Рефлексивное отношение к курсу "Метапредметный подход в образовании"
Ответов - 19
вт, 22/10/2013 - 09:33
Кирилл Владимирович Сапегин
На сайте с: 19/02/2009
Баллы: 691
Уважаемые коллеги!
В качестве рефлексивного отношения к курсу, посвященного реализации метапредметного подхода в образовании в условиях введения ФГОС ООО, давайте поразмышляем над следующими вопросами в этом форуме:
· Изменилось ли Ваша позиция в ходе курса (восприятие метапредметов, идеи индивидуализации образовательного процесса, прорывных детско-взрослых проектов и др.): «да», нет», «отчасти», почему?
· Что, наш взгляд, может стать предметом дальнейшей проработки в рамках самообразования или совместно с другими коллегами?
· Какие важные вопросы остались за бортом? Какие сомнения требуют комментариев?
· Что хочется сказать (опубликовать) на тему: «Как я прослушал очередной курс»…
Рефлексивное отношение к курсу "Метапредметный подход в образовании".
Метапредметный подход в образовании был всегда. Для учителя физики, например, всегда было важным, в первую очередь, развивать логику у школьника, умение работать с графиками, ориентироваться в море информации, решать физические задачи, делать вычисления, уметь работать с приборами, знать как измерить величину, в чём её можно измерить и т.д.. Понравился метапредмет "Задача" (видиосюжет).
Я считаю, что не обязательно выделять для развития какого-либо метапредмета целый урок, метапредмет можно развивать и во время урока, а методы и методики для развития метопредмета должны быть индивидуальными и зависеть от личности учителя.
Спасибо, курс интересный, заставил размышлять, где-то соглашаться, а где-то оставаться при своём мнении.
Интересно в этом свете, насколько предметный материал сопротивляется метапредметным смыслам? Т.е. заставляет увязнуть в содержании темы или задачи ("сюжет забрал", а за ним иронию автора не увидел и т.п.)... Например, в чем ценность "работы с приборами"...? Сложно устроен? Как-то действует? Функционален? Формирует представление о каком-то культурном образце, феномене, идее?...
Комментарий был изменен с момента создания (KSapegin, чт, 21/11/2013 - 23:05).
Кирилл Владимирович и коллеги, доброго времени суток!
О метапредметности впервые задумалась много лет назад, в течение года активно эту проблему обсуждаем на курсе...
Изменилась ли моя позиция? Конечно, ДА! А может я сделала лишь маленький шажок в осмыслении этого вопроса?
Для меня метапредметность означает универсальность, интегральность и инструментальность человеческого знания. Но знание базируется на информации.
Более того, соглашусь с мнением А.И. Берга, что самая общая характеристика сути деятельности людей заключается в сборе и переработке информации. Как учитель информатики подчеркну, что человек - житель информационного общества, а научно-технический прогресс предоставляет человечеству новые возможности. Но ни одна информационная революция не снимает актуальности задачи научить ребёнка "мыслительной переработке" информации!
Анализируя подходы Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, А.Г. Асмолова, а также базируясь на дискуссии во время занятий и собственные теоретические размышления, хочу предложить следующую идею.В основу метапредметного подхода необходимо положить метапредмет 1 уровня - "информация", который должен стать сквозной линией. Метапредметы 2 уровня создаются с целью освоения разнообразных способов и инструментов работы с информацией (примеры метапредметов мы увидели на курсе, да и сами неплохо "педагогически пофантазировали"). А при изучении традиционных школьных предметов и при соорганизации образовательных событий необходимо создавать такие условия, в которых учащиеся выстраивают собственное понимание и обогащают собственный опыт на конкретном предметном содержании.
Может об этом и стоит помыслить, поговорить?
Рассматривая метапредметный подход как "философскую идею", приходишь к выводу, что задача учителя-практика заключается в том, чтобы на предметном содержании базовых или специфических школьных предметов продемонстрировать законы развития человеческой мысли и этапы развития знания. Если о метапредметном подходе говорить на инструментальном уровне, то необходимо создавать условия для деятельностного освоения учениками разнообразных способов и инструментов "сбора и переработки" информации. Важно, чтобы школьники учились создавать собственный информационный продукт (во внутреннем плане и внешнем).
Возможно это позволит перейти от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности...
Что за бортом? ОКЕАН... океан мыслей и проблем, считаю, что необходимо время для осмысления ворпросов, которые рассматривали на занятиях, ну и поиска вектора приложения сил для практических шагов.
Мы - Модулина О.Б. и Карастелина С.В. - три года работаем по проблеме развития метапредметных умений школьников в ИКТ-насыщенной среде, есть желание поделиться некоторыми заметками на полях...
В завершении: "Я не прослушала очередной курс!". Я пыталась размышлять!
В свое время, в должности учителя, мне довелось вести в старшей школе курс формальной логики. Тогда для меня было своего рода открытием, что практически в каждой учебной дисциплине мы пользуемся законами логики, только на своем предметном содержании. Я убеждена именно этот курс заметно расширил мои представления о теории знаний вообще, о подходах к исследованию и обоснованию выводов и т.п. На мой взгляд, в этом и должна заключаться метапредметность. Пройденные курсы подтвердили и укрепили эту позицию. Поиск того содержательного материала, на котором можно сформировать у детей универсальные способы действий, и организация его подачи для освоения детьми – вот та нелёгкая задача, которая ложится на плечи педагога (коллектива), которая поставлена новыми стандартами. Да, школа Громыко предложила некоторые готовые решения. Но для рядового учителя они достаточно сложны и трудоемки. Такие практики затрагивают перестройку деятельности всего образовательного учреждения и будут успешны, если есть группа энтузиастов, способная уйти от классно-урочной системы, обучения детей, которые сидят «стройными рядами», которые работаю на ЕГЭ не по принципу натаскивания, а по принципу осмысленного действия. Считаю, что подобная программа дает в руки конкретному педагогу-практику изменить свой конкретный подход к организации учебного процесса, изменить свою позицию и несколько шире взглянуть на свой предмет, по-другому включить детей в процесс его изучения.
Очень интересны и важны все темы программы.
Думаю, что в рамках курсовой подготовки педагогов было бы целесообразно выбрать одну из тем, изучение которой можно было организовать через идеи метапредметности, создать такие условия, чтобы тема была предложена к изучению в нескольких маршрутах. Педагог должен сам побыть в роли ученика достигающего не только предметный, но и метапредметный результат. Чтобы научиться плавать – надо плавать!
Пока есть большое сомнение, что педагог сможет справиться с задачей достижения метапредметных результатов у детей самостоятельно. Необходима большая помощь со стороны специалистов, создание новой дидактики, накопление программ метапредметных курсов. Успешность будет достигнута такими коллективами, где смогут сломать межпредметные границы и найдут объединяющее начало, выделят те способы деятельности, которые независимо от содержания работают на успех. Вот тогда и успех стандарта будет достигнут. При этом, безусловно, и форма урока качественно изменится.
На счет плавать не в одиночку - идея очень верная. Неслучайно коллеги из НИИ Громыко всегда пытаются работать командно, организовывать "антропологические консилиумы". В нашем случае перспективно разрабатывать, пробовать проводить, обсуждать, корректировать тремя и более специалистами междисциплинарные программы междисциплинарных занятий (образовательные события, метапредметные недели, модули программ для каникулярных погружений и т.п.)
Моя позиция, после посещения курса, изменилась и стала несколько другой, причем где то на подсознательном уровне. Я обеими руками «за» введение метапредметов и более чем уверена, что это даст определенные результаты. Обособленность разных учебных предметов друг от друга досталась нам в наследство еще от XVII века и с этого времени мало что изменилось. Учащийся с трудом связывает для себя систему понятий одного учебного предмета с системой понятий другого. Введение метапредметного подхода – это попытка осторожно, постепенно развернуть образование навстречу новым потребностям, решить проблему разобщенности оторванности друг от друга разных научных дисциплин.
Предметом дальнейшей проработки с коллегами я вижу проектирование метапредметных курсов (было придумано и предложено много вариантов) и их апробацию на практике.
Важный вопрос: как это сделать? Кто поможет разобраться, на правильном ли пути движется команда разработчиков?
В заключении хочу сказать, что проблема кроется в непонимании педагогами сущности и принципов метапредметного подхода, значит нужно способствовать развитию этого понимания, причем в глобальном масштабе, ведь « кадры решают все».
Для меня понятие метапредметы было очень "туманное". Чем больше читаешь, тем больше запутываешься, столько противоречивых мнений. В ходе курса мое мнение изменилось, особенно после посещения семинара в Тутаеве. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сейчас я понимаю, что нужно делать дальше, внедряя метапредметный подход в школе. Если провести аналогии с тем, что ты делал раньше, оказывается, что все новое - это хорошо забытое старое, или, по крайней мере, частично новое.
Проектной деятельностью я занимаюсь давно со старшеклассниками. Очень интересный получился интегрированный проект "Яблоко через призму предметов" (химия, биология, математика, литература, английйский). В гимназии ежегодно проводятся "Праздник мысли" и "Малые дельфийские игры", на которых выступают ученики всех возрастов со своими исследовательскими работами. Но привлекались дети по желанию и не было охвата всех учеников. Организация проектной деятельности для каждого пятиклассника - новый для нас опыт.
Спецификой работы в гуманитарной гимназии является связь с литературой и искусством. Я использую фрагменты научно-популярной и художественной литературы на любо этапе урока. Литературные сюжеты становятся либо источником химического знания, либо основой заданий, увлекательным вводом в тему. Что это как не использование метапредметного подхода на уроках.
В рамках преемственности обучения, учителя средней школы ( и я в том числе) осваивают технологии образовательной системы "Школа 2100". Програмы по предметам разработаны с учетом новых требований, т.е. направлены на формирование всех групп образовательных результатов.
Не совсем понятным остался вопрос - как измерить "приращения" в развитии ребенка?
Н.Э.Милаш, заместитель директора гимназии № 18 г. Рыбинска
На курсах в основном были представлены и рассмотрены идеи реализации метапредметного подхода в образовании. Генри Форд сказал: «Сами по себе идеи ценны, но всякая идея, в конце концов, только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически». Поэтому считаю, что предметом дальнейшей проработки в рамках самообразования или совместно с коллегами должно стать освоение метапредметных технологий и их применение в образовательном процессе с последующей рефлексией и анализом полученных результатов.
А в целом курс действительно полезный. Метапредметный подход — это пока не совсем привычное понятие в работе учителя… Поэтому самое трудное при реализации новых образовательных стандартов — это изменение мировоззрения педагога, его подходов к проектированию урока, к организации внеурочной деятельности в условиях метапредметного подхода. Для этого необходима серьезная подготовка учителей, т.е. для методиста УМО впереди целый фронт работы.
По мере того, как происходило обучение на обсуждаемом курсе, мое восприятие метапредметного подхода изменялось, корректировалось, приобретало некоторую форму. Поэтому я могу для себя сделать следующие выводы. Во-первых, очевидно, что метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно. Во-вторых, я уяснила для себя, что значит интеграция с позиции метапредметного подхода. Учебные программы по предметам, программы дополнительного образования, программы внеурочной деятельности… А теперь ещё и метапредметы? А как же перегруженность детей? Вот здесь и возникает вопрос, связанный с интеграцией. Но при метапредметном подходе – эта интеграция не та, что предполагает изучение одной и той же темы или факта путём кооперирования разных предметов (например, музыки и изобразительного искусства). Это интеграция, при которой осваиваются некоторые универсальные принципы и некоторые общие, универсальные стратегии познания.
Но с другой стороны, важно не забить головы учеников набором ненужных сведений и предметов, а найти то главное содержание, которое бы было связано и с действием, и с реальной работой мышления, и с коммуникацией. А вот как осуществлять вытекающий отсюда так называемый системомыследеятельностный подход - может стать предметом дальнейшей проработки в рамках самообразования или совместно с другими коллегами.
Вовлечение школьников в проектную и исследовательскую деятельность, по моему – это яркий пример метапредметного подхода к обучению, так как здесь реализуются все этапы метапредметного подхода: актуализация, Целеполагание, проблематизация, осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Рефлексия. А как важно школьнику осознавать, что его исследования кому-то пригодятся: для семьи, для школы или просто для себя, для одноклассника, для друга. Метапредметный подход позволит школьнику осознанно подходить к образовательному процессу.
В наших школах учатся самые разные дети, кто-то лучше, кто-то слабее, но это на наш взгляд. Ведь мы знаем, что природа сотворила каждого ребенка индивидом, каждый одарен по своему. И мне кажется, что использование метапредмета в школе, как раз развивает его индивидуальность, его неповторимость, потому что чем чаще теорию мы сталкиваем с надпредметом, тем деятельность школьника становится более продуктивной, тем больше он развивается всесторонне, как личность, а в этом мы видим свою главную задачу.
Спасибо за интересный курс, нестандартность преподавания, за то, что Вы заставили остановиться и задуматься над довольно сложной и интересной темой.
Уважаемые коллеги!
В качестве рефлексивного отношения к курсу, посвященного реализации метапредметного подхода в образовании в условиях введения ФГОС ООО, давайте поразмышляем над следующими вопросами в этом форуме:
· Изменилось ли Ваша позиция в ходе курса (восприятие метапредметов, идеи индивидуализации образовательного процесса, прорывных детско-взрослых проектов и др.): «да», нет», «отчасти», почему?
· Что, наш взгляд, может стать предметом дальнейшей проработки в рамках самообразования или совместно с другими коллегами?
· Какие важные вопросы остались за бортом? Какие сомнения требуют комментариев?
· Что хочется сказать (опубликовать) на тему: «Как я прослушал очередной курс»…