Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие творческого мышления путем решения задач прикладного характера.

Submitted by Валентина Михайловна Плаксина on Fri, 01/11/2013 - 09:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Плаксина Валентина Михайловна
Место работы, должность: 

МАОУ СОШ № 13 , учитель математики

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Математика
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> Развитие творческого мышления&nbsp; путем решения&nbsp; задач прикладного характера.</p>

Развитие творческого мышления  путем решения  задач  прикладного характера.

 

Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, развития умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В процессе  решения задач по математике развиваются  творческий  и прикладной аспекты мышления.

Французский  писатель  Анатоль Франс говорил: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с  аппетитом». До недавнего времени я использовала игру лишь на внеклассных мероприятиях и заметила, что в игре у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся, познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру, прилагая все усилия, чтобы не подвести своих товарищей по игре.

Дидактические игры, игровые ситуации хорошо сочетаются с серьёзным учением. В большинстве своём игра на моих уроках носит обучающий характер, в процессе игры учащиеся приобретают новые навыки и знания.

Например, при изучении темы «Решение уравнений» использую игру «Разведчик». Главная цель: закрепить умение переносить слагаемые из одной части уравнения в другую.  Ученики обычно забывают сменить знак. Я напоминаю, что разведчик должен не забыть при переходе через границу сменить форму, а мы с вами – сменить знак. Каждый ученик становится ответственным за своих агентов и поэтому более внимателен при решении уравнений.

Игра «Забывчивый парикмахер»: парикмахер по растерянности подстриг волосы с половины вашей головы. Если вы при умножении многочленов забудете умножить каждый член одного многочлена на каждый член другого многочлена, то будете похожи на этого горе-парикмахера. Целью этой игры является закрепление умения умножать одночлен на многочлен, тренировать способность к раскрытию скобок.

               Для активизации мыслительной деятельности учащихся использую также         « Цифровые диктанты». Я читаю предложение, а учащиеся записывают  ответ в виде цифр: 1 – верно, 0 – неверно. Получается число (код), допустим 10011.  В 5 – 6 классах детям нравится игра «Смотри, не зевай, быстро считай». Учащиеся делятся на 2 команды, им раздаются карточки с цифрами от 0 до 9 и знаками плюс и минус. Зачитываю или показываю командам таблички с примерами, например: -4,7+2,9=   ; 7,25*(-4) и т.д., ребята выбегают к доске  и составляют  ответ.

Игры используются на различных этапах урока: при опросе, при проверке домашнего задания,  при закреплении, чаще -  при обобщении темы.

К развитию творческих способностей детей ведет исследовательская работа, когда учащиеся учатся

  - ставить вопросы по теме и находить ответы на них,

  - сотрудничать с другими учениками, одновременно сохраняя свою индивидуальность,

  - выходить из нестандартных ситуаций.

С целью формирования интереса к  математике и развития творческого мышления предлагаю ученикам творческие задания и конкурсы: сочинение сказок и задач, кроссворды готовые и составленные ребятами, ребусы, рефераты, изготовление  наглядных пособий. Это происходит чаще всего во время проведения декады математики, подготовки к «Кенгуру», а также в 5-6 классе при работе  по учебнику «Математика» авторов Г.Дорофеева и Л. Г. Петерсон.

Много внимания на уроках  уделяю исправлению ошибок.

 

                       Без ошибок  не прожить на свете

                       Только б шли ошибки эти

                       Не от бедности – от щедрости  души.

                                                              Ю. Друнина.

Работа «Исправляем ошибки» развивает критичность мышления, самоконтроль, внимание, умение обосновывать свою точку зрения. Преодолению ошибочности хорошо содействуют математические диктанты с самопроверкой, тесты «Проверь себя», задания с кодовыми ответами и проверкой на этом же уроке.  На уроке работаю со  всем классом, а не просто  с одним  отдельным учеником, стараюсь создавать ситуацию успеха.  Убеждаю, ребенка в том, что он  может  на уроке ошибаться, но он сможет  ошибки  преодолеть, если научится самоконтролю. Вселяю в  учащихся уверенность, что они  будут  учиться лучше,  если поверят в свои силы.

Большое внимание  уделяю  решению  задач прикладного характера с использованием элементов математического моделирования реальных процессов. Учащиеся знакомятся с соотношениями между явлениями реального мира и его математическими  моделями  и, кроме того, происходит практическое обучение школьников построению математических моделей для встречающихся жизненных ситуаций.

Примеры таких задач.

Задача 1.

Фирма приобрела на  30 тыс. у. д. ед. 30 предметов для оборудования своего  офиса: некоторое количество офисных телефонов по 9,5 тыс. за телефон, компьютерных столов по 500 у. д. ед. за стол, офисных кресел по 250 у. д. ед. за кресло. Какое количество единиц  каждого вида оборудования было приобретено?

Задача 2.

В магазине в начале сезона была установлена определенная цена на кроссовки. В течение сезона кроссовки подорожали на 500 рублей, затем некоторое время продавались со скидкой 20%, после этого 20-процентную скидку заменили на 10-процентную, в результате кроссовки стали стоить 2000рублей. Найдите первоначальную цену на кроссовки.

Задача 3.

Три коммерсанта вложили в проект соответственно 0,5 млн. руб., 1,6 млн. руб. и 2,9 млн. руб. Проект принес 12% прибыли. На 80% полученной прибыли они закупили оборудование, а остальные деньги распределили пропорционально вложенным суммам. Сколько денег получил каждый из учредителей проекта?

При обучении решению таких задач  можно опереться на опыт  ученика и тем самым мотивировать процесс познания, стимулировать обучение математике в школе. Эти задачи формируют владение математическим языком для общения с людьми, для познания и описания окружающего мира, для умения переформулировать утверждения, для раскрытия формального содержания математических понятий прикладными примерами, т.е. повышают уровень математической культуры школьников.

В курсе математики  5 – 6 классов, обучающихся по учебникам Г.В. Дорофеева, Л.Г.Петерсон таких задач достаточно, а вот другие учебники в этом отношении проигрывают, поэтому я  обогащаю содержание материала из других источников.

Приведу несколько задач, которые были использованы мной при изучении темы «Решение задач с помощью систем уравнений» в курсе алгебры 7 класса. Эти задачи не только актуализировали знания учащихся, повышали их мотивацию к обучению, но и вызвали у учащихся ярко выраженный познавательный интерес.

Задача 1.

Фирма состоит из двух отделений, суммарная величина прибыли которых в минувшем году составила 13 млн. р. На этот год запланировано увеличение прибыли первого отделения на 75%, а второго -  на 140%. В результате суммарная прибыль фирмы должна вырасти в два раза. Какова величина прибыли каждого из отделений 1) в минувшем году? 2) в текущем году?

Задача 2.

Перед торговым предприятием возникла проблема – в каком соотношении закупить товары  А и В: можно закупить 5 единиц товара А и 8 единиц товара В – всего за 92 тыс. руб., а можно, наоборот, закупить 8 единиц товара А и 5 единиц товара В. Торговое предприятие остановилось на первом варианте, так как при этом экономится сумма, достаточная для закупки двух единиц товара А.

Какова цена товара  А и товара В?

 

Задачи с экономическим содержанием являются практическими, а их решение способствует более качественному усвоению содержания курса математики. Их решение активизируют интерес школьников к задачам прикладного характера и изучению математики в целом.

Плаксина В.М,   учитель математики МАОУ СОШ № 13.

Прикрепленный файл Size
Развитие.doc 39.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн