Уважаемые коллеги, здравствуйте! Предлагаю текст контрольной работы для 10 класса ( по типу заданий B).
Контрольная работа. 10 класс
Комплексный анализ текста
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Душный полдень, где-то только что бухнула пушка — мягкий, странный звук, точно лопнуло огромное гнилое яйцо. (2) В воздухе, потрясённом взрывом, едкие запахи города стали ощутимее, острей пахнет оливковым маслом, чесноком, вином и нагретой пылью.
(З) Жаркий воздух южного дня, покрытый тяжёлым вздохом пушки, на секунду прижался к нагретым камням мостовых и, снова вскинувшись над улицами, потёк в море широкой мутной рекой.
(4) Город празднично ярок и пёстр, как богато расшитая риза священника; в его страстных криках, трепете и стонах богослужебно звучит пение жизни. (5) Каждый город — храм, возведённый трудами людей, всякая работа молитва Будущему.
(6) Солнце — в зените, раскалённое синее небо ослепляет, как будто из каждой его ТОЧКИ на землю, на море падает огненно-синий луч, глубоко вонзаясь в камень города и воду. (7) Море блестит, словно шёлк, густо расшитый серебром, и, чуть касаясь набережной сонными движениями зеленоватых тёплых волн, тихо поёт мудрую песню об источнике жизни и счастья солнце.
(8) Пыльные, потные люди, весело и шумно перекликаясь, бегут обедать, многие спешат на берег и, быстро сбросив серые одежды, прыгают в море, — смуглые тела, падая в воду, тотчас становятся до смешного маленькими, точно тёмные крупинки пыли в большой чаше вина.
(9) Шёлковые всплески воды, радостные крики освежённого тела, громкий смех и визг ребятишек — всё это и радужные брызги моря, разбитого прыжками людей, вздымается к солнцу, как весёлая жертва ему.
(По М. Горькому)
1. В каком предложении даётся обобщённая характеристика города?
1) 3 3) 6
2) 4 4) 9
2. Определите стиль текста.
1) научно-популярный
2) публицистический
художественный
4) деловой
3. Определите тип речи текста.
1) рассуждение
2) повествование и рассуждение
3) творческое описание
4) рассуждение и описание
4. Определите способ образования слова МНОГИЕ (предложение 8)
__________________________________________________
5. Из предложений 4—5 выпишите слово, образованное путём сложения.
__________________________________________________
6. Определите способ образования слова РАДУЖНЫЕ (предложение 9).
_________________________________________________
7. Определите способ образования слова ЗАПАХИ (предложение 2).
__________________________________________________________________
8. Из предложений 5—6 выпишите слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.
__________________________________________________________________
9. Из предложения З выпишите деепричастие.
_____________________________________________________
10. Из предложений 1—2 выпишите прилагательное в сравнительной степени.
__________________________________________________________________
11. Из предложений 3—4 выпишите прилагательные в краткой форме.
__________________________________________________
12. Из предложения 8 выпишите наречие, которое необходимо отличать от существительного с предлогом.
__________________________________________________________________
13. Из предложения 6 выпишите наречие.
__________________________________________________________________
14. Из предложений 4—5 выпишите наречие, которое относится к причастию.
__________________________________________________________________
15. Из предложений 3—4 выпишите наречие, которое относится к деепричастию.
_________________________________________________________________
16. Какой частью речи является слово РАСШИТЫЙ (предложение 7)?
_________________________________________________________________
17. Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ, зависимое слово в котором выражено местоимением.
_________________________________________________________________
18. Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ, оба слова в котором выражены местоимениями.
________________________________________________________________
19. Из предложения 7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ, главное слово в котором выражено глаголом.
_________________________________________________________________
20. Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ, оба слова в котором выражены глаголами.
_________________________________________________________________
21. Определите тип связи слов в словосочетаниях, входящих
в обособленное определение предложения 9.
________________________________________________________________
22. Среди предложений 3—6 найдите сложное бессоюзное предложение, все главные члены которого выражены существительными. Укажите номер предложения.
________________________________________________________________
23. Среди предложений 7—9 найдите простое предложение с однородными членами и обобщающим словом при них. Укажите номер предложения.
_________________________________________________________________
24. Среди предложений 1—5 найдите простое предложение. Укажите номер предложения.
__________________________________________________________________
25. Среди предложений 6—9 найдите предложение с тремя деепричастными оборотами. Укажите номер предложения.
_________________________________________________________________
26. Из предложений 1—5 выпишите назывное предложение, входящее в состав сложного бессоюзного предложения.
__________________________________________________________________
27. Из предложения 7 выпишите пример метонимии.
__________________________________________________________________
28. Какие ТРИ из перечисленных средств выразительности использованы в данном тексте?
1) сравнение
2) анафора (единоначатие)
З) эпитеты
4) риторическое восклицание
5) ряды однородных членов
29. Какие ТРИ из перечисленных средств выразительности использованы в предложении 3?
1) сравнение
2) олицетворение
З) эпитеты
4) фразеологизм
5) метафора
30. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Выскажите своё мнение о содержании текста, своё эмоциональное отношение к созданному автором описанию.
Оцените речевое оформление текста: отметьте наиболее яркие языковые средства, позволившие автору нарисовать живописную картину.
|