Submitted by Юлия Анатольевна Трусова on пн, 28/10/2013 - 13:08
Эпиграфы:
Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
И. А. Крылов.
Можно забыть, что читаешь стихи: так рассказ легок, прост и свободен, и между тем поэзия.
В. А. Жуковский.
(Здесь заканчивается слайд № 4).
Структура урока.
1.Работа с терминами, усвоенными на прошлом уроке.
(басня, мораль, олицетворение, аллегория).
(Здесь заканчивается слайд № 5).
2.Выразительное чтение басни «Волк и Ягненок» и беседа по прочитанному.
Вопросы и задания:
1.Попробуйте выразить в одной фразе основную мысль, идею басни.
2.Назовите главных героев басни.
3.Каким словом характеризуется их встреча?
4.Охарактеризуйте каждого героя.
5.Как ведет себя Волк? Как надо читать его обращение к Ягненку?
6.С какой интонацией вы будете читать ответ Ягненка? Как он себя ведет?
7.Как характеризует Волка его дальнейшее поведение? Как вы будете читать его следующие реплики?
8.Какие черты характера раскрываются в ответах Ягненка?
9.Как героев характеризует их речь?
(Пусть учащиеся на основе речевых характеристик, составленных дома, попытаются назвать основные черты характера Волка и Ягненка. По ходу работы на доске оформляется запись:
Волк Ягненок
· кровожадный робкий
· несправедливый справедливый
(пользуется правом сильных,
но лицемерит – придает
насилию законный характер).
· виноватый безвинный
(Здесь заканчивается слайд № 6).
3.Рассмотрим иллюстрации, которые учащиеся выполняли к этому уроку. Оценим, насколько детям удалось отразить в них характер героев басен.
4.Работа с иллюстрациями, выполненными художниками.
(Здесь заканчиваются слайды № 7 – 11).
10.Почему Волк вступает с Ягненком в спор? Какой в этом смысл?
11.В чем конфликт Волка и Ягненка?
12.Кто прав в споре?
13.В чем вина Ягненка?
(Ягненок – травоядное животное, не рожден хищником; он слабый, юный. А значит, жертва; без вины виноватый.
5.Обращаем внимание учащихся на особенности жанра басни.
14.Какую цель преследовал автор? Он хотел рассказать нам о встрече Волка и Ягненка?
15.Можно ли считать эти образы аллегорическими?
6.Письменная работа.
Раскройте смысл аллегории в этой басне.
7.Обобщение.
Предложим детям найти мораль басни и сформулировать основную идею произведения.
Вспомним художественные произведения, к которым можно было бы отнести мораль басни «Волк и Ягненок».
8.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» и беседа по прочитанному.
Вопросы и задания:
1.Похож ли Волк в этой басне на уже знакомого нам Волка? В чем разница?
2.Прочитаем по ролям диалог Волка и Ловчего. Как поведение Волка характеризует его? С какой интонацией вы будете читать его слова?
3.В чем смысл фразы: «…ты сер, а я, приятель, сед…»?
4.Кто скрывается за образами Волка и Ловчего?
(Напомним учащимся стихотворение М. Ю. Лермонтова «Два великана». Басня «Волк на псарне» посвящена этому же событию. Расшифруем аллегорию, в основе которой лежит исторический факт – взятие Наполеоном Москвы. Крылов переслал басню Кутузову еще в рукописи. Фельдмаршал прочел, а вернее, пересказал крыловскую басню окружившим его офицерам и солдатам. Произнеся: «Ты сер, а я, приятель, сед», Кутузов сдернул шапку со своей седой головы, и громкое «ура»! было ответом полководцу, а заодно и приветствием поэту.
Итак, за образом Волка скрывается Наполеон, за Ловчим – Кутузов.)
5.Почему Ловчий не принял предложение Волка?
6.Что общего между волками обеих басен? Если бы вам пришлось рисовать того и другого, что бы вы подчеркнули в своих рисунках?
9.Работа с иллюстрациями к басне «Волк на псарне».
(Здесь заканчиваются слайды № 12 – 28).
7.Можно ли сказать, что аллегория этой басни применима только для данного конкретного исторического случая?
8.Приведите пример ситуации, к которой можно было бы применить мораль этой басни.
10. Домашнее задание:
1.Выучить одну из басен наизусть.
2.Восстановить верные сочетания частей пословиц:
Не рой яму другому… …не вытащишь и рыбку из пруда.
Не плюй в колодец… …сам туда попадешь.
Без труда… …лучше новых двух.
Старый друг… …пригодится воды напиться.
3.По одной из пословиц сочини басню (для сильных учеников).