Слайд №6
– В течение урока будем отвечать на вопросы:
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять?
(Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять?
(Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять?
(Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять?
(Безударная гласная проверяется ударением.)
Слайд № 7
• Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова.
Коллективная форма работы.
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.
Слайд № 8
Алгоритм
• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово.
- Каким образом необходимо подобрать проверочное слово?
Ответы учащихся.
· Отметьте в карте самоконтроля - как вы знаете орфографическое правило.
3.2. Работа у доски.
Орфографическая разминка.
Слайд № 9
Как весной журавли, из далёкой земли, мы к твоим берегам прилетели.
Ребята, это строчка из замечательного стихотворения Николая Константиновича Доризо, нашего земляка. Стихотворение называется «Дон», в нём рассказывается о долгожданной встрече с родной донской землёй, с Доном, «батюшкой Доном», как называет автор нашу знаменитую реку Дон.
Давайте проверим написанное. Есть ли орфографические ошибки, пунктуационные? Найдём слова с изучаемой орфограммой. Подберите проверочные.
Слайд №10
Произведём морфемный разбор слова прилетели.
Оценка.
· Отметьте в карте самоконтроля - как вы умеете применять орфографическое правило.
3.3. Работа с сигнальными карточками.
Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.
Слайд № 11
· Игра «Будь внимательным»
– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
Ночёвка, цветок, бегун, листочек, проходить, дела, разделять, очарование, пятно,далёкий, пожалеть.
-Хорошо, ребята, вы правильно подобрали проверочные слова, значит, вы правильно напишите эти слова, а что нужно делать, если слово нельзя проверить, нет проверочного слова к нему;
(Необходимо обратиться к орфографическому словарю и запомнить написание слова)
- Правильно, ребята, в этом случае наш верный помощник – орфографический словарь.
· Учитель демонстрирует орфографический словарь.
3.4. Выборочно - распределительный диктант.
Слайд № 12
А теперь обратите внимание на экран - перед вами слова – ваша задача: распределить их в 2 столбика:
1 столбик – с проверяемой гласной в корне
2 столбик - с непроверяемой гласной в корне.
Выделите корень в словах.
Лесник, корабль, протянул, бежал, лошадка, ребята, фамилия, весёлый, телефон, посмотреть, портрет, молчит, газета, подняла.
· Проверка. Читают 2 ученика.
Оценка.
Слайд № 13
· Отметьте в карте самоконтроля: как вы умеете выделять корень словах.
3.5. Работа в парах.
Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в парах. Я предлагаю «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать.
Слайд № 14
-Лёт-
- лёд –
-ход-
-бел-
- свист-
- бег-
- зим-
• Проверка (зачитываются слова от каждой пары).
–Подчеркните те из них, которые являются проверочными.
( В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)
· Отметьте в карте самоконтроля: как вы умеете подбирать однокоренные слова.
3.6. Работа с учебником (стр. 128 упр. 416) Слайд № 15
Записать слова, вставить пропущенные буквы, выбрать проверочное слово. Один ученик у доски.
Работа у доски.
3.7. Физминутка.
Слайд № 16
- Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Проведём физминутку. Я буду называть слова. Если в слове есть безударная гласная о, то вы хлопаете. Если в слове есть любая другая безударная гласная, то вы показываете жестами «нет».
Слова: вода, река, шаги, трава, леса, посмотрел, окно,
село, котёнок, ночной, метёт, земля, моря,
семья, волна.
- Молодцы! Продолжим отработку умения видеть орфограмму в словах и подбирать проверочные слова. Перед вами слова, найдите те, в которых допущены ошибки и докажите правильность своего ответа.
Слайд №17
3.8. « Лови ошибку!»
PНайди и исправь ошибку.
• Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)
– Сколько слов записано правильно? (Одно.)
– Какое? (Свистеть.)
PЗри в корень!
Слайд № 18
Ученику было дано задание: подобрать проверочные слова, чтобы определить правильность написания безударных гласных. Ученик добросовестно выполнил всё: подобрал слово, поставил в нём ударение, подчеркнул безударную гласную, которая стала ударной. Верно ли выполнил мальчик задание?
Линять – линия
Яснеть – ясень
Скрипеть – скрипка
Паруса – пара
Ученик отвечает на оценку
Слайд № 19
Вывод: чтобы подобрать проверочное слово, нужно верно определять значение корня.
- В некоторых словах проверить ударением нелегко. Это удаётся только после вдумчивого рассмотрения состава слова. Например: в первом слоге слова столицапишем О, потому что в Древней Руси слово стол употреблялось в значении «княжение» Говорили: Ярослав сел на стол отца своего Владимира. Отсюда древний Киев, где княжили великие князья, назывался стольным градом, т.е. столицей.
Слайд № 20
Долина.
В этом слове в первом безударном слоге пишем букву О, потому что долина– это низина между горами, дол. Дол означает «нижний край, низ». Поэтому слово долина нужно проверить словом дол.
Интересно узнавать новое? Я обращаю ваше внимание на этимологический словарь русского языка. В нём вы найдёте не только много интересного о происхождении слов, но узнаете, как правильно написать слово.
Слайд № 21
· Учитель демонстрирует этимологический словарь.
3.9. Самостоятельнаяработа.
Слайд № 22
Работа с тестами – подготовка к ГИА
- Ребята, мы с вами на уроках уже работали с тестами, вы знаете этот вид работы. Я раздаю каждому тест, ваша задача – отметить правильную строку в квадрате.
А 1. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
В …сна, м…тель
К…тёнок, с…ды
Л..теть, в…кзал
С…бака, укр…шать.
А 2.В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
З…ма, л…сник
В…сьмой, см..треть
Р..ка, гр..бной
Изм…рять, нал…лись
А. 2. Укажите строчку, включающую все слова с проверяемой гласной в корне.
Ст...рик, б...хрома.
К...лач, ув...дать.
Л...терея, ст...пной.
Исп...рение, з...леноватый
А. 2. Укажите строку с непроверяемыми безударными гласными в корне.
Бри..гада, пош..л.
Уд...вление , к..пуста
Кр...пива, к...рова.
Х...дьба, д...ржать.
4. Домашнее задание.
Слайд №23
Теория 50-52 повторить, разгадать кроссворд .
5. Подведение итога урока.
– Какое умение мы отрабатывали на уроке?
Слайд № 24
Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.
– Кто хочет задать первый вопрос?
Слайд № 25
• Вызываемый ученик задает вопрос другому ученику, которого сам же и выбирает.
(Приём - эстафета)
Не забудьте рифмованное правило:
Слайд № 26
Если буква гласная
Вызвала сомненья
Ты её немедленно
Поставь под ударенье!
Слайд № 27
Ребята, вернёмся к эпиграфу нашего урока: стали ли безударные гласные для вас более разгаданными, чем раньше?
Слайд №28
6. Рефлексия.
• Самооценка собственной работы на уроке.
– Итак, урок подходит к концу, посмотрите на карточки эмоционального состояния. Оцените урок.
Карточка эмоционального состояния
Дата
Заполните карточку значками:
Ο – да, Δ – нет, - затрудняюсь ответить.
На уроке мне было интересно
|
|
Я чувствовал (а) себя комфортно
|
|
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке
|
|
Я был(а) успешен (успешна)
|
|
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен
|
|
Особое мнение, впечатление ____________________________________________________
- Что особенно понравилось на уроке?
Слайд №29
Сдайте рабочие тетради классному консультанту. Урок окончен, до свидания!
Слайд №30
Ночёвка, цветок, бегун, листочек, проходить, дела, разделять, очарование, пятно, далёкий, пожалеть.
|