Рабочая программа по ритмике на 2013-2014 учебный год
Submitted by Лариса Юрьевна Семенкова on Tue, 22/10/2013 - 17:06
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IVвида № 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РИТМИКЕ
НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Начальная школа
Составитель: учитель ритмики
Семенкова Лариса Юрьевна
Челябинск
2012 год
Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу «Ритмика»
на период 2013-2014 учебного года.
Рабочая программа по ритмике составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование ( одобрен решением коллегии Минобразования России и Президентом Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21-12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
2. Приказом Министерства образования и науки Челябинской области № 01 – 22 – 05 от 10.08.2012 «Об утверждении областного базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I– VIIIвидов Челябинской области на 2013-2014 учебный год»;
3. Приказом Министерства образования и науки Челябинской области 10.07.2012 г. № 24/5135 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году».
4. Учебным планом МБСКОУ школы-интерната VIвида № 4 г.Челябинска на 2013-2014 учебный год (I-IVварианты);
5. Концепцией и программно-методическими материалами для начальной школы. Коррекционно-развивающее обучение: физическая культура и ритмика. Издательство «Дрофа», 2009.
6. Данная рабочая программа разработана и составлена на основе авторской образовательной программы по курсу «Ритмопластика».
Программа по ритмике рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), содержит 3 раздела:
- ритмико-гимнастические упражнения,
-пластический тренинг,
- импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку.
Цели и задачи курса ритмики.
Цель – формирование разносторонне физически и творчески развитой личности, готовой к активной реализации своих способностей. Развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Рабочая программа по ритмике направлена на реализацию следующих задач:
- овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах (ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика);
- усвоение основ специальных знаний из области сценического движения (пластический тренинг, музыкально-ритмические рисунки, импровизации);
- овладение различными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, гимнастических и танцевальных упражнений;
- формирование и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений;
- приобщение к музыке, восприятие, различие и понимание специфических средств музыкального «языка»: высота звука, динамика, темп;
- усвоение несложных музыкальных форм, развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти;
- развитие мышления, творческого воображения и памяти;
- эстетическое, эмоциональное, физическое развитие школьника.
Обучение в МБСКОУ школе-интернате № 4 имеет коррекционно-развивающий характер и направлено на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности, на восстановление, формирование и развитие двигательных функций воспитанников. Организация учебного процесса предполагает применение специальных методов и приемов обучения и воспитания. Специальные коррекционные задачи в значительной степени определяют содержание обучения.
Учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы учащихся, дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи:
- коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц, формирование правильной осанки, формирование и развитие мышечной памяти;
- развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве;
- развитие мелкой моторики;
- развитие подвижности суставов и силы мышц всего тела;
- развитие внимания;
- формирование положительной мотивации.
Общая характеристика курса «Ритмика».
Ритмико – гимнастические упражнения.
Тренинг проводится в начале занятия, являясь организующим моментом. Эти упражнения включают гимнастическую ходьбу, легкий бег. Сюда входят упражнения на укрепление мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, специальные упражнения для формирования рефлекса правильной осанки, исправления таких недостатков, как плоскостопие, косолапость, шаркающая походка и т.д..
В этот раздел входят упражнения на развитие ловкости, равновесия, на развитие динамической и статической координации.
Пластический тренинг.
В этот раздел входят упражнения для развития гибкости и подвижности рук, ног, тела. Служат в качестве общего тренажа взамен резких тренирующих элементов. Пластический тренинг используется как метод релаксации, как одна из форм ЛФК.
Импровизация движения
на музыкальные темы, игры под музыку.
В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера, либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа. Ритмическая игра всегда ставит какую-нибудь учебную задачу музыкального или организующего порядка – ориентировку в строении музыкального примера, концентрацию внимания, быструю реакцию на сигнал. Эти задачи обличены в игровую форму.
Ценностные ориентиры содержания курса «Ритмика».
В процессе освоения курса ритмики у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к двигательной деятельности.
Активное освоение данной деятельности позволяет совершенствовать физические качества, осваивать физические и двигательные действия, успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и элементарную самостоятельность.
Результаты освоения курса ритмики.
1.Двигательные.
В процессе освоения курса дети научатся:
- владеть основами базовых видов двигательных действий;
- развивать, разогревать, укреплять мышцы и связки;
- развивать координационные ( ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на словесные и звуковые сигналы, согласование движений всех звеньев тела) способности;
- управлять своим телом, закреплять навык правильной осанки;
- владеть комплексами упражнений для развития гибкости и подвижности мышц и связок, суставов;
- владеть простейшими элементами танца;
- владеть умением выразительно передавать различные игровые образы, выполнять упражнения с предметами, придумывать варианты образных движений в играх;
- владеть техникой элементарной релаксации.
2.Социокультурные.
У детей будут сформированы и развиты:
- волевые и нравственные качества при подготовке публичных выступлений (концерты и праздники);
- представления о физической и эстетической культуре личности и приемах самоконтроля и самоанализа;
- лидерские качества;
- научатся управлять своими эмоциями, взаимодействовать со сверстниками, владеть культурой общения, быть дисциплинированными, проявлять инициативность, ответственность.
3.Учебно-познавательные.
Младшие школьники научатся:
- действовать по образцу и по аналогии при выполнении упражнений;
- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в организации собственного досуга (моделировать танцевальные рисунки);
- анализировать и творчески применять полученные знания во внеурочное и урочное время под руководством учителя и самостоятельно;
- оценивать адекватно собственные физические и творческие возможности.
4.Компенсаторные.
В процессе занятий дети:
- разовьют умения в процессе двигательной активности выходить из затруднительного положения, вызванного психо-физическими нарушениями;
- освоют индивидуальные комплексы упражнений лечебной и корригирующей гимнастики;
- научатся формировать положительные мотивации;
- научатся оценивать и распределять физическую и эмоциональную нагрузку в соответствии со своими возможностями.
Содержание курса «Ритмика».
Все классы разделены на группы.
Для каждой группы классов, с учетом возраста составлен календарно-тематический план.
Учебные и коррекционные задачи реализуются с учетом возраста, уровня восприятия учебного материала, уровня физических возможностей ребенка.
1.Первый год обучения.
1-е классы (1а, 1б, 1в,1г,1д, 1е, 1ж).
Возраст: от 6,7 до 8, 9 лет.
а). Ритмико-гимнастические упражнения.
Задачи:
Сформировать умение детей выразительно ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавать несложный музыкально-ритмический рисунок, самостоятельно начинать упражнения после музыкального вступления.
б). Пластический тренинг.
Задачи:
Освоить и закрепить элементарный комплекс упражнений по пластике.
в). Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку.
Задачи:
Научиться выразительно передавать различные игровые образы, выполнять упражнения с предметами, инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх. Сюжетные игры на распознавание ритма.
2. Второй год обучения.
2-е классы (2а, 2б, 2в, 2г, 2д, 2е, 2ж, 2з, 2и).
Возраст: от 8 до 9, 10 лет.
а). Ритмико-гимнастические упражнения.
Задачи:
Освоить основные движения под музыку на 2/4 и 4/4 – ходьба, бег. Научиться начинать и оканчивать движение одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы. Передавать в движении шагом различного характера музыки (бодрый, задумчивый), различного темпа, строевым или мягким шагом, ходьбой на пятках и носках. Освоить ходьбу и бег друг за другом по одному, врассыпную с последующим построением в колонну по одному, в шеренгу, в круг. Выполнять под музыку общеразвивающие упражнения.
б). Пластический тренинг.
Задачи:
Закрепление и работа над качественным выполнением пластического тренинга.
в). Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку.
3. Третий год обучения.
3-и классы (3а, 3б, 3в, 3г, 3д, 3е, 3ж).
Возраст: от 9 до 10 лет.
а). Ритмико-гимнастические упражнения.
Задачи:
Совершенствование навыков правильного выполнения основных движений под музыку на 2/4 и 4/4 – ходьбы, бега, подскока. Сохранение и быстрое изменение темпа и характера музыкального сопровождения. Включение в движение одновременно с началом звучания музыки и прекращение движения с окончанием музыки. Освоение движений и упражнений, требующих внимания и координации движения рук и ног. Освоить ходьбу и бег в колонне по одному, парами, по четыре человека. Выполнять четко и ритмично общеразвивающие упражнения.
б). Пластический тренинг.
Задачи:
Закрепление, качественное выполнение пластического тренинга, его усложнение.
в). Импровизация движений.
Задачи:
Передавать различными формами движения динамические акценты музыки, отрывистость, связность и плавность входящей и исходящей линии мелодии. Освоение подражательных движений, игр под музыку.
4. Четвертый год обучения.
4-е классы (4а, 4б, 4г,4д, 4з, 4в, 4е, 4ж).
Возраст: от 10 до 11, 12 лет.
а). Ритмико-гимнастические упражнения.
Задачи:
Освоение основных движений под музыку на 3/4, движений под музыку с двухдольным и четырехдольным размерами. Выражение хлопками и другими движениями сильных долей такта. Чередование бега и подскока, шага и приседаний, разных видов ходьбы в соответствии с изменениями в музыке. Выполнение общеразвивающих движений под музыку, упражнений на равновесие, на формирование красивой осанки, на развитие ловкости.
б). Пластический тренинг.
Задачи:
Дальнейшее совершенствование выполнения пластического тренинга. Освоение техники релаксации.
в). Импровизация.
Задачи:
Самостоятельный подбор свободных естественных движений под музыку различного характера на определенную тему. Освоение подражательных движений, игр под музыку.
5. Классы: 1д, 1е, 1ж, 2е, 2ж, 2з, 2и, 3г, 3д, 3е, 3ж, 4в, 4е, 4ж, 5ж, 6д занимаются по планам своих возрастных групп, но процесс освоения материала увеличивается во временных рамках для его качественной наработки. Образная форма подачи учебного материала дает благоприятный эмоциональный настрой. В работе с детьми этих классов возникает необходимость неоднократных повторов тематики занятий.
6. Классы: 10г, 10ж, 10с, 10д работают по индивидуальным планам для каждого возраста и уровня психо - физических особенностей ребенка.
Главной целью и задачей в работе с этой группой является создание благоприятного психо - эмоционального фона с помощью средств ритмики, пластики и музыки для ритмико – интонационной стимуляции коры головного мозга. Это позволяет использовать возможности остаточного слуха для формирования рече – двигательной кинестезии (речевые и двигательные навыки после неоднократных тренировок).
На занятиях в основном используется:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами и игрушками.
4. Изображение птиц, животных по показу педагога, с помощью игрушек, детских картинок.
5. Освоение свободного движения под четко ритмически доступную музыку.
6. Свободная передача сильных и слабых долей такта притопами, хлопками и другими формами движения.
Отслеживание результатов (мониторинг).
1.В конце каждой четверти проводятся контрольные занятия, которые включают в себя тестовые задания на основе пройденного материала в данной четверти по всем разделам программы:
- ритмико-гимнастические упражнения;
- пластический тренинг;
- игры под музыку, импровизации, движения на музыкальную и словесную темы.
2.После чего оформляется таблица оценивания динамики усвоения материала и развития воспитанника, где указаны:
1.Перечень параметров: двигательные действия, техника движения, музыкально-ритмическая координация, фиксация внимания.
2.Нулевой, промежуточный, контрольный срезы.
3.Обозначение значками уровня усвоения материала: слабый, средний, нормальный.
4.По результатам контрольных уроков и с помощью таблиц составляется аналитическая справка, где отражаются, систематизируются полученные результаты, делаются выводы для дальнейшей успешной работы с воспитанниками.
Отрицательные результаты являются сигналом для разработки других методов работы с данным воспитанником.
2. Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. Издательство «Глобус», 2009.
3. Е. В. Васина, Е. Л. Савченко, сборник программ художественно-эстетического образования: история хореографического искусства, современный танец, ред. Дизендорф Н. Д. – Челябинск: ООО «Издательство Рекпол», 2008.
4. Видеодиски «Уроки ритмики». Автор: учитель ритмики Семенкова Л. Ю..
5. Видеодиски «Уроки хореографии». Авторы: Е. В. Васина, Е. Л. Савченко.
Календарно-тематическое планирование.
1-й год обучения: 1а, 1б, 1в, 1г, 1д, 1е, 1ж.
Количество часов в неделю – 1 час.
Количество часов в год – 33 часа.
№
Тема
Содержание
Дата
Вид контроля
Характеристика деятельности учащихся
Корректировка часов
I четверть
1.
Ритмика.
Введение в специализацию по всем разделам.
2.
Ритмика.
Гимнастика.
Игра «Эстафета».
Ритмичный шаг под музыку.
Разогрев под музыку.
Тренировка слухового внимания.
Осваивать упражнения для разогрева мышц.
Выполнять команды учителя.
3.
Ритмика.
Гимнастика.
Игра «Эстафета».
Закрепление пройденного материала.
Выполнять правильно гимнастические упражнения.
4.
Ритмика.
Гимнастика.
Определение характера музыкальных фраз и воплощение в движение.
Разогрев, тренировка.
Определять характер музыкальной фразы.
Осваивать технику гимнастических упражнений.
5.
Ритмика.
Пластика.
Закрепление навыка выразительно и ритмично выполнять упражнения.
Разучить упражнения для рук.
Выполнять ритмические и пластические комплексы упражнений.