок)

Разделите текст на предложения

 

 

163

Повторение знаний о предложении. Тест.

Разделите текст на предложения

 

 

164

Повторение правил написания корня слова.

Безударная гласная в корне слова

 

 

165

Р.р.

Повторение правил написания корня слова.

Подбери предложение к картинке.

 

 

166

  Тест по итогам года

Списывание текста.

 

 

167

Проверочное списывание (резервный урок)

Проверочное списывание

 

 

168

Работа над ошибками списывания

РНО.  Списывание.

17)

 

169

Турнир знатоков русского языка (резервный урок)

 

 

 

170

Олимпиада (резервный урок)

Расширение знаний о русском языке.

 

 

 

 

 

                                                              Национально – региональный компонент

 

1. Стрекалова  Мудрость народов родного края   Сборник пословиц и поговорок народов, проживающих на Южном Урале

г. Челябинск 2011г

Автор – составитель: Стрекалова М.В., учитель высшей категории МБОУ СОШ №51 г. Челябинска

           Беда.

Беда – что текучая вода: набежит да и схлынет (русская). с.4

Беда помучит и мудрости научит (украинская).

 

          Бережливость:

          Пушинка к пушинке – и выйдет перинка (русская). с.5

 

2. З.С. Ильиных  « Хочу от вас уйти летящей птицей

С.25 «Берёзонька»

На диком и пустом холме

Стоит берёзка одиноко

Лишь вихорь гнёт её к земле,

Да ворон пролетит высоко.

 

      3.Михаил Фонотов «В поисках рифея» 1 часть

С.9 -10  Иван Иванович Неплюев построил сорок поселений и редутов, накатывал дороги, перекидывал мосты.

 

4.Государственные природные заказники Челябинской области 1 часть Екатеринбург  «Уральский рабочий» 2008

С.69 Троицкий государственный природный заказник

Изначально заказник был образован для охраны уникальных типов почв лесостепного Зауралья и характерной растительности. В настоящее время Троицкий заказник выполняет задачу сохранения и восстановления природных степных экосистем и отдельных уникальных, ботанических, зоологических и почвенных  объектов.

 

5. Хрестоматия  по литературе родного края  Челябинск «Взгляд» 2005

С. 247Виль Андреев «Белый лес»

 

 

6. Хрестоматия  по литературе родного края Челябинск  «Взгляд» 2005

    С.227Олег Юлдашев «Зимний лес»

 

7.Е. В. Григорьева «Природа Южного Урала»

 с. 37-38

 

8.Елена Раннева «Что такое счастье» Челябинск Татьяны Лурье 2008

С.3 «Ох, что теперь делать?»(в синей краске, на новый паркет, а белая скатерть,  в оранжевый цвет, )

 

9.Тоня Глухих «При солнышке тепло, при матушке добро» с. 64 – 67

 сборник «Волшебная строка» 2006

 

10. Сборник «Волшебная строка» 2006

     С.139  Редько Оксана «Письмо»

 

11. Елена Раннева «Что такое счастье» Челябинск Татьяны Лурье 2008

С.18 «Почему хворают ножки», «Грустинка».

 

12.Сборник стихов Увельского литературного  объединения «Я сердце своё  не могу успокоить» 2000

 Л.И.Пронинс.117 «Природа»

 

13.СтрекаловаМудрость народов родного края   Сборник пословиц и поговорок народов, проживающих на Южном Урале

г. Челябинск 2011г

Автор – составитель: Стрекалова М.В., учитель высшей категории МБОУ СОШ №51 г. Челябинска

 С.4 Боязнь.  Только того бьют, кто боится (русская).

Бояться волков – быть без грибков (русская).

Волка бояться – и от белки бежать (русская).

 

14.Стрекалова Мудрость народов родного края   Сборник пословиц и поговорок народов, проживающих на Южном Урале

г. Челябинск 2011г

Автор – составитель: Стрекалова М.В., учитель высшей категории МБОУ СОШ №51 г. Челябинска

Богатырь

 С.5 Лишь проливши пот можно стать человеком, лишь натягивая тетиву, можно стать богатырем (бурятская).

Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч (ногайская).

Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает (карельская).

 

15.Сборник произведений членов литературного объединения  «Букет созвучий»   «Прикосновение души» Челябинск « Каменный пояс» 2009

С.111 Л. Морозова «Надо мною в небе гуси прилетали»

 

16. Сборник произведений членов литературного объединения  «Букет созвучий»   «Прикосновение души» Челябинск « Каменный пояс» 2009

С.146      Е. Ушакова «Если был бы я мужчиной…»

 

17..Стрекалова Мудрость народов родного края   Сборник пословиц и поговорок народов, проживающих на Южном Урале

г. Челябинск 2011г

Автор – составитель: Стрекалова М.В., учитель высшей категории МБОУ СОШ №51 г. Челябинска

 

 С8  Вежливость. Где больше двух, говорят вслух (русская).

На всякие приветы надобно иметь ответы (русская).

Посади свинью за стол, она и ноги на стол (русская).

Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит (русская).

 

 

                                                                               Контрольно –измерительные материалы

 

                                                                                        Проверочный диктант№1

Осенняя прогулка

           Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод  созрели на рябинах.

           Ребята по лесной тропинке  вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый  родник. Ребята собрали ветки и сучья. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.

           В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг костра. Серёжа наполнил чайник водой.  Пора заваривать чай.   Анна и Эмма угостили  ребят печеньем.  По дороге домой все пели песни.

           Радостные ребята вернулись домой.

 Грамматическое задание.

Выпишите  из текста три слова  с проверяемой безударной  гласной  и три  слова  с парной согласной,  рядом  с каждым словом напишите проверочное.

2. Выпишите из текста два слова: одно  - в котором  звуков больше, чем букв; второе – в котором  звуков меньше, чем бкув.

 

 

Контрольное списывание №1

Медвежонок.

           Выгнали однажды охотники из берлоги  медведицу.  А в берлоге кто – то кричит.  Вытащил Геннадий Григорьевич  из берлоги  медвежонка.  До деревни он нёс  малыша  в куртке.

          Медвежонок оказался любопытным. На окне стояли цветы.  Малыш зацепился  когтями, потянул  горшок  зубами.  Тот покачался  и упал.  Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи  земли выполз  толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный.

          Охотник погрозил малышу  пальцем.  Медвежонок спрятался  за печку и ворчал.

 Грамматическое задание.

1.Разберите по членам  предложения, нарисуйте схему.

Из кучи  земли выполз  толстый и аппетитный червяк.

2. Составьте и запишите предложение, используя однородные члены:

В лесу, в поле, на огороде.

Подберёзовики, рыжики, волнушки.

Контрольный диктант №2 за 1 четверть

Уборка хлебов.

 

 

            

 

                                                                                   Проверочный диктант№3

Журавли.

            Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они кружились над родным болотом.  Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.

           Журавли летели над лесами, полями, шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря.  В глухом лесу птицы сделали отдых.

          На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.

         Скоро взойдёт  яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи  весной, журавли!

 

Грамматическое задание.

  1. Разберите по членам предложения, нарисуйте схему.

Журавли летели над лесами, полями, шумными городами.

  1. Определите  падеж имён существительных во второй части.
  2.  

Контрольное изложение №1

Две встречи.

 

                                                                            Контрольный диктант №4 за 1 полугодие

                                                                                    На лесной полянке.

 

                                                                   

Проверочный диктант №5

Зимняя ночь в лесу.

          По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз . Хлопьями  летит мягкий иней.  В тёмном высоком небе зажглись  яркие  звёзды.

         Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи  идёт скрытая жизнь.

          Вот хрустнула  в чаще мёрзлая  ветка. Это пробежал под деревьями  заяц – беляк.

          Вот по гладкому снегу  бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы.  Как сказочный  часовой, уселся на голом сучке головастый серый  совёнок.  В ночной темноте  он хорошо  видит, как идёт  в зимнем лесу скрытая  от людей жизнь.

Грамматическое задание.

  1.  Разобрать по  членам:

1-й вариант – первое предложение

2-й вариант – третье предложение

2.Определите падеж прилагательных в третьем  абзац.

 Контрольное списывание №2

по теме «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе»

Берёза  у дороги.

        За крайней избой дальн… деревушки  виднелось жёлт…  поле   придорожн… канава   заросла  травой  на просторн… равнине у дороги стояла бел…  берёза  осень убрала деревья в жёлт… убор берёза  стояла счастлив…

       Наступила зима в зимние ночи ветер  трепал  ветви берёзы снег засыпал поля леса жилища людей всё замерло.

       Но вот от весен… дождя начали дымиться крыши изб  снежн…  поле  заблестело на ярк… солнце потекли  заговорили ручьи зазеленела берёза.

       Пришло лето в шёлков…   листве  берёзы беззаботно зашумел ветер гибкие  ветви склонились до перв…   зелён…  травы.

 

Грамматическое задание.

  1. Определите падеж имён прилагательных  в первом абзаце.
  2. Разберите по составу слова:

Придорожная, зимние, просторной.

 

 

Контрольное изложение №2

 

 

 

 

Проверочный диктант №6

по темам «Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола»

Жизнь спасена.

          В красивой местности раскинулся рабочий посёлок. Зимой дороги заметает  снегом.  Трудно доехать жителям посёлка  до ближнего населённого пункта.

         Однажды в посёлке  тяжело заболел человек.  Его надо было срочно отправить в больницу.  Но как подготовить  площадку для  вертолёта?  Даже на реке  снег лежит  толстым слоем.

        Ученики местной школы решили помочь. Ранним утром они все пришли  к реке, взялись  за руки  и стали утаптывать  снег.  К вечеру площадка была готова.  Вертолёт опустился  и утром доставил больного в город.

 

Грамматическое задание.

1.Выпишите из текста по 2 глагола  в прошедшем времени, настоящем и неопределённой форме.

2.Разберите предложение по членам предложения, составьте схему.

В красивой местности раскинулся рабочий посёлок.

 

Контрольный диктант №7 за 3 четверть

Рождение реки.

Проверочный диктант№8.

Весна в степи.

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь  - кругом всё поля. Ветер гонит волны пот  зелёному морю пшеницы.  Вот речка сверкает на солнце.  По обоим берегам её пасутся  отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки.  Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки.  Звуки этой степной жизни сливаются  в большой оркестр.

Грамматическое задание

  1. Определите время, спряжение, лицо глаголов: СВЕТИТ, СВЕРКАЕТ, ПРОБУЮТ, ШУМИТ.
  2. Разберите по составу слова: ЖАЛОБНЫЙ, ГОЛОСА, ГОНИТ,КАМЫШ.

 

 

 

 

Проверочный диктант№9.

«Глагол»

На рыбной ловле.

    Было чудесное утро. Мы решили отправиться на рыбалку.  Дорога к ближней речке  идёт полями. Направо и налево  колосится рожь. От лёгкого  ветерка  по ней  пробегают  золотистые волны.  Стрижи проворно носятся в  свежем воздухе.

Мы переходим  по узкой тропинке  через овраг.  В нём бежит ключ с холодной водой. Можно попить.  Впереди речка.  Один берег у неё высокий, а другой низкий. Быстро доходим до речки.  Как хорошо кругом!  Сядешь на берег, закинешь удочку и ждёшь.

Вдруг поплавок скрывается под водой. Радостно дёргаешь удочку.  Весело возвращаться домой с богатым уловом.

 

Грамматическое задание.

1.Разберите как часть речи слово пробегают

2.Разберите по членам предложения, составьте схему:

Стрижи проворно носятся в  свежем воздухе.

 

 

 

                           

Контрольный диктант №10  за  4 четверть

Окраска животных.

 

 

 

                                                              Контрольный  диктант за 1 четверть (7 вид)

    

                                                                     Золотая осень.

 

          Начинается золотая осень. Пора самой  яркой раскраски листьев. Солнечные дни  чередуются  с холодными  и дождливыми. С вечера от сырого  асфальта и земли  поднимается туман. Луга по утрам белые от инея. Ударили заморозки. Начался листопад.

 

Слова для справок: раскрасил, чередуются, асфальт, листопад.

 

Задания: 1. Подчеркнуть предложения, состоящие  только из  главных членов.

                2.определить падеж имён существительных в 4-м предложении.

 

 

 

 

                                                                  Контрольный  диктант за 2 четверть  (7 вид)

 

                                                                                        Зима.

          Побелели поля и пригорки.  Тонким льдом покрылась река.  Уснула, как в сказке.  Ходит зима по горам, по долинам в больших валенках,  по сторонам поглядывает.

          Вот бугорок в поле.  Проказник – ветер сдул с бугорка  белую шапку. Нужно её снова надеть.  Серого зайчишку зима одела в белую шубку.

 

Задания: 1. Выпишите имя существительное в Т.п., в И.п., П.п.

                2.Выполнить звуко-буквенный анализ слова  шубка.

Контрольный  диктант за 3 четверть (7 вид)

 

Скворцы.

 

Мы работали на берегу Волги.  Я жил в избе  лесника.  Из моих окон была видна  старая берёза.  Наступила ранняя весна.  Подул тёплый ветер.  Прилётели скворцы.  Они устроились  в дупле берёзы. Весь день работали птицы. Скворцы носили в гнездо пух,  перья,  сухой мох.

Вечером садились на ветку и пели. Я любил слушать их песни.

 

Задания:1.Определи время глаголов, род глаголов.

                2.Выписать три слова с  безударными  гласными в корне  и приписать проверочные слова.

 

 

 

                                                                                         Контрольный  диктант 4 четверть (7 вид)

 

                                                                                                        Всё цветёт.

На опушке леса  расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет. Ветви  все в цветах – в жёлтых  шариках. Вся ива похожа на золотой шар.  Он гудит – так много пчёл  берут первый мёд.

К вечеру похолодало.  Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь  в ульи.  Другие замёрзли – нет сил махать крыльями. Остались ночевать на цветках.

 

Задания: 1.первое предложение разобрать  по частям  речи и по членам предложения.

                2.Разобрать по составу:  крылышками, шариках, жёлтый.

 

 

 

 

Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы

 

1)Учебники:

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

 Т. Г. Рамзаева

Русский язык.. Учебник для 4 кл. в 2-х частях

2009

Москва

                   Дрофа

 

 

2)Методические пособия для учителя

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

Я.Ш.Гараева

Поурочные разработки по русскому языку.4 класс.

2007

Москва

Вако

2

 

 

 

 

 

3)Пособия для учащихся(тетради и т.д.)

 

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

О.Н. Журавлёва

Итоговый тестовый контроль .4 класс. Русский язык Рабочая тетрадь

 

2012

Москва

               Дрофа

 

 

2

Л.Н. Чипышева, О.А.Бахтина,

В.В. Тайницкая

Русский язык. Рабочая тетрадь для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ. Лицеев, гимназий.

2010

Челябинск

НП ИЦ «РОСТ»

 

4)Контрольно – измерительные материалы     

 

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

 

Русский язык. Тесты. Олимпиадные задания.4 класс

2012

Москва

                Дрофа

2

И.В. Щеглова

 Русский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы

2010

Москва

Экзамен

 

 

Информационно-коммуникационные средства

  1. Электронное учебное издание «Начальная школа» 1-4 классы
  2. Интегрированный УМК начальной школы 1-4 классы «Кирилл и Мефодий»

 

Литература:

 

  1. Программы общеобразовательных учреждений  «Начальные классы» 2 часть . м. «Просвещение»
  2. Учебник «Русский язык» 4 класс в 2-х частях Т. Г. Рамзаева 2007
  3. Я. Ш. Гараева  «Поурочные разработки по русскому языку» 4 класс М. «Вако» 2007

 

Литература для Р. К.:

  1. Хрестоматия по литературе родного края 1 – 4 класс Челябинск «Взгляд» 2002
  2. З.С. Ильиных  « Хочу от вас уйти летящей птицей»
  3. Михаил Фонотов «В поисках рифея» 1 часть  Челябинск «Взгляд»  2008
  4. Стрекалова  Мудрость народов родного края  Сборник пословиц и поговорок народов, проживающих на Южном Урале
  5. г. Челябинск 2011г
  6. Государственные природные заказники Челябинской области 1 часть Екатеринбург  «Уральский рабочий» 2008
  7. .Е. В. Григорьева «Природа Южного Урала»
  8. Елена Раннева «Что такое счастье» Челябинск Татьяны Лурье 2008
  9. Сборник «Волшебная строка» 2006
  10. .Сборник стихов Увельского литературного  объединения «Я сердце своё  не могу успокоить» 2000
  11. Сборник произведений членов литературного объединения  «Букет созвучий»   «Прикосновение души» Челябинск

« Каменный пояс» 2009

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн