Submitted by Елена Васильевна Карталева on чт, 14/11/2013 - 13:14
- Ребята, сегодня урок русского языка мы начнём с чтения стихотворения
А. А. Фета. Я попросила ученика выучить его. Давайте послушаем.
А. А. Фет.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
- Красивое стихотворение, не правда ли, и необычное. В чём его необычность мы скажем позже. А речь сегодня на уроке пойдёт не о любви, о которой так тонко нам поведал автор, а о предложениях, которые так красиво передают состояние человека.
Итак, записываем тему урока «НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
В нём нет ни одного глагола.
Каждое выражение – картина.
восторженно отмечал Л. Н. Толстой.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Номинативные(от лат. nominatious, французский лингвистический термин)
Им. П., относящийся к Им. падежу.
Для номинативных предложений характерен лаконизм.
Лаконизм(греч.) краткость и чёткость изложения. Лаконизм выражения.
(Словарь «Лексические трудности русского языка» По преданию Спартанцы, жители Лаконии (жители Древней Греции) славились краткостью и чёткостью речи).
- Что такое синонимы? Подберём синонимы к слову «лаконизм»
им. ск.) Запах с дымком. ((односост., с одним главным членом предложения –
подлежащим, несогл. опр.) Топят печь. ( односост., неопр.-личное) Иду и
радуюсь. ( односост., опр.-личное) Красота!( (односост., с одним главным
членом предложения – подлежащим)
- Ребята, выпишите из текста в тетрадь только предложения с одним главным членом – подлежащим.
Ветерок. Серо-белое низкое небо. Пушистый непримятый снег. Снежные крупные хлопья. Запах с дымком. Красота!
- Согласитесь, что и без текста эти предложения составляют самостоятельный текст. Перед нами назывные (номинативные) предложения.
- Что такое назывные предложения?
Назывные предложения лаконичны, но выразительны.
Обратим внимание на эпиграф к уроку. Л. Н. Толстой этими словами выразил восхищение по поводу стихотворения А. А. Фета, прочтённого в начале урока. Но, не правда ли, то же самое можно сказать и о назывном предложении.
В назывных предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении, о которых утверждается, что они есть в настоящем.
Называя предметы, указывая место или время действия, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия.
- Разберём по членам предложения.
Ветерок. Серо-белое небо. Запах с дымком.
ВЫВОД:назывные предложения могут состоять лишь из одного подлежащего или могут распространяться согл. и несогл. определениями.
- Обратим внимание на первое и последнее предложения.
- Какие знаки препинания могут стоять в конце назывных предложений? ( .!?...)
- Иногда в назывных предложениях используются частицы вот, вон, тогда такие предложения приобретают указательное значение. ( Ученики
Сами приводят примеры таких предложений)
! Обратим внимание на предложения, которые похожи на назывные, но таковыми не являются.
Во дворе на ветке снегирь. – двусоставное, неполное, распространённое.
Обстоятельство всегда относится к сказуемому, в данном предложении пропущено, например, сказуемое сидит.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, предложения, включающие обстоятельство, являются двусоставными.
День морозный. – двусоставное с составным именным сказуемым.
( Сравним: Морозный день. Назовём, чем отличаются эти два предложения.)
Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе. Краткие, ёмкие, они, как правило, стоят в начале связного высказывания и, называя время, место, обстановку действия, создают определённое настроение. И мы в этом сейчас ещё раз убедимся, прослушав ещё одно стихотворение А. А. Фета.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот звук и свист,
Эти зори без затменья,
Этот воздух ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна!
- И опять ни одного глагола.
- Как и другие односоставные предложения, назывные предложения могут входить в состав сложных предложений.
Ясное морозное утро, и дома не сидится. (Ученики составляют сложные предложения, в состав которых входят односоставные назывные предложения.)
ЗАДАНИЕ. При помощи согласованных и несогласованных определений распространите назывные предложения.
1 ряд– Зима.
2 ряд– Вот и снег.
3 ряд– Какой мороз!
ЗАДАНИЕ. Продолжите назывными предложениями.
1. Пять часов.
2. Что такое красота?
3. Парк.
4. Ночь
ЗАДАНИЕ. Рассмотрите картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Дворик. Зима». Опишите её, используя назывные предложения
(картины К. А. Коровина, К. Ф. Юона, С. В. Герасимова).
-Какими назывными предложениями можно передать колорит картин?
ВЫВОД:
-Что такое назывные предложения?
Назывные предложения – это односоставные предложения с одним главным членом предложения – подлежащим в форме именительного падежа.