«Гений — это один процент таланта и девяносто девять процентов труда.» Томас Эдисон
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей учащихся с результатами учебной четверти.
2. Показать родителям достижения и неудачи в учебном труде подростков.
3. Проанализировать причины учебных неудач школьников.
Форма проведения собрания: семинар-практикум.
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ учебных результатов школьников.
2. Зависимость учебных результатов от внешних и внутренних факторов.
3. Возможные пути улучшения учебных результатов школьников.
Подготовительная работа к собранию
1. Анализ учебных результатов за четверть
2. Сравнительный анализ интеллектуального развития 5-го и 8-го классов.
3. Анкетирование учащихся, родителей, учителей, работающих в классе.
4. Посещение уроков по разным предметам родительским комитетом класса.
5. Подготовка списка литературы для родителей.
Общий и индивидуальный анализ учебных результатов учащихся за учебную четверть. Классный руководитель должен ознакомить родителей с учебными достижениями всего класса. Для этого он составляет сводную таблицу по всем предметам и указывает результаты учащихся класса. Для того, чтобы соблюсти этические нормы, он может зашифровать фамилии учащихся, тем более что перед каждым родителем на парте должен лежать листок с результатами учебной деятельности его ребенка. В общей сводной таблице классного руководителя должно интересовать лишь количество низких и средних результатов по предметам. Такая сводная таблица результатов позволяет увидеть проблемные предметы, по которым у ребят большинство низких отметок. Когда учитель определит
для себя такие предметы, он должен провести опрос среди педагогов, преподающих данные предметы, и подготовить информацию для родителей.
Индивидуальный анализ учебной работы по каждому ученику может быть составлен по следующему плану:
1. Сводная ведомость учебных результатов четверти.
2. Мнение учителей-предметников о результативности учебного труда школьника по предметам с низкими учебными результатами.
Учителям предлагается следующий план анализа:
А. Отношение ученика к учебной деятельности на уроке;
Б. Отношение ученика к выполнению домашней работы;
В. Личный вклад в процесс учебной деятельности по предмету, инициатива, добросовестность, желание поработать дополнительно и т.д.
Г. Возможные пути учебной коррекции.
3. Мнение классного руководителя об отношении ученика к результатам собственной учебной деятельности.
4. Рекомендации учителей-предметников родителям ученика, пожелания классного руководителя, членов родительского комитета, посещавших уроки в классе.
Сравнительный анализ интеллектуального развития учащихся
Психологическая служба школы готовит сравнительный анализ развития интеллектуальных умений учащихся. Для сравнения психологи берут результаты уровня интеллектуального развития при поступлении в школу и спустя четыре года. Родители могут увидеть прогресс в развитии интеллектуальных умений школьника или, наоборот, проблему, которая требует немедленного решения. Психологи не только констатируют результаты учащихся, но и предлагают родителям различные виды помощи их детям:
1. Занятия в школе интеллектуального развития (по желанию родителей и учащихся);
2. Консультации для родителей и учащихся по проблеме (индивидуальные и групповые);
3. Рекомендации по развитию интеллектуальных умений дома с помощью специальной литературы.
Анкетирование учащихся
1. По каким учебным предметам в текущей учебной четверти у тебя возникли трудности?
2. С чем связаны причины твоих трудностей?
А. Твое отношение к изучению предмета;
Б. Трудности в понимании содержания тем и параграфов;
В. Взаимоотношения с учителем;
Г. Другие причины.
3. Какая помощь тебе нужна?
А. От учителя-предметника;
Б. От классного руководителя;
В. От родителей или других людей.
Анкетирование родителей
1. Изучение какого предмета является для вашего ребенка самым трудным?
2. С чем связаны учебные трудности ребенка поданному предмету?
3. Какие виды домашних заданий наиболее трудны для выполнения?
4. Обращался ли ваш ребенок за помощью к учителю?
5, Насколько эффективной была помощь учителя?
6. Контролируете ли вы учебную деятельность своего ребенка?
7. Как осуществляете контроль его учебной деятельности?
Анкетирование родителей необходимо для того, чтобы видеть, как глубоко семья вникает в учебную деятельность своего ребенка. Классному руководителю очень важно знать, что понимают родители под контролем учебной деятельности ученика. Проверка домашних заданий, последующее порицание или наказание или поиск выхода из трудной ситуации, помощь ребенку, принятие компромиссного решения.
Анкетирование учителей
1. Назовите учеников, имеющих высокий балл по вашему предмету и высокий уровень мотивации изучения этого предмета.
2. Назовите учеников, имеющих средний балл и высокий уровень мотивации изучения данного предмета.
3. Назовите учеников, имеющих низкий балл и высокий уровень мотивации изучения вашего предмета.
4. Назовите учащихся, имеющих низкий балл и низкий уровень мотивации изучения вашего предмета.
5. Предложите пути решения данной проблемы для учащихся с низким уровнем обучаемости по предмету и высокой мотивацией и для учащихся с низким уровнем обучаемости и низкой учебной
мотивацией.
Такая диагностика позволяет учителям задуматься и увидеть учащихся, у которых учебные трудности не всегда связаны с отсутствием стойкой учебной мотивации. В большей степени они связаны с неумением организовать свой учебный труд и наслоением учебных предметных
трудностей, с которыми школьник не в состоянии разобраться сам, посещение уроков по различным предметам родительским комитетом класса
Родительский комитет посещает уроки по различным предметам.
Целью посещения является:
1. Изучение вопроса участия всех ребят в урочной деятельности;
2. Интерес ребят к участию в уроке, активность и пассивность, методы их поощрения учителем.
Литература:
1. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. М.,1965.
2. Гарднер М. Математическиедосуги. М., 1972.
3. Дышинский Е. А. Игротека математического кружка. М., 1972.
4. М и н с к и н С . От игры к знаниям. М., 1987.
5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка. М., 1988.
6. Рассел Кен. Чемпионат по IQ. М., 2003.
7. 126 упражнений по развитию памяти. Волгоград, 2003.
8. Филимонова Н. И. Через занимательное — к развитию личности. Минск, 2000
9. Интеллектуальный марафон. М.,2001.
10. Никитин В. В. Резервы вашего интеллекта. М., 2002.
Полезная информация
Как сохранить работоспособность?
l. Ребенок, вернувшись из школы, должен немного полежать и отдохнуть.
Выполняя домашнее задание, необходимо через 30 — 45 минут делать 15-минутные перерывы.
Сон — самое лучшее средство для восстановления энергии. Дети 12 — 15 лет должны спать 8 — 9 часов в день.
Тренировка и развитие памяти
1. На память ребенка непосредственно влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за здоровьем сына или дочери. Безусловно, огромный вред наносят памяти дурные
2. Рабочее место ребенка должно хорошо освещаться, быть удобным. Необходимо, чтобы домашнее задание выполнялось в тишине. Если правильно организован умственный труд, все внимание школьника сосредоточивается на учебе и лучше запоминается изучаемый материал.
3. При малейших признаках усталости рекомендуется прекращать занятия и отдыхать,
4. Чтобы лучше запомнить большой объем материала, рекомендуется распределить работу на несколько дней, чтобы не слишком перегружать память.
5. Нужно выяснить, какой вид памяти является основным у вашего ребенка — зрительная память, слуховая или двигательная. Опираясь на эти данные, можно легче запомнить изучаемый материал.
Если у ребенка сильнее развита зрительная память, ему будет проще запомнить текст визуально; если слуховая — нужно читать текст вслух или слушать, как его читает кто-то другой; если ребе- нок лучше запоминает, выполняя определенные действия,—пусть конспектирует заданный текст.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы!
Сегодняшняя встреча посвящена результатам учебной деятельности нашего класса, сегодня мы с вами проанализируем учебные результаты, подумаем над тем, что можно изменить в тех листочках, которые лежат у вас на парте.
А теперь еще раз внимательно посмотрите на результаты ваших детей и ответьте на вопрос: что вас в этих результатах радует и что огорчает?
Родители работают и отвечают на вопрос классного руководителя.
Затем классный руководитель адресует родителей к сводной таблице по классу и обращает их внимание на те предметы, которые вызывают наибольшую тревогу из-за низкой по ним успеваемости.
0 чем говорит таблица?
Усвоение знаний по предмету зависит от многих факторов.
Главным из них являются не только способности учащихся, но и отношение ребят к достижению учебных успехов, которое зависит:
• от усидчивости;
• развитости у школьника собственно интеллектуальных умений
(наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельный вывод и т. д.);
• контроля со стороны взрослых на уроке и дома.
Выступление психолога, сравнительный анализ развития уровня интеллектуальных умений учащихся. Обсуждение проблемных вопросов с родителями
В своем выступлении психолог должен обратить внимание на характеристику тестов по изучению интеллекта, на широкое использование тестирования в реальной жизни: поступление в техникум и вуз, профессиональная деятельность.
В его задачу входит также знакомство родителей с возможными путями тренировки интеллектуальных умений учащихся:
1. Индивидуальные консультации психологов, индивидуальная коррекционная программа (по желанию ученика и его родителей);
2. Тренинги по развитию интеллекта и подготовки к будущим различным вариантам учебного тестирования (по предметам школьного курса);
3. Компьютерная тренажерная программа по подготовке к будущим экзаменам.
В ходе своего выступления психолог или классный руководитель сопровождает рассказ демонстрацией примеров занятий (видеозапись).
Обмен мнениями родителей по выступлению психолога.
Анализ анкет учащихся, родителей, учителей. Выступление родительского комитета, просмотр сюжетов посещенных уроков.