"Обозначение звука [й’] с помощью разделительного мягкого знака".
Submitted by Ирина Семёновна Сазонова on чт, 31/10/2013 - 21:05
Технологическая карта урока по курсу обучение грамоте.
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1
Мотивация
- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Чтобы наша речь была четкой и красивой, мы начнем наш урок с артикуляционной гимнастики.
Работа со скороговорками: чтение с ускорением и быстрым проговариванием.
1. На верхушки каланчи день и ночь кричат грачи. День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи.
2. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
3. Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек, не споря, строчат.
4. Шесть мышат в камышах шуршат.
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Грамотно и четко произносить звуки речи, слова, предложения. Владеть монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка. Интересоваться звуковым составом русской речи. Владеть четкой артикуляцией.
2
Актуализация знаний
- Приготовьте светофоры для оценивания своих товарищей.
1. На какие группы можно разделить буквы?
2. Какие бывают гласные?
3. Какие бывают согласные?
4. Какие согласные всегда мягкие?
5. Какие согласные всегда твердые?
6. Какие гласные обозначают два звука?
7. В каком случае они обозначают два звука?
8. Какая буква не обозначает звука?
9. Какую работу он выполняет?
Давайте посмотрим на предметные картинки. Назовите эти слова. Выбери названия предметов для каждого столбика. В первый столбик слова в которых ь в середине слова, а во второй в конце слова.
- Самый мудрый житель букваря Дедушка Ус хочет рассказать вам сказку о мягком знаке.
Приложение-1
- Сказка закончилась, но вы можете придумать ей продолжение, если будете внимательными на уроке!
1. Гласные и согласные.
2. Ударные и безударные.
3. Звонкие, глухие, мягкие, твердые.
4. Ч, Щ, Й.
5. Ж, Ш, Ц.
6. Е, Ё, Ю, Я.
7. В начале слова, после гласной буквы.
8. Ь.
9. Делает согласные мягкими.
Давать характеристику звукам речи. Определять работу букв. Давать оценку своим товарищам.
Создание ситуации успеха, доверия.
Самостоятельное формулирование познавательной цели. Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
3.
Проблемная ситуация
- Давайте посмотрим на предметную картинку в учебнике. Что здесь изображено? Составьте звуковую модель этого слова
[р у ж й’а] (дети записывают у себя в тетради, один – у доски). Давайте запишем это слово буквами.
Какое место в слове ружья занимает звук [й’]?
Давайте посмотрим, какой же вопрос возник у наших первоклассников, у Маши и у Алеши? Оказывается , иногда буквам е, ё, ю , я приходится обозначать звук[й’] , когда он слышится после согласного. Буквы сами этого сделать не могут , поэтому к ним на помощь приходит мягкий знак.
Какую же работу выполняет буква мягкий знак в слове ружья. Тот ь , который в этом слове , имеет своё название. За то , что он разделяет буквы, не даёт их слитно читать, его назвали разделительным( на доске появляется надпись)
ружья
Составление звуковых моделей
Наличием или отсутствием звука [й’]
У некоторых детей могут появиться ошибки в звуковой записи слова. Чего же не учли ребята, обозначая буквами звук [й’]?
Звук [й’] появляется в словах после мягкого знака перед гласной.
Ружья.
Дети записывают у себя в тетради, один – у доски.
В этом слове звук [й’] стоит в новой позиции после согласного перед гласным.
В такой позиции нам еще не приходилось обозначать звук [й’].
Он находится после согласного перед гласным.
Нам надо научиться обозначать звук [й’] в новой позиции.- после согласного перед гласным.
Она не обозначает мягкость , выполняет новую работу- помогает гласной букве Я обозначить звук [й’].
Подбирать определенную звуковую модель к буквенной записи. Определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух. Строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав. Давать характеристику звукам речи. Определять работу гласных букв в разных позициях. Давать оценку своей работы в группе.
Анализировать обозначение звука [й’] в новой позиции (после согласного перед гласным)
Постановка и формулирование проблемы. Аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Выделять то, что усвоено, и что еще подлежит усвоению. Выделять и анализировать познавательную цель.
Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя. Анализировать новую позицию звука [й’]. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить логическую цепь рассуждений. Выдвигать гипотезы и их обосновывать
- Давайте посмотрим на столбики слов для чтения. Что объединяет каждый столбик?
Какую работу выполняет эта буква в каждом из слов (работа в парах)
Будете выходить к доске и каждое слово подбирать к нужной схеме.
Обратите внимание, какое слово оказалось лишним и почему.
Подчеркните гласные буквы, перед которыми пишется мягкий знак. Что это за гласные?
Сделайте вывод, когда пишется мягкий знак.
Буква И дает два звука только в позиции после мягкого знака.
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали!
Какую табличку мы можем поместить на лесенку знаний?
Физминутка:
- Ребята, вы хорошо поработали, давайте немножко отдохнем.
Каждому столбику присуща своя буква.
Работа в парах, оценочные листы.
Дети выходят к доске и прикрепляют каждое слово к нужной схеме (Коля, маяк, колья, лед, ёжик, льёт, салют, юг, польют, потеря, ель, курьер, пули, иглы, ульи)
Иглы. Оно не подходит ни к одной схеме.
Все гласные второго ряда.
Мягкий знак пишется после согласных, перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
Работа с оценочными листами.
Проводит ребенок, показывает движения.
Приложение-2
Владеть навыками работы в паре. Аргументировать свое мнение. Уметь обозначать работу гласных букв в разных позициях. Умение находить
звук [й’] в словах в разных позициях. Анализировать новую позицию звука [й’].
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознания качества и уровня усвоенного.
5.
Первичное закрепление.
Работа по карточкам.
- Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданиями. Найдите и подчеркните буквы, которыми обозначен звук [й’]. Оцените друг друга с помощью волшебных линеечек (Критерии: правильность, аккуратность).
Если группа готова – сигнал «готовы» (взявшись за руки)
Прочитайте, что же у вас получилось.
Дети работаю по карточкам в группах.
1 группа
Мы ходили ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
Но вы, друзья, не бейте нас.
2 группа
Братья Юра, Андрюша и Яша
Ели теплую манную кашу,
Но пока они ели до дна,
Стала каша совсем холодна!
3 группа
Катя, Зоя, Яна, Рая
Шьют костюм для Николая.
Он на праздник в нем пойдет,
Им гостинцев принесет.
Дети оценивают себя на « волшебных» линеечках
Видеть звук [й’] в новой позиции после согласного перед гласной. Видеть работу гласных букв второго ряда. Контролировать свою работу и заменять звуковую модель буквенной записью. Уметь оценивать качество работы над темой, аргументировать свою оценку и оценивать других.
6.
Работа с текстом букваря.
- Посмотрите на название текста. Прочитайте.
Почему мы решили сегодня познакомиться с этим текстом?
Кто такие воробьи?
Что вы знаете про этих птиц?
Давайте посмотрим видеофрагмент про этих птиц.
Давайте прочитаем этот текст и обратим внимание на слова, значение которых вы не знаете.
Понравился ли вам этот текст? Какие встретились непонятные слова?
Объяснение слов «осёдлые, копошатся, незатейливые»
Осёдлые – это птицы, которые никуда не улетают.
Копошатся – медленно совершают какие-то действия.
Незатейливое – обычное.
Давайте с вами еще раз прочитаем этот текст по цепочке.
К этому тексту будет домашнее задание по теме урока . Вам необходимо найти звук [й’] во всех словах текста.
Читают «Воробьи - воробышки»
Здесь встретился разделительный мягкий знак.
Это птицы.
Выслушиваются все ответы детей.
Первичное чтение. Читает ученик.
Оседлые, копошатся, незатейливое.
Вторичное чтение детей по цепочке.
Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со взрослым и сверстниками. Поиск и выделение необходимой информации из текста. Умение работать с текстом и иллюстрациями, оценка смысла всего текста, отработка навыков чтения, формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
7
Рефлексия.
Один из учащихся (по желанию) работает на ноутбуке
Итоговая беседа о новом способе обозначения звука [й’] после согласного перед гласной.
А будет ли продолжение нашей сказки? Кто хочет попробовать себя в роли сказочника? Как вы думаете, чем же закончилась эта история?
Чтение стихотворения-сказки про разделительный мягкий знак. Приложение-3
Обобщать, осознавать качество и уровень усвоения. Уметь точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
8
Итоги урока
1. Какое открытие мы сделали сегодня? Мы поднялись на новую ступеньку Лесенки знаний. А что мы напишем на этой ступеньке?
2. Что нового узнали о мягком знаке?
3. Какие задания помогли вам лучше усвоить тему? (работа с листом самооценки)
1. Познакомились с новым способом обозначения звука [й’] в позиции после согласной перед гласной.
2. Познакомились со второй ролью мягкого знака в словах.
3. Дети делают свои выводы.
Подводить итог работы. Строить логическую цепь рассуждений. Делать выводы.
Приложение -1
Жили-были в Азбуке буквы разные – согласные и гласные. Ходили друг другу в гости. Каждая имела свой звук, только мягкий сидел в стороне – знака не обозначал, не умел говорить, молчал, и никто с ним не дружил. Жилось мягком знаку плохо, очень одиноко.
Как-то взялись буквы составлять слова. Встали буквы Л О С, но не читается слово. Встали буквы Г У С, но не читается слово. И решил тогда мягкий знак помочь буквам, встал в конце слова, и стали согласные мягче в душе, и слова правильно читались. С тех пор мягкий знак стал обозначать мягкий согласный на конце слова и в середине между двумя согласными. Да только быстро ему это надоело, и опять заскучал мягкий знак.