Программа факультатив для подготовки к единому государственному экзамену
Submitted by Лариса Ивановна Жупанская on Sat, 23/05/2009 - 11:14
Пояснительная записка
Программа факультатива составлена на основе пособий для подготовки к единому государственному экзамену (Ростов на Дону, Феникс, 2006 г.)
Пособие предназначено для выпускников средних учебных
заведений и абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения.
Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий и
наилучшим образом подготовиться к единому государственному экзамену и централизованному тестированию.
Задачей факультатива является:
краткое изложение основ биологии, повторение всего объемного теоретического материала, дающего представление об этой науке;
приобретение навыка в решении тестовых заданий;
на примере выполнения творческих заданий изучение дополнительной литературы, с целью приобретения знаний выходящих за пределы базового уровня требований к подготовке выпускника.
В настоящее время вышло и выходит в свет большое количество разнообразных учебников и пособий, в которых рассматриваются теоретические вопросы. Безусловно, для того,
чтобы качественно подготовиться и продемонстрировать отличные и хорошие знания любого предмета, необходимо много работать над учебной и дополнительной литературой.
Предлагаемый курс содержит информацию по всем четырем разделам школьной программы. В общей сложности в пособии содержится более 900 заданий, на каждое из которых
даны ответы. Задания несколько отличаются по уровню сложности друг от друга, для
решения некоторых вопросов требуются глубокие знания.
Материал в настоящем пособии расположен в соответствии с основными разделами и главами программы для поступающих в вузы. Объем заданий соответствует объему того или иного раздела биологии и значению заданий. Так, например, вопросов из раздела «Основы цитологии», «Генетика и селекция организмов» гораздо больше, чем аналогичных вопросов из разделов «Происхождение человека», «Основы учения о биосфере» и т.д. Это, конечно, не означает, что разделы «Происхождение человека» и «Основы учения о биосфере» менее значимы, но по объему теоретического материала они значительно уступают. На каждом занятии даётся сжатая теоретическая информация. Безусловно, она не содержит всего объема фактического материала, встречающегося в тестовых заданиях (это просто невозможно), но позволяет вспомнить некоторые общие положения программы. Кроме того, в системе ЕГЭ предусмотрены задания варианта «С», отвечая на которые нужно приводить развернутые ответы. В конце книги даны смешанные итоговые задания, охватывающие все разделы биологии и включающие 3 уровня заданий: А (вопрос и варианты ответов), В (необходимо написать название термина или описать явление, решить задачу) и С (необходимо привести развернутый, по возможности полный ответ).
Примерная программа по биологии для поступающих в высшие учебные заведения.
Раздел 1. Растения, бактерии, грибы
Ботаника — наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие и распространение на Земле. Значение растений в природе и жизни человека.
Понятие о тканях у растений. Виды тканей: образовательные, покровные, проводящие, механические, основные. Классификация отдельных видов тканей. Характеристика строения
растительных клеток. Функции тканей.
Вегетативные органы растений. Понятие о побеге. Части побега, их морфологическая характеристика и функции. Почка — зачаточный побег. Типы почек по местоположению и строению. Строение вегетативной почки. Ветвление побега, типы ветвления. Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их строение и хозяйственное значение. Лист — его определение и функции. Листья простые и сложные. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок, основания, прилистники). Строение листовой пластинки (форма, край, жилкование, опушение). Типы жилкования и их характеристика. Виды сложных листьев. Микроскопическое (анатомическое)
строение пластинки листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Видоизменения листьев. Стебель — его определение и функции. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его
функциями. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Корень, его определение и функции. Внешнее строение корней. Виды корней, типы корневых систем. Зоны корня, их
характеристика. Внутреннее строение корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Видоизменения корня, внешнее строение и происхождение, значение в природе и жизни
человека. Вегетативное размножение цветковых растений: видоизмененными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививкой. Биологическое и хозяйственное значение
вегетативного размножения.
Половое размножение и органы полового размножения v цветковых растении. Цветок — его значение в размножении. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник, тычинки, пестик. Характеристика частей цветка. Строение тычинки и пестика. Цветки однополые, обоеполые. Соцветия, их строение и биологическое значение. Простые и сложные соцветия, их характеристика. Опыление у цветковых растений. Типы опыления. Самоопыление. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Оплодотворение у цветковых растений, механизм, значение. Плоды, их определение и строение. Классификация
плодов. Сочные и сухие плоды, их типы, строение. Семена, их образование. Строение семян на примере двудольного (фасоль) и однодольного (пшеница) растений. Химический состав семян. Условия прорастания семян. Значение плодов и семян в природе и жизни человека.
Систематика растений. Элементарные понятия о таксономических категориях — виде, роде, семействе, классе, отделе.
Водоросли — общая характеристика, классификация, среда обитания, строение тела, способы размножения, представители. Одноклеточные водоросли (хлорелла, хламидомонада): их строение, особенности жизнедеятельности. Нитчатые водоросли (спирогира, улотрикс). Морские бурые и красные водоросли: среда обитания, строение, размножение, представители. Значение водорослей в природе и хозяйственной деятельности. Отдел моховидные. Среда обитания, строение, размножение
кукушкина льна. Мох сфагнум — особенности его строения.. Отделы хвощевидные, плауны. Среда обитания, строение, размножение. Отдел голосеменные. Общая характеристика, классификация, среда обитания, строение тела, способы размножения, представители. Отдел покрытосеменные (цветковые). Характерные черты цветковых, как наиболее совершенной группы растений, господствующей в современной флоре. Классы двудольные и однодольные, их характерные признаки. Класс двудольные — характеристика, отличительные признаки, представители и их значение. Класс однодольные, характеристика семейств лилейные и злаковые (распространение, жизненные формы, особенности строения цветков, плодов, вегетативных органов, представители, значение). Охрана растений.
Царство грибы. Общая характеристика грибов (классификация, среда обитания, строение, питание, размножение, представители). Шляпочные грибы, их строение, питание, размно-
жение. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы (мукор, пеницилл), их строение, питание, размножение, значение. Использование для получения антибиотиков. Дрожжи; строение, размножение, особенности жизнедеятельности. Грибы — паразиты человека, животных и растений. Симбиоз грибов с высшими растениями (микориза) и водорослями (лишайник).
Лишайники, их строение, питание, размножение. Роль в природе и жизни человека.
Бактерии. Морфологическая классификация бактерий.
Строение клетки бактерий. Жизнедеятельность и размножение. Распространение в природе. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве, промышленности.
Раздел 2. Животные
Зоология — наука о животных. Многообразие животного мира. Классификация животных (понятие о виде, роде, семействе, отряде, классе, типе). Значение животных в природе и жизни человека. Черты сходства и отличия животных и растений. Охрана животных.
Тип простейшие. Общая характеристика типа. Представители простейших: амеба обыкновенная, эвглена зеленая, инфузория-туфелька; их среда обитания, особенности строения,
движения, питания, выделения, размножения. Малярийный плазмодий — возбудитель малярии, его цикл развития. Меры предупреждения заражения и борьбы с возбудителем и пере-
носчиками. Значение простейших в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные — общая характеристика. Строение, образ жизни и размножение кишечнополостных на примере гидры обыкновенной. Симметрия тела, двухслойность стенки
тела. Понятие о раздражимости. Строение медузы. Сравнительная характеристика полипа и медузы. Морские кишечнополостные: среда обитания, строение, образ жизни. Коралловые полипы и актинии. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Тип плоские черви, их общая характеристика. Строение, образ жизни, размножение на примере печеночного
сосальщика. Приспособления к паразитизму. Многообразие
паразитических червей — бычий цепень, эхинококк. Циклы развития, Меры, предупреждающие заражение. Тип круглые черви: общая характеристика. Аскарида человеческая — среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Цикл развития. Предупреждение от заражения. Многообразие круглых червей.
Тип кольчатые черви, общая характеристика, систематика,
многообразие видов, среда обитания. Дождевой червь: его внешнее и внутреннее строение, образ жизни, размножение, развитие, регенерация. Особенности среды обитания дождевого червя. Значение дождевых червей в процессе почвообразования и
повышения плодородия почв. Тип моллюски, общая характеристика типа. Особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни, размножения на примере виноградной улитки,
прудовика, беззубки. Среда обитания моллюсков. Морские моллюски: гребешок, жемчужница, осьминоги, кальмары. Многообразие моллюсков. Значение в природе и в жизни человека.
Тип членистоногие: общая характеристика, образжизни, особенности строения и размножения самого крупного типа в царстве животных. Класс ракообразные: средаобитания, внешнее и внутреннее строение,
Значение ракообразных. Класс паукообразные, Класс насекомые: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, значение.
Тип хордовые, общая характеристика типа, среда обитания,
многообразие и значение хордовых в природе и в жизни человека. Класс ланцетники. Ланцетник, среда обитания, особенности строения как низшего хордового, образ жизни. Научное
значение ланцетников. Класс рыбы. Особенности строения, размножения и образа жизни на примере речного окуня: скелет, мускулатура, кровеносная и дыхательная системы, пище-
варительная и выделительная системы, половая система. Приспособления к жизни в водной среде. Многообразие рыб: хрящевые и костные рыбы. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и рыболовство. Класс земноводные, общая характеристика. Лягушка: внешнее и внутреннее строение, среда обитания, процессы жизнедеятельности, особенности размножения и развития. Строение головастика, метаморфоз. Класс пресмыкающиеся, характеристика класса на примере ящерицы. Приспособления пресмыкающихся к наземному образу жизни.
Многообразие пресмыкающихся: черепахи, чешуйчатые (ящерицы, змеи), крокодилы, клюврголовые. Эволюционное развитие пресмыкающихся. Ископаемые формы, динозавры. Класс
птицы: общая характеристика, систематика, среда обитания,
приспособления птиц к полету. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессы жизнедеятельности, поведение, образ жизни на примере голубя. Строение пера птицы. Многообразие птиц: пингвины, страусы, голенастые, курообразные, гуси, сообразные, дневные хищники, совы, попугаи, ржанкообразные. Значение птиц в природе и в жизни человека.
Класс, млекопитающие (звери). Характеристика яйцекладущих, сумчатых и
плацентарных млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности, размножения и развития на примере кролика. Многообразие отрядов млекопитающих, и значение в природе. Домашние животные — млекопитающие. Скотоводство и звероводство. Промысловые виды млекопитающих. Охрана млекопитающих, Красные книги.
Раздел 3. Человек и его здоровье
Анатомия, физиология и гигиена — науки, изучающие биологические особенности человека. Основные органы и системы органов человека. Понятие о тканях. Типы тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная), их строение
и свойства. Понятия о нервной и гуморальной регуляции деятельности органов. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Строение, состав и
рост костей. Соединение костей: неподвижное, полуподвижное, подвижное. Мышцы, их строение и функции. Мышечная система человека. Нервная регуляция деятельности мышц. Работа мышц. Утомление. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость,
лимфа. Относительное постоянство внутренней среды организма. Гомеостаз. Кровь, функции крови. Состав крови: плазма,
форменные элементы. Плазма, ее химический состав и функции. Форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты — их строение и функции. Свертывание крови. Иммунитет и его виды. Роль трудов И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Группы крови, переливание крови и его
значение.
Кровообращение. Функции органов кровообращения. Сердце, его строение и работа. Сосуды (артерии, вены, капилляры), их строение и функции. Большой и малый круги кровообращения. Кровяное давление и скорость движения крови в различных участках кровяного русла. Пульс, его определение. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний.
Дыхание. Функции органов дыхания. Строение и функции
воздухоносных путей (носовая полость, носоглотка, гортань,
трахея, бронхи). Голосовой аппарат. Строение и функция легких. Механизм дыхательных движений. Жизненная емкость легких. Газообмен в легких и тканях. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания.
Пищеварение. Функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты, их роль в переваривании пищи. Отделы пищеварительного канала: ротовая полость, глотка, пищевод,
желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка. Начальный этап обработки пищи в ротовой полости. Строение зуба, зубная система человека. Гигиена ротовой полости.
Пищеварение в желудке и кишечнике. Печень, желчный пузырь поджелудочная железа. Пищевой рацион. Гигиена питания.
Выделительная система. Органы выделительной системы:
почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, их строение и физиологические функции. Строение нефрона. Мочеобразование: первичная и вторичная моча. Нервная
и гуморальная регуляция работы выделительной системы.
Обмен веществ и энергии, общие представления об ассимиляции и диссимиляции. Обмен белков, углеводов, жиров. Роль печени в обмене веществ. Вводно-солевой обмен, значение воды
и минеральных элементов. Витамины, основные авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Обмен энергии. Теплообмен, регуляция процессов обмена веществ и энергии.
Кожа. Строение и функции кожи. Кожные железы: потовые и сальные, их строение. Потоотделение. Роль кожи в процессах выделения и теплообмена. Строение и рост волоса. Гигиена органов кожи.
Эндокринная система, строение и функции эндокринных желез. Значение эндокринной системы для регуляции физиологических процессов. Гормоны, их типы по химической природе. Основные гормоны, железы, которые их вырабатывают, физиологический эффект. Основные гормональные заболевания и нарушения.
Нервная система. Организация нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная, симпатическая и парасимпатическая. Природа нервного импульса, возбуждение и торможение. Передача нервного импульса, синапсы, рефлекторная дуга. Понятие о нервных центрах.
Центральная нервная система: спинной и головной мозг, их
строение, функции. Анализаторы: строение зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, осязательного анализаторов. Учение о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Мышление, память, эмоции и речь. Понятие о сигнальных системах. Сон. Гигиена нервной деятельности.
Размножение. Строение мужской и женской половой системы. Половое созревание. Гигиена юноши и девушки. Развитие половых клеток, оплодотворение. Беременность и роды.
Гигиена новорожденного. Вред алкоголя, табакокурения, наркотиков.
Раздел 4. Общая биология
Общая биология — система наук, изучающих основные закономерности живой природы. Значение биологии для медицины. (сельского хозяйства, промышленности. Основные признаки живого. Уровни организации жизни. Возникновение жизни на Земле.
Теория эволюции. Краткие сведения о додарвиновском периоде развития эволюционной теории. Работы К. Линнея, Ж.Б. Ламарка. Основные положения эволюционной теории Ч. Дар-
вина. Вид. Критерии вида. Популяция — единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Наследственность, изменчивость. Борьба за существование, ее формы. Роль борьбы за
существование в эволюции. Естественный отбор, его формы.
Искусственный отбор. Возникновение в процессе эволюции приспособлений. Относительный характер приспособлений. Понятие о микроэволюции. Процесс видообразования. Экологическое и географическое видообразование. Понятие о макроэволюции. Доказательства эволюции органического мира. Данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, биогеографии. Главные направления эволюции: биологический
прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптапия, общая дегенерация, их соотношение. Развитие органического мира на Земле. Основные эры и периоды, их характеристика.
Происхождение человека. Доказательства происхождения
человека от животных. Древнейшие, древние и ископаемые
люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство. Критика расизма и социального дарвинизма.
Основы цитологии. Основные положения клеточной теории. Прокариотическая и эукариотическая клетки. Структурные компоненты эукариотической клетки. Цитоплазматическая мембрана, цитоплазма и ядро, их строение и функции.
Органоиды клетки: митохондрии, эндоплазматический ретикулум, комплекс Гольджи, лизосомы, рибосомы, клеточный центр, их строение и функции. Клеточная оболочка, пластиды: вакуоли в клетке растений, их строение и функции. Сходства и различия между растительными и животными клетками. Химическая организация клетки. Содержание и значение
химических элементов. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты,
АТФ), их строение и роль в жизнедеятельности клетки. Обмен
веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен, его стадии в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез: световая и темновая фазы. Хемосинтез. Реакции матричного
синтеза: биосинтез белка и репликация ДНК. Генетический код,
законы кода. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика заражения СПИДом.
Размножение и индивидуальное развитие. Деление клетки и его значение. Клеточный цикл. Подготовка клетки к делению. Хромосомы, их строение и функции. Типы деления клеток. Митоз и мейоз, фазы, биологическое значение. Бесполое размножение организмов, его сущность. Формы бесполого размножения. Половое размножение животных, его сущность.
Развитие яйцеклеток и сперматозоидов (гаметогенез). Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма, развитие зародыша (на примере хордовых). Постэмбриональное развитие.
Основы генетики и селекции. Предмет, задачи и методы генетики. Основные понятия генетики: ген, аллельные гены, альтернативные признаки, гомозигота и гетерозигота, доминантные и рецессивные признаки, фенотип и генотип. Закономерности, установленные Г. Менделем. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления во втором
поколении. Гипотеза чистоты гамет. Промежуточный тип наследования. Цитологические основы. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования наследуемых признаков при дигибридном скрещивании. Цитологические основы независимого наследования признаков. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Генетическое определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Хромосомная теория наследственности. Изменчивость. Норма реакции. Генотипичсская изменчивость и ее формы: комбинативная и
мутационная. Генные, хромосомные и геномные мутации. Причины и частота мутаций. Мутагенные факторы. Экспериментальное получение мутаций. Закон гомологических рядов в
наследственной изменчивости Н.И. Вавилова и его значение.
Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Задачи современной селекции. Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Понятие о биотехнологии. Основные направления биотехнологии.
Основы экологии. Предмет, задачи и методы экологии.
Абиотические и биотические экологические факторы. Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие (лимитирующие) факторы. Основные абиотические факторы (свет,
гемпература, влажность), их влияние на приспособленность организмов. Биотические факторы. Формы взаимодействия между организмами. Деятельность человека как экологический фактор. Понятие о биогеоценозе. Структура и свойства биогеоценозов. Понятие об агроценозе.
Основы учения о биосфере. Биология охраны природы. Биосфера и ее границы. Ноосфера. Биомасса поверхности суши, почвы. Мирового океана. Живое вещество и его функции. Кру-
говорот веществ в биосфере. Проблемы охраны и рационального использования биоресурсов. Формы охраны ландшафтов (заповедники, заказники, национальные парки). Редкие и исчезающие виды. Красные книги.
Тематическое планирование по курсу факультатива по биологии «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс
Наименование
темы
Исполь
зуемая литера
тура
Количе
ство
часов
Конт
роль знаний
Исполь
зование
ИКТ
Дата
Раздел 1.Растения, бактерии, грибы
Раздел Животные
Раздел 3. Человек и его здоровье
Вопросники и сборники тестов по биологии
Интернет-ресурсы
11
11
11+2 ч (резерв)
Решение тестовых заданий
Тестирование
В режиме on-lain
Тестирование
В режиме программы «Репетитор»
Глава I. Растения, грибы, лишайники, бактерии (11 часов)
§ 1 Характеристика растений. Вегетативные органы (корень, почка, стебель, лист). Вегетативное размножение
Тесты для самопроверки
2
Решение тестовых заданий
§ 2. Половое размножение цветковых растений. Органы полового размножения
Тесты для самопроверки
§3. Систематика растений.
Тесты для самопроверки.
2
Решение тестовых заданий
§4. Грибы и лишайники
Тесты для самопроверки
2
Решение тестовых заданий
§5. Бактерии
Тесты для самопроверки
2
Решение тестовых заданий
Ответы на тестовые задания к главе I. Растения, грибы, лишайники, бактерии
3
Тестирование
В режиме on-lain
Тестирование
В режиме программы «Репетитор»
Глава П.Животные (11 часов)
§ 1. Тип простейшие
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 2. Тип кишечнополостные
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 3. Тип плоские черви. Тип круглые черви
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 4. Тип кольчатые черви
Гесты для самопроверки
§5. Тип мягкотелые, или моллюски
Гесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 6. Тип членистоногие.
Гесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 7. Тип хордовые. Класс ланцетники и класс рыбы
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 8. Классы земноводные и класс пресмыкающиеся.
Гесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 9. Класс птицы
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§10. Класс млекопитающие, или звери
Гесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
Ответы на тестовые задания к главе II. Животные
1
Глава Ш.Человек и его здоровье
§ 1. Опорно-двигательная система
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 2. Система органов кожи
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 3. Нервная система
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§4. Кровь и кровеносная система. Лимфатическая система Гесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 5. Дыхательная система
Гесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 6, Пищеварительная система
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 7. Выделительная система
Гесты для самопроверки.
1
Решение тестовых заданий
§ 8. Эндокринная система
Тесты, для самопроверки
1
§9. Органы размножения
Тесты для самопроверки......................
1
Решение тестовых заданий
Ответы на тестовые задания к главе III. Человек и его
здоровье
1
Тестирование итоговое
3
Тестирование
В режиме on-lain
Тестирование
В режиме программы «Репетитор»
Всего: 35 часов
Тематическое планирование по курсу факультатива по биологии «Подготовка к ЕГЭ», 11 класс
I полугодие
Наименование
темы
Исполь
зуемая литера
тура
Количе
ство
часов
Конт
роль знаний
Исполь
зование
ИКТ
Дата
Раздел 1.Растения, бактерии, грибы
Раздел Животные
Раздел 3. Человек и его здоровье
Раздел 4. Общая биология
Вопросники и сборники тестов по биологии
Интернет-ресурсы
5
5
5
20
Решение тестовых заданий
Тестирование
В режиме on-lain
Тестирование
В режиме программы «Репетитор»
Глава I. Растения, грибы, лишайники, бактерии
§ 1 Характеристика растений. Вегетативные органы (корень, почка, стебель, лист). Вегетативное размножение
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 2. Половое размножение цветковых растений. Органы полового размножения
Тесты для самопроверки
§3. Систематика растений.
Тесты для самопроверки.
1
Решение тестовых заданий
§4. Грибы и лишайники
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§5. Бактерии
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
Ответы на тестовые задания к главе I. Растения, грибы, лишайники, бактерии
1
Тестирование
В режиме on-lain
Тестирование
В режиме программы «Репетитор»
Животные
§ 1. Тип простейшие
§ 2. Тип кишечнополостные
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 3. Тип плоские черви. Тип круглые черви
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 4. Тип кольчатые черви
Гесты для самопроверки
§5. Тип мягкотелые, или моллюски
Гесты для самопроверки
Решение тестовых заданий
§ 6. Тип членистоногие.
Гесты для самопроверки
§ 7. Тип хордовые. Класс ланцетники и класс рыбы
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 8. Классы земноводные и класс пресмыкающиеся.
Гесты для самопроверки
§ 9. Класс птицы
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§10. Класс млекопитающие, или звери
Гесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
Глава Ш.Человек и его здоровье
§ 1. Опорно-двигательная система
Тесты для самопроверки
§ 2. Система органов кожи
Тесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
Тестирование
В режиме on-lain
Тестирование
В режиме программы «Репетитор
§ 5. Дыхательная система
Гесты для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
§ 6, Пищеварительная система
Тесты для самопроверки
Решение тестовых заданий
§ 7. Выделительная система
Гесты для самопроверки.
§ 8. Эндокринная система
Тесты, для самопроверки
1
Решение тестовых заданий
Тестирование
В режиме on-lain
Тестирование
В режиме программы «Репетитор
Ответы на тестовые задания к главе III. Человек и его
здоровье
1
Тестирование
В режиме on-lain
Тестирование
В режиме программы «Репетитор
Тестирование итоговое
1
Тестирование
В режиме on-lain
Тестирование
В режиме программы «Репетитор
II полугодие
Наименование
темы
Исполь
зуемая литера
тура
Количе
ство
часов
Конт
роль знаний
Исполь
зование
ИКТ
Дата
Раздел 4. Общая биология
Вопросники и сборники тестов по биологии
Интернет-ресурсы
20
Решение тестовых заданий
Тестирование
В режиме on-lain
Тестирование
В режиме программы «Репетитор»
Глава IV.Общая биология
§ 1. Свойства и уровни организации живой материи. Происхождение жизни
Тесты для самопроверки
2
Решение тестовых заданий
§ 2. Теория эволюции
Тесты для самопроверки
2
Решение тестовых заданий
Тестирование
В режиме on-lain
Тестирование
В режиме программы «Репетитор
§ 3. Происхождение человека
Тесты для самопроверки
2
Решение тестовых заданий
§ 4. Основы цитологии
Тесты для самопроверки
2
Решение тестовых заданий
§ 5. Биология индивидуального развития
Тесты для самопроверки
2
Тестирование
В режиме on-lain
Тестирование
В режиме программы «Репетитор»
§ 6. Генетика и селекция организмов
Тесты для самопроверки.
2
Решение тестовых заданий
Тестирование
В режиме on-lain
Тестирование
В режиме программы «Репетитор
§ 7. Основы экологии
Тесты для самопроверки
2
Решение тестовых заданий
§ 8. Основы учения о биосфере. Ноосфера. Биология охраны природы
Тесты для самопроверки
2
Решение тестовых заданий
Итоговые задания
4
Тестирование
В режиме on-lain
Тестирование
В режиме программы «Репетитор»
Пробное тестирование в форме ЕГЭ
Итого 35 часов, из них 15 часов на повторение курса факультатива 10 класса
Рекомендуемая .литература
Основная
1. Биологический энциклопедический словарь. / Гл. ред. М.С. Гиляров — 2-е изд. — М., 1995.
2. Богданова Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях. М.,1988.
3. Вилли К., Детье В. Биология. М., 1975.
4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М., 1990.
5. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М., 1988.
6. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. М., 1992.