Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Тема урока: «Значение лесов»
Цель: познакомить учащихся со значением лесов для природы и для человека посредством дистанционного обучения или с использованием ИКТ, ЭОР.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
формирование уважительного отношения к иному мнению
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и природных явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде
освоение доступных способов изучения природы и общества
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
Технологическая карта урока
Тема урока: «Значение лесов»
Цели для ученика
1. Познакомиться с пословицами о лесе
2. Узнать, почему лес называют «лёгкими» природы и «зелёным другом» человека?
3. Как можно помочь в охране и увеличении лесных богатств?
Цели для учителя
Образовательные: показать учащимся огромное значение леса для природы и в жизни человека
Развивающие: способствовать мотивации учащихся к изучению леса, как природного сообщества; формировать умение логически грамотно высказывать свою точку зрения и слушать мнение собеседника
Воспитательные:воспитывать бережное отношение к лесным богатствам, школьным принадлежностям и предметам, изготовленным из древесины
Тип урока
урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма урока
Видеоурок, беседа
Опорные понятия, термины
Лес - природное сообщество, хозяйственная деятельность, дары природы
5. В какой строке примеры естественных пресных водоемов?
А) море, болото, пруд; В) канал, озеро, пруд;
Б) река, океан, озеро; Г) озеро, река, ручей.
6. Какие растения растут в пресных водоемах?
А) камыш, стрелолист, ряска, клевер;
Б) тростник, ряска, копытень, осока;
В) рогоз, камыш, кувшинка, василёк
Г) кубышка, рогоз, камыш, стрелолист.
7. Какова роль растений пресных водоёмов?
А) источник красоты;
Б) пища для животных, источник кислорода, убежище для животных;
В) они засоряют водоёмы;
Г) источник углекислого газа.
Приложение 2
1карточка
1.Почему лес называют «лёгкими» Земли?
2.Как лес влияет на жизнь других природных сообществ?
2карточка
1.Почему лес называют «зелёным» другом человека?
2.Как люди охраняют леса?
Значение лесов
I- Здравствуйте, тема нашего урока «Значение лесов». Вы узнаете: какое значение имеет лес в жизни человека и природы.
- Наша страна богата лиственными, хвойными и смешанными лесами. И каждый лес прекрасен и неповторим в любое время года. Поэты, писатели, художники и музыканты описывают и воспевают его красоту. «Лес, точно, терем расписной – лиловый, золотой, багряный…» по описанию Ф.И.Тютчева.
- А у Самуила Яковлевича Маршака есть стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?»
-Люди разных профессий ответили бы на него по-разному.
1. Кораблестроитель: «Мачты и реи – держать паруса…».
2. Столяр: «Стол, за которым ты будешь писать, линейку, пенал…». И, конечно, он не забыл бы про шкафы, полки для книг, паркет для пола, оконные рамы, двери…
3. А рабочий бумажного комбината назвал бы тетради, книги, журналы, газеты, потому что бумага делается из древесины.
4. А деревенский плотник рассказал бы о рубленых бревенчатых избах и деревянных мостах через речки.
- Но лес не только источник вдохновения людей. Это прежде всего источник жизни всего живого на Земле. Не зря его называют « лёгкими» Земли. Лес – основной производитель кислорода и потребитель углекислого газа.
- Лес влияет на жизнь всех других природных сообществ. Он снижает скорость ветра и прикрывает собой соседние луга и поля. А лесные птицы защищают их от насекомых-вредителей.
- На такой вопрос агроном напомнил бы нам, что: «Лес – это защитник полей! Зелёной стеной стоит он на пути злых, несущих зной ветров-суховеев и сберегает урожай. А зимой не даёт ветрам сдувать с полей снежное одеяло, под которым тепло озимым семенам».
- Лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озёра. Весной снег в лесах тает медленно. И талые воды постепенно пополняют ближайшие водоёмы.
- Всё в природе родного края неразрывно связано. И лес – это одна из важнейших экологических систем.
II- А теперь узнаем, почему лес называют «зелёным» другом человека?
- Беседуя с врачом: «Что мы сажаем, сажая леса?» Врач бы ответил: «Да прежде всего – здоровье. Где чаще всего строят дома отдыха, санатории, туристические базы? Среди леса! Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух».
- Леса издавна являются местом прогулок и отдыха людей в любое время года. Весной и летом они привлекают людей цветущими растениями, осенью – своими дарами: грибами, ягодами, орехами.
Зимний лес зовёт на лыжную прогулку. Тихо, безветренно и очень красиво в зимнем лесу в солнечный день.
- Без леса не возможна и хозяйственная деятельность человека. Сосна даёт строевой материал. Ель и пихта используются в бумажной промышленности и для изготовления музыкальных инструментов. А самая лучшая «рубашка» для карандаша делается из кедровой сосны. Замечательные краски - из коры хвойных деревьев. А из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных.
- В лесах люди собирают орехи, грибы, ягоды. Заготавливают лекарственные растения: женьшень, валериану.
- Лес - ещё и защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро уносят почву из тех мест, где вырублен лес.
- В тайге всё ещё очень сильно развит промысел пушных зверей.
- А вот что ответил бы хозяин леса - лесничий: «Как видите, лес нужен всем. Но чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, нет, даже два новых».
III– А теперь поговорим о том, как мы должны относиться к лесным богатствам.
- Людям требуется много древесины, и они вырубают деревья на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат. Начинают дуть ветры-суховеи, наступает засуха.
- Чтобы этого не случилось, лесоводы постоянно обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках.
- Заботятся люди и о друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнёзда для птиц.
- Ты, конечно, тоже можешь помочь сохранить лес. Береги свои книги, карандаши, мебель. Ведь всё это сделано из древесины.
- Соблюдай правила поведения во время прогулок в лесу:
1. не ломай кустарники, не рви зря цветы;
2. собирая грибы, старайся не повредить грибницы.
3. не шуми в лесу, чтобы не спугнуть животных.
4. и никогда не оставляй в лесу мусор – битые стёкла, консервные банки, бумагу.
- Осколок стекла может стать причиной пожара, если долгое время стоит жаркая погода. Стекло отражает солнечные лучи, и от солнечного зайчика могут загореться сухие сучья. Никогда не разводи в лесу огонь. Ведь лесной пожар – это страшное бедствие. В нём гибнет всё живое. Помни, что на выгоревшем участке леса жизнь восстановится только через 50-60 лет!
Урок окончен, мы выяснили значение леса для природы и в жизни человека.