Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



И. А. Крылов « Волк и Ягненок». «Волк на псарне»

Фото пользователя Юлия Анатольевна Трусова
Submitted by Юлия Анатольевна Трусова on пн, 28/10/2013 - 13:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Трусова Ю.А.
Место работы, должность: 
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №28 имени Г.Ф.Кирдищева» учитель русского языка и литературы.
Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
  •  осмыслить конфликтные ситуации, лежащие в основе басен, проанализировать образы героев, роль диалогов, речевых характеристик в создании образов;
  • углубить представления учащихся о поэтике жанра басни.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник-хрестоматия «Литература. 5 класс» 2 части. Авторы:  В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

Используемое оборудование: 

Проектор, компьютер

Краткое описание: 
Урок по творчеству Крылова не первый. На первом уроке дети познакомились с жизнью и творчеством баснописца, узнали, что такое басня, мораль, аллегория. Перед этим уроком они получили домашнее задание: 1.Нарисовать иллюстрацию к басне «Волк и Ягненок» или «Волк на псарне». 2.Составить речевую характеристику героев по одной из басен. 3.Подготовить выразительное чтение одной из басен.

Эпиграфы:

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

И. А. Крылов.

Можно забыть, что читаешь стихи: так рассказ легок, прост и свободен, и между тем поэзия.

В. А. Жуковский.

(Здесь заканчивается слайд № 4).

 

                                          Структура урока.

1.Работа с терминами, усвоенными на прошлом уроке.

(басня, мораль, олицетворение, аллегория).

(Здесь заканчивается слайд № 5).

2.Выразительное чтение басни «Волк и Ягненок» и беседа по прочитанному.

                   Вопросы и задания:

1.Попробуйте выразить в одной фразе основную мысль, идею басни.

2.Назовите главных героев басни.

3.Каким словом характеризуется их встреча?

4.Охарактеризуйте каждого героя.

5.Как ведет себя Волк? Как надо читать его обращение к Ягненку?

6.С какой интонацией вы будете читать ответ Ягненка? Как он себя ведет?

7.Как характеризует Волка его дальнейшее поведение? Как вы будете читать его следующие реплики?

8.Какие черты характера раскрываются в ответах Ягненка?

9.Как героев характеризует их речь?

   (Пусть учащиеся на основе речевых характеристик, составленных дома, попытаются назвать основные черты характера Волка и Ягненка. По ходу работы на доске оформляется запись:

 

                Волк                                                                      Ягненок

·        кровожадный                                                          робкий

·        несправедливый                                                 справедливый

(пользуется правом сильных,

но лицемерит – придает

насилию законный характер).

·        виноватый                                                            безвинный

(Здесь заканчивается слайд № 6).

 

3.Рассмотрим иллюстрации, которые учащиеся выполняли к этому уроку. Оценим, насколько детям удалось отразить в них характер героев басен.

4.Работа с иллюстрациями, выполненными художниками.

(Здесь заканчиваются слайды № 7 – 11).

10.Почему Волк вступает с Ягненком в спор? Какой в этом смысл?

11.В чем конфликт Волка и Ягненка?

12.Кто прав в споре?

13.В чем вина Ягненка?

(Ягненок – травоядное животное, не рожден хищником; он слабый, юный. А значит, жертва; без вины виноватый.

  5.Обращаем внимание учащихся на особенности жанра басни.

14.Какую цель преследовал автор? Он хотел рассказать нам о встрече Волка и Ягненка?

15.Можно ли считать эти образы аллегорическими?

 

6.Письменная работа.

Раскройте смысл аллегории в этой басне.

 

7.Обобщение.

  Предложим детям найти мораль басни и сформулировать основную идею произведения.

   Вспомним художественные произведения, к которым можно было бы отнести мораль басни «Волк и Ягненок».

 

8.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» и беседа по прочитанному.

 

             Вопросы и задания:

1.Похож ли Волк в этой басне на уже знакомого нам Волка? В чем разница?

2.Прочитаем по ролям диалог Волка и Ловчего. Как поведение Волка характеризует его? С какой интонацией вы будете читать его слова?

3.В чем смысл фразы: «…ты сер, а я, приятель, сед…»?

4.Кто скрывается за образами Волка и Ловчего?

(Напомним учащимся стихотворение М. Ю. Лермонтова «Два великана». Басня «Волк на псарне» посвящена этому же событию. Расшифруем аллегорию, в основе которой лежит исторический факт – взятие Наполеоном Москвы. Крылов переслал басню Кутузову еще в рукописи. Фельдмаршал прочел, а вернее, пересказал крыловскую басню окружившим его офицерам и солдатам. Произнеся: «Ты сер, а я,  приятель, сед», Кутузов сдернул шапку со своей седой головы, и громкое «ура»! было ответом полководцу, а заодно и приветствием поэту.

Итак, за образом Волка скрывается Наполеон, за Ловчим – Кутузов.)

5.Почему Ловчий не принял предложение Волка?

6.Что общего между волками обеих басен? Если бы вам пришлось рисовать того и другого, что бы вы подчеркнули в своих рисунках?

9.Работа с иллюстрациями к басне «Волк на псарне».

(Здесь заканчиваются слайды № 12 – 28).

7.Можно ли сказать, что аллегория этой басни применима только для данного конкретного исторического случая?

8.Приведите пример ситуации, к которой можно было бы применить мораль этой басни.

  10Домашнее задание:

1.Выучить одну из басен наизусть.

2.Восстановить верные сочетания частей пословиц:

Не рой яму другому…                     …не вытащишь и рыбку из пруда.

Не плюй в колодец…                      …сам туда попадешь.

Без труда…                                      …лучше новых двух.

Старый друг…                                …пригодится воды напиться.

3.По одной из пословиц сочини басню (для сильных учеников).

(Здесь заканчивается слайд № 29).

11.Подведение итогов урока.

(Здесь заканчивается слайд № 30-31)

Прикрепленный файл Size
Басня_Крылова.pptx 3.77 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Дневник обучения группы "ГородОК" (Камчатский край)

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн