Династический кризис. Восстание декабристов 1825 г.
Submitted by Галина Анатольевна Комбарова on пн, 28/10/2013 - 13:00
1.Организационный момент (мотивация):
Здравствуйте ребята, прежде чем мы приступим к нашему уроку повернитесь пожалуйста друг к другу, улыбнитесь и скажите своему соседу «я желаю тебе на этот урок… (добавьте своё)»
II.Постановка проблемы
Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из самых ярких событий 19 века, о котором в последующем немало писали известные авторы, историки и публицисты. Сейчас мы посмотрим двухминутный фильм, а вы в это время постарайтесь определить, о чём идёт речь, т.к. события, о которых говорится в этом эпизоде, вам очень знакомы и которые произошли ровно 187 лет назад именно в этот день.
III.Актуализация знаний
Итак, тема нашего урока: Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Ребята, скажите пожалуйста, а что вы уже знаете о восстании декабристов. Ваши знания мы оформим в виде схемы. Исходя из темы урока и тех знаний, которые у вас есть, давайте, вместе с вами, определим цель урока. (я на доске пишу слово цель, а потом рядом по кругу записываю те цели, которые называют ученики).
«Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства…» - утверждал Л. Толстой. Я предлагаю через призму исторических источников взглянуть на само восстание декабристов, что они сделали такого, чего до них не решались сделать другие либерально настроенные дворяне, на их поведение во время восстания и после него, и определить наше отношение к высказыванию великого русского писателя.
IV. Изложение нового материала
Учитель:1 сентября 1825 года Александр Iпокинул Петербург и отправился в Таганрог. Простудившись, 19 ноября он скончался. Неожиданная смерть императора вызвала большое волнение в стране. Ведь у Александра I не было детей. Согласно закону о престолонаследии, трон переходил к его бату – великому князю Константину Павловичу.
В 1823 году Константин Павлович, поселившийся в Варшаве, отказался от престола, о чем письменно уведомил Александра I. Царь принял отречение и в особом манифесте назначил своим наследником другого брата – Николая Павловича. Но по непонятной причине Александр Iне стал обнародовать документ и в запечатанном пакете переслал его московскому митрополиту Филарету для хранения в Успенский собор Московского Кремля. Копия, тоже секретно, была передана на хранение в Государственный совет. На всех пакетах с текстом император напечатал: Хранить до моего востребования. А в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия.
Сама смерть Александра Iи по сей день остаётся загадкой из истории семьи Романовых.
Существует версия, что с согласия и при поддержке близких людей Александр Iтайно отбыл из Таганрога в Палестину, в Святые места, а затем уже в виде странствующего старца, пилигрима Федора Кузьмича, появился в России, умер в возрасте 87 лет на далёкой лесной заимке близ Томска в ореоле великой святости и всенародного признания.
Известие о смерти императора отправилось из Таганрога и в Петербург, и в Варшаву. Возникла путаница, в Петербурге новым царем считали Константина, а в Варшаве – Николая. 12 декабря был вскрыт пакет с манифестом.
Данной ситуацией, смены власти, воспользовались члены тайных обществ, вынашивавшие планы захвата власти, решили, что сложившаяся обстановка благоприятствует им, и наметили своё выступление на 14 декабря 1825 года.
Учитель:Какой же план вынашивали декабристы и что из этого в итоге получилось?
Работа в группах
1-ая группаопределяет цели выступления декабристов (учебник стр. 60)
2-ая группасоставляет почасовой план восстания декабристов (работа с источником).
3-ая группазнакомится с поведением декабристов на суде (работа с источником). (Известно, что декабристам был свойственен культ дружбы, верность единомышленникам, готовность пойти на смерть ради осуществления общих идеалов. Как вы объясните, что при аресте и на следствии декабристы пренебрегали обязательствами дружбы, товарищества?).
4-ая группазнакомится с ходом следствия и судом над декабристами выясняет историческое значение и последствия восстания декабристов.
Группы представляют свою работу, а результаты работы размещают на доске.
Учитель:Так в чем значение этого восстания, завершившегося полным провалом задуманного?
- Что изменило оно в России?
- Сегодня мы неоднократно обращались к культурному наследию: воспоминания, картины, стихи. Как вы определите роль декабристов в истории и культуре? (Ответы учащихся).Записать значение восстания декабристов в тетрадь.
V. Подведение итогов
Учитель: Решили ли мы проблемы, поставленные в начале урока? (вворачиваемся к целям урока, прописанным на доске).
(Ответы учащихся)
Составление синквейна
VI. Рефлексия Ребята, оцените самостоятельно работы других групп.
VII. Домашнее задание. Написать доклад о дальнейшей судьбе одного из декабристов после суда.