Конспект урока "Родная природа в лирике С. Есенина" (урок - открытие)
Ход урока I. Организация урока Создание эмоционального настроя. Учитель. Сколько живет человек на свете, столько он учии ся, узнает новое, открывает что-то неизвестное. Сегодня на урок» каждый из вас откроет для себя новую страничку в книге творч чества Сергея Есенина. И, может быть, даже откроет что-то новЫ в себе, своей душе. Итак, я приглашаю вас на урок-открытие. II. Основная часть урока. Природа в лирике С. Есенина. 1. Вступительное слово учителя.(музыка+презентация) Учитель. Раннее детство... Тогда впервые узнал малены кий Сережа, как ломаются березы, отражаясь в пруду, как игра! ет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего той как все вокруг серебрит своим блеском луна. Всю жизнь п I был «болен воспоминанием детства». И в радости, и в печали - всегда его сердце тянулось к родно¬му очагу, к полевым тропинкам. Тогда впервые заглянул он в си¬ние глаза России, впервые услышал ее задушевные песни, ощу! тил дыхание родимой земли, именно тогда в его душу упали пе> вые зерна того чувства, которым жива вся есенинская лирика. О, край разливов грозных И тихих вешних сил, Здесь по заре и звездам Я школу проходил. Это была школа любви к отчему краю, к людям, ко всем живому в мире. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателе традиций крестьянской поэзии. Он пришел в литературу как глубоко лирический поэт, вс творчество которого было посвящено одной главной теме - те Родины. Это слово - Родина - Есенин мог бы писать с одина-вым правом и с прописной, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константи¬нове, - это была вся Русь. 2. Минута поэзии. Чтение стихов (фонохрестоматия) 1913-1916 гг. («Край ты мой заброшенный», «Черная, потом пропахшая выть...», «Топи ла болота...».) Словарь. Прутник - кустарник. Выть - участок пахотной земли. Веретье - широкое полотно из брезента или холста. Кукан - островок на реке во время спада разлива. Анализ стихотворений. Комментарий учителя. Учитель. В этих стихотворениях любовно выписаны мел¬кие подробности крестьянского быта. В хате Пахнет рыхлыми драченами, У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою -Шелуха сырых яиц. Что ни фраза - то художественная деталь. И мы чувствуем: каждая подробность вызывает нежность поэта. Все это - родное для него. Так же просты, правдивы, богаты реалистическими подроб¬ностями и другие стихи. По селу тропинкой кривенькой В летний вечер голубой Рекрута ходили с ливенкой Разухабистой гурьбой. Или: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Сердце сжимается от любви и боли, а все потому, что «избы забоченились,а и всех-то пять», что Чахнет старая церквушка, В облака закинув крест, И забольная кукушка Не летит с печальных мест. Первое, что сразу бросается в глаза, - это обилие реалисти¬ческих деталей. Однако Есенин не ставит перед собой задачи изображения противоречий русской предреволюционной деревни. В ранних стихах Есенина - один центральный всеобъемлю¬щий образ - Голубая Русь. Этот романтический образ прекрасен. 3. Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная». Чтение и анализ. Учитель. Тысячи неверующих юношей и девушек читают эти строчки, «Кроткий Спас» и «рать святая» уже не вызывают у них никаких образных представлений», но «синь сосет глаза» -это они чувствуют так же сильно, как и последние строчки: «Не надо рая, дайте родину мою». Наверное, Есенина меньше любили бы и читали, если бы его Русь была только кроткой и печальной, если бы в голосе поэта не звенела порой удаль, сила, молодечество: Ой, удал и многосказен Лад веселый на пыжну. Запевай, как Стенька Разин Утопил свою княжну. Если бы его талант не был жизнеутверждающим и жизнера¬достным: Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь. «О, верю, верю, счастье есть!» - убежденно восклицает поэт». Как птицы свищут версты Из-под копыт коня. И брызжет солнце горстью Свой дождик на меня. 4. Особенности есенинской лирики. Учитель. В чем же заключается это своеобразие, эта живая прелесть? Поэты, критики и литераторы не раз говорили о жи¬вой прелести есенинской лирики, ее своеобразии и обаянии. Основные черты: а) В стихах Есенина преобладают цвета: синий, малиновый, золотой - это не только краски небес, зари и колосящегося поля, это цвета России, Родины. Особое значение имеет голубое и синее. С Родиной связана лучшая метафора Есенина «Страна бере¬зового ситца» и самый нежный образ в его стихах - образ пре¬красной девушки - березки. Ей посвящены лучшие стихи. Но исчерпывается ли этим ценность лирики Есенина? Верно ли, что он ничего не открывает, не заставляет ни о чем задумы¬ваться, не ставит перед читателем никаких философских во¬просов? б) «Все мы - яблони и вишни голубого сада», - говорит Есе- нин. В основе этого выражения - мысль о том, что человек явля- ется неотъемлемой частью природы, что он связан с ней кров- ными узами. Характерное для устного народного творчества ощущение кровной связи с природой пронизывает всю раннюю лирику Есенина. Вот отчего она так волнует нас. в) Любимое средство художественного изображения - это олицетворение. Учитель. Найдите олицетворение в следующем отрывке: О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. (Задумавшаяся дорога, о/сующая старуха-изба.) г) Учитель. Еще интересней другой, очень характерный для Есенина, прием - «олицетворение наоборот»: то, что проис- ходит с человеком, отождествляется с явлениями природы: По-осеннему кычет сова Над раздольем дорожкой рани. Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет. Или: Увяданьем золота охваченный, Я не буду больше молодым... И душа моя, поле безбрежное, Дышит запахом меда и роз. Целиком на таком приеме построено одно из самых замеча¬тельных стихов Есенина «Отговорила роща золотая...». «Золотая роща» - это сам Есенин, чувствующий свое «увя¬дание», но это одновременно и его поэзия. Для него поэзия - это прекрасный сад, где слова - листья, образы - яблоки, стряхиваемые с души, когда они нальются спелым соком. д) Основа поэтики Есенина - народная. Поражает ритмиче- ское сходство его стихов с народными песнями, их мелодичность. На музыку положено более 120 стихотворений поэта. Очень сближает поэтику Есенина с народной наличие «сквоз¬ных образов»: березка, клен, ива, месяц, колокольчики и бубенец, тройка; постоянные цвета: белый, синий, голубой, красный, золо¬той, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации. Есенин сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», - писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года. Он заимствовал у народа спо¬соб создания образа: два явления соединяются в одном образе -«ягненочек кудрявый - месяц», «изба - старуха», «красные кры¬лья заката». Такое сближение Есенин называл «заставкой». Развивая «за¬ставку», поэт создает на ее основе целую цепь поэтических об¬разов, проходящих через разные стихи: «Ягненочек кудрявый -месяц гуляет в голубой траве» («За темной прядью перелесиц...») -•<чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога» («Гаснут красные крылья заката...») - «хорошо бы, на стог улы¬баясь, мордой месяца сено жевать...» («Закружилась листва зо¬лотая...»). (прослушивание песен) Многие «заставки» Есенин брал прямо из произведений фольклора, некоторые восходят к загадкам. Читая стихи Есенина, важно видеть все эти народные черты его поэтики, но еще важнее видеть и чувствовать другое: лири¬ческий герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен. Близок прежде всего ощущением нерасторжи¬мой связи с родной природой и с тем жизненным укладом де¬ревни, который нашел отражение в произведениях фольклора. III. Подведение итогов урока. Вопрос для учащихся: Что нового открыли вы для себя на уроке? Домашнее задание. 1. Литературный монтаж «Есенин с матерью». 2. Рассказ «Родная природа в лирике Есенина». 3. Выразительное чтение и самостоятельный анализ стихо¬творений: «Не бродить, не мять в кустах багряных», «По-осеннему кычет сова», «Зеленая прическа», «Закружилась листва золотая», «Я покинул родимый дом», «Я обманывать себя не стану», «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая». 4. Наизусть стихи: «Дорогая, сядем рядом», «Собаке Качало¬ва», «Корова», «Заметался пожар голубой», «Я спросил сегодня у менялы», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Я красивых таких не ви¬дел», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мне грустно на тебя смотреть», «Руки милой - пара лебедей».