Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on чт, 28/05/2009 - 15:41
На берегу пустынных волн
Стоял он,дум великих полон,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко
По мшистым, топким берегам.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу проложить окно.
Учитель:О ком эти пушкинские строки?
( демонстрируется портрет Петра 1)
Учитель:Все в этом человеке было необычно: внешность, поступки, дела. На предыдущем занятии мы много говорили о Петре, его делах.
Целью нашего занятиябудет обобщение всего материала, формирование своей точки зрения на деятельность и личность Петра, на роль Петра в истории России.
Какие задачи сегодняшнего занятия?Что мы должны сделать, чтобы у вас сформировалась своя точка зрения?
(рассмотреть точки зрения историков, рассмотреть дела Петра и методы)
(Демонстрируется изображение «Медного всадника» Э.М.Фальконе)
В 1782 году в Санкт-Петербурге состоялось открытие памятника императору Петру 1, скульптором которого был Этьен Фальконе.
А.С.Пушкин позднее отозвался о памятнике так:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне, какой огонь!
Куда ты скачешь, бедный конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
!Каждый из вас должен в конце урока, оценив деятельность Петра 1, попытаться сочинить свою подпись под памятником Фальконе, отразив в ней оценку личности Петра.
Учитель: Сейчас мы разделимся на три группы. Каждая группа получает документ - характеристику Петра 1 разных исторических деятелей. Ваша задача – проанализировать документ, ответить на вопросы.
Документы:(Приложение 1,2,3)
·Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.
·Милюков П.Н.
·Соловьев С.М., Ключевский В.О.
1)Как оценивает автор Петра ?
2)Докажите данную точку зрения.
Учитель:Чью позицию заняли бы вы, живущие в 21 веке? Почему?
( ответы детей)
Учитель:Есть две точки зрения: Петр начал реформы с нуля, Петр продолжил реформы своих родственников. Ваше мнение?
(рассуждения детей, точки зрения Соловьева, Ключевского)
Учитель:Света Иванова выполнила исследовательскую работу «Предшественники Петра 1»
(презентация исследовательской работы)
Учитель:Чем реформы Петра отличались от реформ его предшественников?
Учитель:Следующий проблемный вопрос, – в какой мере реформам Петра были присущи планомерность и систематичность?
Учитель:А вообще нужно было проведение кардинальных реформ в России?
(доказать отсталость России к концу 17 века)
Учитель:А теперь настало время обратить внимание на ваши цветограммы, которые вы сделали на предыдущем занятии.
Они представлены на доске.
Предложено было 4 цвета:
·Красный – положительная оценка
·Зеленый – нейтральная оценка
·Синий – преобладает отрицательная оценка
·Черный – отрицательная оценка
Ребята, объясните, пожалуйста, почему вы так оценили?
ответить на вопросы
- за счет кого проводились реформы;
- какими методами?
- Петр 1 считал, что правит для общего блага. Согласны ли вы?
- могла ли быть альтернатива подобным методам?
- а хотел бы ты жить в петровское время и быть дворянином, крестьянином?
Учитель:Неоднозначно оценивают Петра не только историки, но и в творчестве художников нет единой оценки. Кондратьев Иван и Румянцев Дима сделали исследовательскую работу «Петр 1 в оценке русских художников»
(презентация работы)
Учитель:Как вы отнеситесь к полному отрицанию заслуг Петра 1?
Учитель:Я предлагаю вам выступить в роли исследователей. Объектом исследования будут взгляды на деятельность Петра философа, историка Солоневича Ивана Лукьяновича.
Света и Яна получили индивидуальное задание: поработать в сети Интернет, найти информацию про Солоневича. Девочки переработали информацию, на рабочем поле компьютеров документ- Солоневич.(Приложение 4)
Я даю вам 3 минуты: проанализировать документ, девочкам - найти дополнительную информацию в сети ИНТЕРНЕТ на сайте (выдаю листочки с сайтом) http://www.pravaya.ru/ludi/450/11341, http://www.rusk.ru/st.php?idar=21136
(работают с биографией)
Учитель: Такая неординарная судьба во многом, наверное, определила его необычные рассуждения о Петре 1 и его реформах.
·1 утверждение: «Россия отнюдь не стояла на краю бездны в начале 18 века, так было ли Петру от чего ее спасать?
·2 утверждение: «Мог ли Петр 1 быть спасителем России, если был труслив и бездарен как военачальник? Это проявилось в 1689 году, когда он бежит из Преображенского. Петр бросил свою армию под Нарвой в 1700 году. Война с Турцией 1711 года – венец полководческой безграмотности Петра».
·3 утверждение: «Преобразования Петра – это миф, все уже было сделано в России до него.
·4 утверждение: «Император вообще ничем не руководил, а только суетился».
Учитель:Я думаю, что историк не должен так однобоко оценивать деятельность великого человека.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Учитель:Пришло время поставить подпись под памятником (3 минуты)
Учитель:Кто желает прочитать?
Рефлексия
-Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока?
-Как мы работали?
-Каким путем шли к разрешению проблемы?
- Что мы сегодня повторили
- Что нового, необычного было на занятии?
- Какой этап урока был самым ярким
- Что показалась наиболее сложным?
- Сформировалось у вас свое отношение к Петру
Оценки за урок
Домашнее задание:
По выбору
1)исследовательская работа (проблемный вопрос):Петр 1 – великий человек, годы его правления – это взлет России. А после него – провал, период дворцовых переворотов. Почему так могло произойти: это закономерность или случайность?
1 группа – руководитель Иванова Света
2)Продолжить оформление проекта: «Исторические деятели», подпроект «Петр 1», оформить буклет (есть письма в прошлое)
На: Царь Петр Алексеевич – Великий