Submitted by Людмила Александровна Гусева on Tue, 29/10/2013 - 22:51
Этап урока. Скриншот
Деятельность учителя и учащихся
Мотивация учащихся
Здравствуйте! Рада видеть вас сегодня на уроке!
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.
Вы, конечно, догадались, что это? (Книга)
Верно, а скажите, действительно ли книга может сделать вас вчетверо умней? (Да, может)
А что нужно сделать, чтобы книга помогла вам стать умнее? (Читать)
Если вы будете просто читать книгу, то это будет всё равно, что складывать полученные знания в шкаф, куда-нибудь на антресоли. Как нужно читать книги? (Не торопясь, вдумчиво, размышляя)
Всё верно. А что ещё может помочь нам стать умнее? (Учитель, телевидение, интернет, газеты, радио, друзья, родители…)
Раньше такого умного друга
У школьников не было в нашей округе.
Теперь в каждом доме, на каждом столе,
Стоит он, помощник тебе, да и мне.
Рисует, считает, хоть что вычисляет,
А если захочешь, в игру поиграет.
Он — ЭВМ. Это имя одно.
А как по-другому зовем мы его?
(Компьютер)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
А чтобы после сегодняшнего урока стать умнее, что должны делать? (Учиться, работать, открывать новое)
Только сначала нам нужно вспомнить одно важное понятие:
Посмотрите на картинку и скажите, что на ней зашифровано?
Что такое информация? (Информация – это знания, сведения, новости, которые человек получает из окружающего мира при помощи органов чувств)
Какие виды информации вы знаете? (По способу восприятия: зрительная, звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая; по способу представления: текстовая, графическая, звуковая, числовая, видеоинформация)
Выполните задание:
Пожалуйста, определите, к какому виду по способу представления относится данная информация. (После размышлений у доски выполняет задание 1 ученик)
При затруднении можно воспользоваться обучающим видео.
Вспомните, действия с информацией называются … (информационные процессы). А что мы с вами уже научились делать с информацией? (Хранить, обрабатывать)
Взгляните на эти предметы и скажите, какое действие с информацией они помогут нам выполнить? (Передать информацию, передача информации)
Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей информации. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы получали или передавали информацию? (Звонок по телефону – и получал, и передавал информацию) (Получал письмо, писал письмо) (Смотрел новости по телевидению)
Сколько сторон участвует в процессе передачи информации? (Две, если несколько человек – то несколько)
Одна - … (передает информацию). Другая - … (получает информацию).
Их называют источник информации и приёмник информации.
Кого мы называем источником информации? (Того, кто передает информацию)
А приёмником? (Того, кто получает информацию)
Нарисуйте стрелку между двумя участниками процесса передачи информации в том направлении, которое вы считаете верным.
В каком направлении происходит передача информации? (От источника к приемнику)
Посмотрите, стрелка здесь нарисована не случайно. Если вы рассказываете другу историю по телефону, кто является источником информации? (Мы, я)
А кто приемником? (Друг)
А через что информация передается от вас к вашему другу? (Через телефонные провода)
Хорошо. А если друг написал вам письмо, кто является источником информации? (Друг)
Приемником? (Я, мы)
Через что была передана информация? (Через бумагу, письмо)
Стрелку между источником и приемником информации мы подпишем «Канал связи».
Обсудите в группах и в течение 1 минуты выработайте определение того, что мы называем каналом связи.
(Канал связи – это технические средства передачи информации от источника к приемнику. Например, книга, письмо, радиоволны, электромагнитные волны, провода)
Молодцы. А теперь попробуйте после просмотра фрагмента мультфильма«Трое из Простоквашино» назвать источник, приемник информации и канал связи в данной ситуации. (Источник – Дядя Федор, приемник – папа и мама, канал связи - письмо)
Посмотрим ещё один фрагментмультфильма «Зима в Простоквашино». (Источник – Кот Матроскин и Шарик, приемник – Дядя Федор, папа и мама, канал связи – «говорящее письмо»)
Теперь обобщите то, что вы повторили и узнали нового. (Повторили, что такое информация, виды информации, информационные процессы. Узнали, как происходит процесс передачи информации, способы передачи информации)
А сейчас я предложу вам задание, которое покажет вам, что вы еще не знаете про информацию.
Попробуйте ответить на вопрос:
«Что влияет на качество передачи информации?»
Кто не может этого сделать? У кого нет версий? Сформулируйте своё затруднение? (Я не могу сказать, что влияет на качество передачи информации.)
Я вижу, что у некоторых из вас есть идеи о том, что влияет на качество передачи информации. Можете ли вы обосновать свою версию? (Я не могу обосновать, что влияет на качество передачи информации)
Выявление места и причины затруднения
Действительно, вы пока не можете ответить на этот вопрос. Почему? (Я не знаю, что влияет на качество передачи информации)
Построение проекта выхода из затруднения
Тогда сформулируйте цель нашей деятельности: (Узнать, что влияет на качество передачи информации)
Прежде чем строить план достижения цели, предлагаю посмотреть ещё один отрывок.
После просмотра: скажите, вся ли информация в неизменном виде была передана от источника к приемнику? (Нет, зрительная информация была получена, а звуковая - нет)
Что повлияло на качество передачи информации (Неисправность телевизора)
Такого рода технические неисправности, мешающие полной и достоверной передаче информации, встречаются очень часто и называются помехи.
Сформулируйте, что такое помехи? (Помехи – это технические неисправности, мешающие полной и достоверной передаче информации)
Как мы теперь можем переформулировать цель нашей деятельности на уроке: (Узнать, какие помехи могут возникнуть при передаче информации)
Цель:узнать, какие помехи могут возникнуть при передаче информации
Что мы должны для этого сделать? (Проанализировать, как передают информацию, какие объекты участвуют в передаче информации, выявить от чего может зависеть качество передачи информации)
План
1. Привести пример передачи информации. Назовите источник, приёмник информации, канал связи.
2. Рассмотреть, какие помехи могут возникнуть на каждом участке схемы источник-канал связи-приёмник.
3. Привести примеры, как данные помехи могут повлиять на качество передачи информации
Как разобьем «фронт работ», чтобы сэкономить время? (Будем работать в группах)
Реализация построенного проекта
Каждая группа получает задание, и в течение 3 минут должна по разработанному нами плану ответить на вопрос.
Работа в группах
Группа 1
В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью источника информации. (Например, дефекты речи, неисправность микрофона, телефона, плохо пишет ручка, неразборчивый почерк)
Группа 2
В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью приемника информации. (Например, плохое зрение или слух, неумение читать, дальтонизм)
Группа 3
В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью канала связи. (Например, обрыв провода, гроза, сломалась антенна, села батарейка на телефоне)
Каждая группа представляет свой проект – остальные дополняют общий эталон.
Молодцы!
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работая в парах, приведите примеры из жизни, из сказок или м/ф, где информация передается как в предложенной схеме:
Источник: - Приёмник:
Источники:– Приёмники:
Источники: - Приёмник:
Впишите свои варианты в карточку (Приложение 1).
Передайте свою информацию классу – назовите свои примеры.
Какой вывод можно сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передаче информации?
Вывод: в процессе передачи информации может участвовать несколько источников и приемников информации.
Включение в систему знаний и повторение
Сейчас вам предстоит самостоятельно заполнить таблицу (Приложение 2). Предложите способ, как превратить носитель информации в её источник, и укажите вид информации, которую получит приемник от данного источника.
По итогам работы сделайте вывод о том, как связаны между собой процессы передачи и хранения информации.
Рефлексия учебной деятельности
Сейчас я попрошу вас передать мне информацию о том, как вы оцениваете свою деятельность на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат разноцветные листочки для записей.
Передайте мне на стол по одному листочку, пожалуйста, те учащиеся, кто считает, что он достиг цели на уроке, и оценивает свою работу как активную и плодотворную.
Итак, я получила …% информации.
Если < 100%, то значит, кому-то из нас помешали достичь цели помехи. Пожалуйста, те, кто не передал листочки, напишите на них, какие затруднения возникли у вас на уроке, и как вы оцениваете свою деятельность на сегодняшнем уроке. Рада буду получить ваши комментарии, вопросы и предложения. Также передайте, пожалуйста, их ко мне на стол.
Теперь, когда урок близок к завершению, мы можем подвести итоги.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что вас удивило, что показалось интересным?
Что было сложным или показалось неважным, неинтересным?
Стали ли вы умнее за эти 40 минут?
Я надеюсь, что вы сумеете каждую минуту своей жизни организовывать так, чтобы становиться лучше и умнее.