Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



В чем тайна повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»?

Фото пользователя Людмила Алексеевна Усова
Submitted by Людмила Алексеевна Усова on Tue, 05/11/2013 - 23:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Усова Людмила Алексеевна
Место работы, должность: 
МБОУ гимназия №9 г.Воронежа, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

расширение  круга  чтения учащихся, формирование  у школьников читательской  самостоятельности;  развитие  навыков анализа текста, исследовательской деятельности. 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

текст повести А.Пушкина "Пиковая дама"

Используемое оборудование: 

компьютер, презентация

Краткое описание: 
Урок внеклассного чтения.Урок - исследование повести "Пиковая дама". Почему с появления своего в 1834 году она перечитывается «от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслаждением»? « В чем тайна повести «Пиковая дама»?»- главный вопрос занятия.

ХОД УРОКА

                                       Вступительное слово учителя

 

          Добрый день, дорогие друзья.

         Сегодня у нас необычный урок. Необычный, потому что мы сегодня соприкоснемся с шедевром, поэмой в прозе, одним из самых интригующих пушкинских  произведений…

-  О  каком творении Пушкина  я говорю? (О повести «Пиковая дама»). СЛАЙД 1.

      Почему с появления своего в 1834 году она  перечитывается «от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслаждением»? « В чем тайна повести «Пиковая дама»?»- главный вопрос сегодняшнего занятия и тема нашего урока.

      В качестве эпиграфа  я взяла  слова Ф.М. Достоевского из его знаменитой пушкинской речи:  «Пушкин унес с собою…некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

   «Пиковая  дама» -  загадка  пушкинской прозы.   Гениальная повесть таинственна и неизмеримо глубока,  но это неизъяснимая глубина смысла, а не внешних хитросплетений. Мы постараемся разгадать тайну повести, раскрыв ее смысл.

С историей создания повести нас  познакомят исследователи творчества  поэта.

Сообщение.  История создания повести “Пиковая Дама”(1834)СЛАЙД 2

      Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

Учитель:

В повести много слов,  связанных с карточной игрой. Они требуют особого разъяснения.

Словарная работа.СЛАЙД 3

понтировать - делать ставку;

играть мирандолем – не увеличивая объявленной банкометом ставки

выиграть соника - сразу выиграть;

загнуть пароли - удвоить ставку;

порошковые карты (у шулеров) – в которой наведено порошком на мази добавочное очко, которое можно стереть;

кабалистика - нечто непонятное, запутанное и загадочное;

пигмеи - 2) (перен.) о ничтожном человеке.

Учитель:

Все эти слова встретятся нам сегодня. А вот о карточных играх мы послушаем сообщение.

Сообщение  о карточных играх. СЛАЙД 4

Первое упоминание о картах  содержится в документах 1649 года.  Уложением предписывалось с игроками поступать так, как с татями,  т.е. ворами. Почему нельзя играть в карты, раскладывать пасьянс, гадать?

Все 4 картежные «масти» подразумевают не что иное как крест  вместе с другими священными  у христиан предметами: копьём,  которым один из воинов пронзил Христу ребра. Картёжная масть «черви» напоминает губку, которой поили Христа; руки и ноги Спасителя  были прибиты четырёхгранными зазубренными гвоздями (масть «бубны»). Таким образом, игра в карты  воспринимается церковью  как глумление над страданиями Иисуса Христа.

Нонесмотря на длительную, вековую борьбу государства с этой азартной игрой — неизменным атрибутом жизни императорского двора -  во времена Пушкина игра в карты в дворянских семьях была самым обычным явлением. Азартная игра шла на балах, маскарадах, в частных домах, в Купеческом и Английском клубах.

Герои «Пиковой дамы» играли в популярную в те годы карточную игру «штосс» (в XVIIIвеке её называли «фараон», «фаро», «банк»). Правила игры очень простые. Один или несколько игроков загадывали карты в колоде, которая находилась в руках у банкомёта. Банкомёт «держал талью» или метал, то есть открывал по одной карте в колоде и поочерёдно раскладывал их слева и справа от себя. Если загаданная игроком карта выпадала слева, то выигрывал игрок, если справа, то выигрыш доставался банкомёту.

В «штосс» играли на деньги.

Учитель:

Именно об этом ведут разговор герои повести:

Отрывок из фильма .

«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова <…>

  • —    Что ты сделал, Сурин? — спросил хозяин.

— Проиграл, по обыкновению. Надобно признаться, что я несчастлив: играю мирандолем, никогда не горячусь, ничем меня с толку не собьёшь, а всё проигрываюсь!

            — И ты ни разу не соблазнился? Ни разу не поставил на руте?.. Твёрдость твоя для меня удивительна.

            — А каков Германн! — сказал один из гостей, указывая на молодого инженера, — отроду не брал он карты в руки, отроду не загнул ни одного пароли, а до пяти часов сидит с нами и смотрит на нашу игру!» (VI, 210).

Учитель:

              - Как относится к игре Германн? ( «Игра занимает меня сильно…»)СЛАЙД 5

Работа с текстом.

                 Германн – главный герой повести. Обратим внимание, на правописание слова.

               -Как  пишется это имя? (Герман). Следовательно -  Германн – это фамилия,  а не имя.

              - Что говорит о Германне автор во 2 главе?

 Германн — «сын обрусевшего немца», «душа Мефистофеля, профиль Наполеона». Его имя напоминает о его родине Германии  и  переводится с немецкого: HerrMann— человек. Германн усвоил чисто национальные качества:  «расчёт, умеренность, трудолюбие».  И свои «три верные качества»  он намерен использовать в Наполеоновских целях.

-  Какие качества, заложенные от природы,  выделяет автор в описании Германна? (Проверка домашнего задания)

Что заложено от природы:                             СЛАЙД 6

«сильные страсти и огненное воображение»

«скрытен и честолюбив»

«будучи в душе игрок…»

«…следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры»

«Игра занимает меня сильно...»

«..лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»СЛАЙД 7

Как вынужден жить:СЛАЙД 8

«..сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал»

«..Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти».

«...никогда не брал он карт в руки...»

«…я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»

«Германн - немец: он расчётлив…»,

«молодой инженер»

Какие выводы мы можем сделать на основе выбранного материала?

-  Соответствует ли поведение Германна его душевному состоянию?

( Поведение  Германна  полностью  противоположно его душевному состоянию.  Он скрепил свои чувства и эмоции строгими рамками правильного, по его мнению, поведения.  А если нет выхода эмоциям, может разразиться трагедия.)

-Зачем Германну деньги?

(  Германн «...убеждён  в  необходимости  упрочить свою  независимость».  Это путь наверх, средство выдвижения из неизвестности ).

Но не богатства, как такового, ищет Германн. Его манят не мещанские, а аристократические ценности. Он силой случая, карт,  хочет перескочить из одного сословия в другое,  потому что душа его скроена не по сословному канону).

- Каким образом Германн может разбогатеть?СЛАЙД 9

 

Пути обретения богатства:

расчёт, умеренность, трудолюбие

преступление

-Какой же путь кажется ему наиболее перспективным?

(Безусловно, второй, так как первый не дал никаких результатов).

- С чьей помощью Германн хочет достичь своей цели?  (С помощью Лизы).СЛАЙД 10

Пушкин нарушает последовательность композиции, чтобы показать жизнь Лизы в доме у графини.

-Какой была жизнь Лизы? Что говорит об этом автор?

-Какие чувства  у нас возникают к Лизавете Ивановне?

-Вспомним значение имени Лиза (почитающая Бога).

- Против кого идет  Германн?  (Против Бога, он нарушает христианские заповеди).

-Испытывает ли Германн угрызения совести по поводу того, что он обманул надежды Лизаветы Ивановны? (Нет.  Он думает только об обогащении ).

-Можем ли мы говорить о том, что Германн совершил преступление против Лизы? (да).

-Против кого еще идет Германн? (против графини).

Выразительное чтение в лицах эпизода «Германн в спальне графини» СЛАЙД 11

«Вдруг это мертвое лицо изменилось неизъяснимо. Губы перестали шевелиться, глаза оживились: перед графинею стоял незнакомый мужчина.

— Не пугайтесь, ради бога, не пугайтесь! — сказал он внятным и тихим голосом. — Я не имею намерения вредить вам; я пришел умолять вас об одной милости.

Старуха молча смотрела на него и, казалось, его не слыхала. Германн вообразил, что она глуха, и, наклонясь над самым ее ухом, повторил ей то же самое. Старуха молчала по-прежнему.

— Вы можете, — продолжал Германн, — составить счастие моей жизни, и оно ничего не будет вам стоить: я знаю, что вы можете угадать три карты сряду...

Германн остановился. Графиня, казалось, поняла, чего от нее требовали; казалось, она искала слов для своего ответа.

— Это была шутка, — сказала она наконец, — клянусь вам! это была шутка!

— Этим нечего шутить, — возразил сердито Германн. — Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы отыграться.

Графиня видимо смутилась. Черты ее изобразили сильное движение души, но она скоро впала в прежнюю бесчувственность.

— Можете ли вы, — продолжал Германн, — назначить мне эти три верные карты?

Графиня молчала; Германн продолжал:

— Для кого вам беречь вашу тайну? Для внуков? Они богаты и без того; они же не знают и цены деньгам. Моту не помогут ваши три карты. Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот все-таки умрет в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия. Я не мот; я знаю цену деньгам. Ваши три карты для меня не пропадут. Ну!..

Он остановился и с трепетом ожидал ее ответа. Графиня молчала; Германн стал на колени.

— Если когда-нибудь, — сказал он, — сердце ваше знало чувство любви, если вы помните ее восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери, — всем, что ни есть святого в жизни, — не откажите мне в моей просьбе! — откройте мне вашу тайну! — что вам в ней?.. Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором... Подумайте: вы стары; жить вам уж недолго, — я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну. Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут ее чтить, как святыню...

Старуха не отвечала ни слова.

Германн встал.

— Старая ведьма! — сказал он, стиснув зубы, — так я ж заставлю тебя отвечать...

С этим словом он вынул из кармана пистолет. При виде пистолета графиня во второй раз оказала сильное чувство. Она закивала головою и подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела... Потом покатилась навзничь... и осталась недвижима.

— Перестаньте ребячиться, — сказал Германн, взяв ее руку. — Спрашиваю в последний раз: хотите ли назначить мне ваши три карты? — да или нет?

Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла».

Беседа по вопросам

Учитель:

         - Совершил ли Германн преступление?  

 Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, но бесспорно одно: Германн совершил злодейство. Найдите подтверждение в тексте.  («На его совести, по крайней мере, три злодейства»)

        -  Какие три злодейства  совершил Германн?

(1. Обманутая Лиза. 2. Старуха-графиня. 3. Сам  Герман (Жажда  обогащения заслоняет  все чувства.)

 -  Графини больше нет. Как Герман узнает тайну трёх карт?(Видение графини).СЛАЙД 12

Мастерство Пушкина. Ключевые слова  и словосочетания в повести

- Когда мы с вами узнали эти карты? СЛАЙД 13

(Пушкин в самом начале повествования  мастерски  уже подсказал нам эти карты: «Нет! расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!»)

- Три карты - лейтмотив повести. Докажите это.

Сообщение исследователей текста повести.

  Три карты 12 раз встречаются на страницах повести.

“Тройка, семерка, туз — скоро заслонили в воображении Германна образ мертвой старухи. Тройка, семерка, туз — не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: “Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная”. У него спрашивали: “который час”, он отвечал: “без пяти минут семерка”. Всякий толстый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз — преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком”

    Игра - ключевое слово всей повести – это способ дохода, проигрыша;  48 раз употребляется в повести.

            Выиграть – проиграть - 9 раз- 9 раз; карточная терминология - карты-28 раз.

Учитель:

-Что же означают эти заветные карты?

Сообщение исследователей критической литературы.

Анатолий Королёв  в своём исследовании «Орущий сфинкс» разгадывает загадку трех карт.

«Каждая из трех названных карт обладает собственным значением…

Тройка— это и юная молодая девушка, и цветущий во всю силу цветения грандифлор (цветник), и яркий бутон червонной розы, и точка начала жизни, и сама человеческая жизнь. Словом, это человек.

Семерка — узкие готические ворота, преграда на пути человека, врата испытаний. Если тройка — утро, то семерка — день, середина пути, знак юдоли и терний. Словом, это время человеческой жизни.

Туз — это и всякий пузатый мужчина (вспомним, как в первый раз в жизни Германн тянет руку за картой “из–за толстого господина, тут же понтировавшего”; а в гадательной книге туз — знак удара судьбы); туз — это и огромный зловещий паук в центре мировой сети/паутины, это ловец человеческих мух, пленитель душ и жрец жизней. Если семерка день, то туз — это мрак ночи, роковая черта, которая подводит итог человеческой жизни. Словом, это смерть человека».

Учитель:

-А если  выпавшие карты прочитать не в игровом, а в гадальном коде? На возможность или необходимость такого прочтения  указывает  эпиграф к повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Новейшая гадательная книга».

-Что обозначает пиковая дама в начале повести? (карту).

- В конце произведения? (графиня, символ рока, судьбы).

 Пиковая дама — символ неумолимого Рока, Судьбы, Тайны.

Учитель:

Так три карты завладели  сознанием Германна. Вспомним: «целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с лихорадочным трепетом за  различными оборотами игры». Или еще: «тройка, семерка, туз не выходили из его головы и шевелились на его  губах». Видим, что азарт овладевает человеком полностью. Душа, запертая в клетке, охваченной пламенем страсти, погибает. А разум? Разум отступает. Но азарту мало! Надо заставить разум служить азарту. И вот сильнейшие умы рода человеческого, математики и физики начинают заниматься задачами, относящимися к азартным играм, чтобы просчитать возможность вероятного выигрыша.

 Слово математикам.

Сообщение математиков

Первые научные исследования начали в 1654 году выдающийся математик Ферма и не менее выдающийся физик и математик Паскаль. Их примеру последовал физик и математик Гюйнгенс, написав трактат  «О расчетах в азартных играх»,  и  многие другие ученые из разных стран, среди которых Гаусс, Лаплас, Пуассон. Так начала свое шествие сравнительно молодая ветвь математики «Теория вероятностей», и это, пожалуй,  единственный положительный пример из истории азартных игр.  Не остались в стороне и российские ученые. Большой вклад внесли Чебышев, Ляпунов, Марков. В настоящее время  вся современная квантовая физика базируется на теории вероятностей, согласно которой хорошо нам известный электрон – это всего лишь квадрат волны вероятности.

Что же такое вероятность? Вероятность – это численная мера степени осуществления случайного события. Карточные игры – это цепь случайных  событий. Чтобы найти вероятность,  надо число благоприятных случаев разделить на число всех возможных случаев. Вероятность выпадения одной загаданной карты из колоды в 56 карт равна 1/56. Это означает, что если мы попытаемся  вытащить из колоды загаданную карту, то должны повторять попытку не менее 56 раз. Но сделав это, мы можем и не добиться успеха, т.к. вероятность – величина статистическая, то есть её закономерности начинают проявляться в том случае, когда число всех возможных случаев устремляется к бесконечности. Чтобы узнать вероятность выпадения трех загаданных карт,  надо эту вероятность умножить трижды саму на себя. Получается  число 1/175616. Переведем его в более воспринимаемый образ, например, во время.  Предположим, что игра  длится всего 10 минут. Несложные расчеты приведут нас к следующему результату:  возможно, три загаданные карты выпадут подряд, если непрерывно играть 3,41 года. Но, возможно, этого и не произойдет.

Германн, будучи инженером,  конечно, изучал высшую математику и был знаком с теорией вероятностей. Он понимал, что шанс выиграть в простой карточной игре значительно меньше шанса проиграть в ней. Возможно, поэтому и не играл…до поры, до времени.

Учитель:

- И вот Германн взял в руки карты. СЛАЙД 14

Выразительное чтение эпизода карточной игры у Чекалинского (по ролям).

 — Позвольте поставить карту, — сказал Германн, протягивая руку из-за толстого господина, тут же понтировавшего. Чекалинский улыбнулся и поклонился, молча, в знак покорного согласия. Нарумов, смеясь, поздравил Германна с разрешением долговременного поста и пожелал ему счастливого начала.

— Идет! — сказал Германн, надписав мелом куш над своею картою.

— Сколько-с? — спросил, прищуриваясь, банкомет, — извините-с, я не разгляжу.

— Сорок семь тысяч, — отвечал Германн.

При этих словах все головы обратились мгновенно, и все глаза устремились на Германна. «Он с ума сошел!» — подумал Нарумов.

— Позвольте заметить вам, — сказал Чекалинский с неизменной своею улыбкою, — что игра ваша сильна: никто более двухсот семидесяти пяти семпелем здесь еще не ставил.

— Что ж? — возразил Германн, — бьете вы мою карту или нет?

Чекалинский поклонился с видом того же смиренного согласия.

— Я хотел только вам доложить, — сказал он, — что, будучи удостоен доверенности товарищей, я не могу метать иначе, как на чистые деньги. С моей стороны я, конечно, уверен, что довольно вашего слова, но для порядка игры и счетов прошу вас поставить деньги на карту.

Германн вынул из кармана банковый билет и подал его Чекалинскому, который, бегло посмотрев его, положил на Германнову карту.

Он стал метать. Направо легла девятка, налево тройка.

— Выиграла! — сказал Германн, показывая свою карту.

Между игроками поднялся шепот. Чекалинский нахмурился, но улыбка тотчас возвратилась на его лицо.

— Изволите получить? — спросил он Германна.

— Сделайте одолжение.

Чекалинский вынул из кармана несколько банковых билетов и тотчас расчелся. Германн принял свои деньги и отошел от стола. Нарумов не мог опомниться. Германн выпил стакан лимонаду и отправился домой.

На другой день вечером он опять явился у Чекалинского. Хозяин метал. Германн подошел к столу; понтеры тотчас дали ему место, Чекалинский ласково ему поклонился.

Германн дождался новой тальи, поставил карту, положив на нее свои сорок семь тысяч и вчерашний выигрыш.

Чекалинский стал метать. Валет выпал направо, семерка налево.

Германн открыл семерку.

Все ахнули. Чекалинский видимо смутился. Он отсчитал девяноста четыре тысячи и передал Германну. Германн принял их с хладнокровием и в ту же минуту удалился.

В следующий вечер Германн явился опять у стола. Все его ожидали. Генералы и тайные советники оставили свой вист, чтоб видеть игру, столь необыкновенную. Молодые офицеры соскочили с диванов; все официанты собрались в гостиной. Все обступили Германна. Прочие игроки не поставили своих карт, с нетерпением ожидая, чем он кончит. Германн стоял у стола, готовясь один понтировать противу бледного, но все улыбающегося Чекалинского. Каждый распечатал колоду карт. Чекалинский стасовал. Германн снял и поставил свою карту, покрыв ее кипой банковых билетов. Это похоже было на поединок. Глубокое молчание царствовало кругом.

Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз.

— Туз выиграл! — сказал Германн и открыл свою карту.

— Дама ваша убита, — сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться.

В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его...

— Старуха! — закричал он в ужасе.

Чекалинский потянул к себе проигранные билеты. Германн стоял неподвижно. Когда отошел он от стола, поднялся шумный говор. — Славно спонтировал! — говорили игроки. — Чекалинский снова стасовал карты: игра пошла своим чередом»

Анализ эпизода. Мастерство Пушкина-психолога. Беседа по вопросам.

Учитель:

А.С.Пушкин – тонкий психолог.

-Проследим, как он описывает нам поведение во время игры Германна? (Самоуверен)

-Как ведет себя Чекалинский?(«нахмурился», «смутился», «бледный, но все улыбающийся»)

-Почему Германн обдернулся? (Не  сдержал обещания. Не женился на Лизе.)

А может, графиня  специально назвала другую карту?

-О чем подумал Нарумов, когда Германн  сделал ставку? (Он с ума сошел!» - подумал Нарумов).

И снова автор подсказывает нам, какая судьба ждет Германа.

Выразительное чтение эпилога учителем.

«Заключение.

Германн сошёл с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»

Лизавета Ивановна вышла замуж за очень любезного молодого человека; он где-то служит и имеет порядочное состояние: он сын бывшего управителя у старой графини. У Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница.

Томский произведён в ротмистры и женится на княжне Полине».

 

    -Почему Германн сходит с ума?  (Германн совершил злодейство. Он переступил через совесть. А это  привело его  к саморазрушению, поэтому Германн сходит с ума.)

               - А если бы Герман вытянул туза?

              - Что страшнее: смерть или сумасшествие?

Самое страшное наказание за преступление не смерть, а сумасшествие. В подтверждение этой мысли строки из стихотворения Пушкина                     

                                                      Не дай мне бог сойти с ума.

                                                      Нет, легче посох и сума;

                                                      Нет, легче труд и глад.СЛАЙД 15

  

Пушкинская  повесть неизмеримо глубока.В чем смысл повести?

-     Можно ли достичь «покоя и независимости», благополучия путём преступления?(нет).  

 Пушкин, сумевший устоять перед соблазнами, поднимает в повести глобальную проблему, проблему добра и зла. И каждый должен выбрать свой путь.  Зло

порождает зло. Преступление против человека ведёт к отчуждению от общества, от людей, убивает в преступнике человека.

- Современна ли повесть?

 (Конечно.  К сожалению, в наше время изобретаются  различные способы вовлечения в игру. Великий Пушкин предостерегает нас и советует никогда не подвергать себя этому искушению.)

РЕЗЕРВ               СЛАЙД 17-18

«Пиковая дама» в  других видах искусства.

    Творение  Пушкина вдохновляло  художников. А. Бенуа, В. Шухаев, А. Кравченко  иллюстрировали повесть.  Режиссеры театра ставили её на сцене, режиссеры кино   экранизировали.   Опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» - попытка композитора переосмыслить  пушкинскую повесть.

Слушаем отрывок из оперы. Ариозо Германна.

 Многие писатели развивали в своем творчестве тему преступления  и наказания.

Итог урока.

    - Так в чем же тайна «Пиковой дамы»? Подведем итог урока, составив синквейн.

Рефлексия.

 Составление синквейна. (Тайна, Германн, Пушкин)

Чтение работ.

Заключительное слово учителя:

               Можно бесконечно перечитывать этот шедевр, эту поэму в прозе и находить в ней все новые смыслы и красоты и  восхищаться  мастерством Пушкина, который из  забавной истории, порхавшей по светским салонам, создал глубокую философскую  повесть. Но бесспорно одно: сочетание глубокого смысла  и  простой манеры изложения составляет, на мой взгляд, главную тайну  “Пиковой дамы”.

               Ф.М. Достоевский говорил: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии. Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия!..».     СЛАЙД 16

Домашнее задание:

 1. «Капитанская дочка» 1-2 главу прочитать всем.

 2. Напишите эссе «Мой Пушкин».

 3. «О чём заставила меня задуматься повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама»?  (на выбор)                                          

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн