Submitted by Александра Николаевна Логинова on Wed, 20/05/2009 - 14:12
Урок в 10 классе «Лекарства»
Учитель химии МОУ СОШ № 77 г. Ярославля Соколова Надежда Александровна
Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств
Парацельс
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с химиотерапией, используя межпредметные связи с биологией, с химическим составом лекарств органического и неорганического происхождения, с приемами химически грамотного применения лекарств.
2. Продолжить формирование умений анализировать строение молекул лекарственных препаратов и предсказывать на основе этого анализа их химические свойства.
3. Рассмотреть действие наркотических веществ на организм человека.
4. Продолжить формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни на примере профилактики наркомании и борьбы с ней.
Перед вами на слайде высказывание основоположника медицинской химии Парацельса.
Действительно организм человека можно сравнить с целой производственной отраслью – химической промышленностью. Каждый орган в нем – это крупное предприятие. А каждая клетка органа – химическая лаборатория, в которой протекает множество химических реакций. Когда человек болеет, например, гриппом, то природа его болезни тоже химическая. Попавшие в организм микроорганизмы отравляют его продуктами своей жизнедеятельности – ядовитыми веществами. Лекарства, которые мы принимаем, вступают в химические реакции с ядами, нейтрализуя их.
Вопрос: Что же такое лекарства? (лекарства - это группа веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей форме, действию и динамике).
Вопрос: Как называется наука, занимающаяся изучением лекарственных средств? (Наука, которая занимается изучением лекарственных средств, называется фармакологией).
В далеком прошлом лекарства и яды обозначались одним и тем же словом. Так, древнегреческое слово «фармакон» и древнерусское «зелье» приобрели однозначно ядовитый смысловой оттенок, а лекарства стали называть «снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство – снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждое лекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многие яды находят применение как лекарства. Условность границы между ними определяется общим способом действия на организм.
Слайд № 3:
ПОМНИТЕ!
Взаимодействие с другими лекарствами
Может усилить или ослабить действие лекарства
Состояние организма
При заболевании печени или почек лекарства применяют с осторожностью
Особенности профессии
Могут понизиться внимание, быстрота реакции, появиться сонливость. Водителям, работникам ответственным за жизнь людей, такие лекарства принимать нельзя.
Поэтому применять лекарственные препараты можно только по рекомендации лечащего врача. А приобретать их только в аптеке.
НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ САМОЛЕЧЕНИЕМ!
Вопрос: В каких формах выпускают лекарственные препараты?
7. Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья.
1. Мази.
2. Пасты.
3. Свечи.
4. Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением.
Вопрос: Лекарственных препаратов очень много. Как вы считаете, каков принцип лечения различных заболеваний химическими препаратами?
Слайд № 5:
Общий химиотерапевтический принцип сформулирован в 1891 году русским ученым Д.Л. Романовским: «вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте».
Слайд №6:
Начало эры химиотерапии бактериальных инфекций связано с открытием антибактериальных свойств у довольно простого по химической структуре органического соединения – амида сульфаниловой кислоты – стрептоцида:
Важнейшим этапом в развитии химиотерапии явилось открытие и создание антибиотиков, а именно пенициллина:
Вам хорошо известно жаропонижающее средство – аспирин:
Упражнение 1: Проанализируйте предложенные вещества по плану:
· Химический состав вещества.
· Функциональные группы в его составе.
· Растворимость в различных средах (вода, этанол, щелочь).
Разотрите таблетку аспирина, поместите порошок в пробирку и прокипятите его с раствором карбоната натрия. Добавьте разбавленный раствор соляной кислоты и смесь нагрейте. Что наблюдаете? (Ощущается запах уксусной кислоты).
Вопрос: Наличие какой функциональной группы в составе аспирина доказывает этот опыт?
Вывод: В состав аспирина входит карбоксильная группа.
Мы рассмотрели строение и свойства давно и хорошо известных лекарственных препаратов. Сейчас фармакологии известно огромное количество новых препаратов, и их число пополняется новыми открытиями. Наряду с лекарствами органического происхождения известны и препараты неорганического происхождения.
Лабораторный опыт 2: Определение качественного состава препарата.
Измельчите таблетку ферроплекса (этот препарат содержит соли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (5-10 мл).
4. Сделайте вывод о качественном составе препарата.
Пояснения: Основываясь на предложенной информации, исходя из названия препарата и используя метод исключения, учащиеся делают предположение о наличии в составе соли катионов Fe+2, Fe+3 и анионов SO4-2, Cl-. Экспериментальная проверка гипотезы позволяет сделать вывод, что состав соли – FeSO4.
Древним фармацевтическим символом является змея, которая опоясывает чашу познания. Давайте «посетим серпентарий» (конечно, химический).
Демонстрационный опыт: Например, для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени спиртовки таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Из таблетки выползает змея, объем которой намного превышает объем исходного вещества. Разложение глюконата кальция, имеющего состав Ca(CH2OH(CHOH)4COO)2, приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды (формулы веществ записать на доске).
Слайд № 7:
Часто в повседневной жизни для снятия боли мы используем болеутоляющие препараты: анальгин и его аналоги. Боль - неприятное чувство, но оно очень нужно организму. Боль как надежная охрана, информирует человека о повреждении тела. При сильной боли назначают наркотики.
Употребление наркотических веществ известно давно. В доисторические времена это разрешалось только избранным (вождям, шаманам, жрецам), поскольку наркотики вызывают изменение душевного состояния. Для простых смертных это было строго запрещено и жестоко каралось. Наркотические вещества употребляли только для общения с «высшими силами». Рецепты приготовления снадобий тщательно охранялись, что в определенной мере ограничило их распространение и уберегло народы.
Слайд № 8:
Упражнение 2: «Мозговая атака»
Учитель пишет на доске:
«Наркоманы – это…»
Учащиеся дополняют предложение прилагательными, которые выписываются на доске: слабовольные, отчаявшиеся, отталкивающие, омерзительные, бесполезные, беспомощные, печальные, одинокие, заброшенные, веселые, счастливые, беззащитные, грязные, ненадежные, надоедливые, жалостливые, добродушные, приветливые, вероломные, безнадежные, подавленные, разбитые, боязливые, общительные и т.п.
Работая в группе, учащиеся должны выбрать отдельно слова, характеризующие наркомана и человека, который не употребляет наркотики, и объяснить свой выбор.
Выделяют 5 уровней функционирования организма, на которые действуют наркотики:
Биохимический уровень (появляется предрасположенность к формированию зависимости от наркотиков).
Физиологический уровень (нарушения приводят к сбоям в работе органов):
Слайд № 9:
Влияние наркотиков на систему дыхания.
Под действием наркотиков снижается, а затем и угнетается активность дыхательного центра. Наркоман уже никогда не сможет дышать досыта. Наркоманы чаще всего умирают от остановки дыхания при случайной передозировке наркотиков.
Влияние наркотиков на сердечно-сосудистую систему.
Наркотики способствуют угнетению сосудодвигательного центра, что ведет к снижению кровяного давления и замедлению пульса. Функции всех клеток слабеют, они и весь организм дряхлеют, как в глубокой старости.
Влияние наркотиков на систему пищеварения.
Наркотики угнетают механизмы регуляции пищеварения. У наркоманов уменьшаются все вкусовые и обонятельные ощущения. Они уже не могут в полной мере получать удовольствие от пищи. Снижается аппетит. Наркоман обрекает себя на хроническое голодание.
Влияние наркотиков на половую систему.
Наркотики угнетают половые потребности и возможности. У наркоманов возможно бес-
плодие, или рождаются дети с уродствами.
Психический уровень (ухудшаются память, внимание, снижается уровень критического отношения к себе и окружающим, происходит распад личности и слабоумие).
Социально-психологический уровень (нарушения изменяют взаимоотношения с окружающими в худшую сторону).
Духовныйуровень (прекращается развитие этического сознания, душевность перерождается в бездушие).
Слайд № 10:
Из всех болезней только алкоголизм и наркомания затрагивают все 5 уровней функционирования человека. Поэтому их считают болезнями тела, сознания и души.
Наркомания вызывает и другие заболевания.
Самый страшный спутник наркоманов – СПИД. Сегодня можно говорить уже об эпидемии этой болезни. Проблема распространения ВИЧ-инфекции является актуальной для мирового сообщества на протяжении 25 лет. По данным ООН, количество больных этим страшным недугом в мире превышает сегодня 65 млн. человек. Более 20 млн. уже умерло от СПИДа. В России в настоящее время зарегистрировано 362 тысячи людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, 26 тысяч инфицированы в текущем году. Среди них 2322 ребенка, из них 1059 детей инфицированных при перинатальном контакте от матери. Всего 15828 детей, рожденных ВИЧ-позитивными матерями, находятся на диспансерном наблюдении до установления диагноза.
Символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, ни одна акция в этой области не обходится сейчас без нее. Эта ленточка как символ понимания СПИДа была задумана весной 1991 года. Ее идея принадлежит художнику Франку Муру.
Слайд № 11: (на слайде высвечивается «миф», учащиеся предполагают, почему данное утверждение неправильное, затем на слайде появляется реальная версия).
·Наркотики употребляют сильные и талантливые люди.
Все они, если даже были такими, очень скоро потеряли и силу свою, и талант.
·Наркотик делает человека свободным.
Наркоманы абсолютно свободны от всех радостей жизни.
·Наркотики бывают «всерьез»и «не всерьез» - от них всегда можно отказаться.
Всерьез можно отказаться только один раз – первый. Но для 99% попробовавших он не становится последним.
·Наркотики позволяют решать жизненные проблемы.
Они всю жизнь превращают в огромную проблему.
·Наркотики как приключенческий роман – избавляют от прозы жизни.
Избавляют, но только вместе с самой жизнью.
Мифы
Реальность
Наркотики употребляют сильные и талантливые люди
Все они, если даже были такими, очень скоро потеряли и силу свою, и талант.
Наркотик делает человека свободным
Наркоманы абсолютно свободны от всех радостей жизни.
Наркотики бывают «всерьез» и «не всерьез» - от них всегда можно отказаться
Всерьез можно отказаться только один раз – первый. Но для 99% попробовавших он не становится последним.
Наркотики позволяют решать жизненные проблемы
Они всю жизнь превращают в огромную проблему.
Наркотики как приключенческий роман – избавляют от прозы жизни
Избавляют, но только вместе с самой жизнью
Слайд № 12:
Борьба с наркоманией в первую очередь осуществляется правоохранительными органами. Главная их задача – перекрыть путь наркотических веществ от наркодиллеров до наркопотребителей. Огромное значение в борьбе с этой страшной болезнью имеет работа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами (наркотики, алкоголь, табак и др.) среди несовершеннолетних. Эта работа ведется в соответствии с нормативно-правовой базой: законы РФ, целевые программы, например федеральная и областная целевые программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», и др. По заказу ФСКН России разработаны две компьютерные игры «Антинаркомания» и «Боец спецназа ФСКН», которые распространяются совершенно бесплатно.
Слайд № 13:
Подведение итогов урока:
Слайд № 14:
К сожалению, наркотики давно стали одной из самых серьезных проблем в современной жизни. Возможно, у вас есть знакомые или даже друзья, которые с этим столкнулись. Кто-то из них до сих пор не осознает, с чем связался, кто-то давно и безрезультатно пытается бросить, кто-то … кого-то уже нет. Девиз профилактической работы в образовательных учреждениях нашей области «Я выбираю жизнь!».
Профилактическая работа направлена, прежде всего, на формирование у каждого человека навыков здорового образа жизни.
Я голосую за жизнь
Голосом миллионов.
Я голосую за жизнь
Воля моя законна.
Я голосую за жизнь
Полную слез и улыбок.
Я голосую за жизнь,
За исправленье ошибок.
Я голосую за жизнь
Памятью прошлых героев.
Я голосую за жизнь
Без ран и моральных изгоев.
Я голосую за жизнь,
Каждый свой день воспевая.
Я голосую за жизнь,
Моя это жизнь, не чужая.
Я голосую за жизнь
Будущих поколений.
Мы голосуем за жизнь
Это единое мненье!
( Авторская разработка «Живи!» классного руководителя 10 класса МОУ СОШ № 35 г. Рыбинска Рогулиной Елены Владимировны, победителя областного конкурса среди образовательных учреждений на лучшую организацию работы по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков)
Прочитайте внимательно выданную вам листовку «Узелки на память», обсудите ее содержание с родителями, друзьями. 2. Напишите эссе, сформулировав самостоятельно тему, используя текст листовки.
Слайд № 16:
здорово!
испуг
замешательство
грусть
гнев
веселье
боль
задумался
«ничего не вижу»
«ничего никому не скажу»
Рефлексия: Выберите из мимических изображений лица человечка то, которое соответствует вашему настроению, и объясните свой выбор.
Список литературы:
1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии. //Химия в школе. № 9, 2002. – с. 73 – 76.
2. Бирюлина Е.В. Эколикбез по теме «Лекарства». //Химия в школе. № 1, 2005. –– с. 25 – 28.
3. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2001. – 301 с.
4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.
5. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Наркотики, выход из наркотического круга. Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн. 4. М: Педагогическое общество России, 2006. – 192 с.
6. Карпов А.М. Самозащита от наркомании. Образовательно-воспитательные основы профилактики психотерапии и наркомании: 3-е издание. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – 60 с.
7. Соболева Э.А. Использование неорганических веществ в медицине. //Химия в школе. № 10, 2002. – с. 27 – 29.
8. Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур/авт.-сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 159 с.
9. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие/ С.С. Соловьев. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2006. – 192 с. – (Библиотека учителя).
10. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. //Химия в школе. № 9, 2004.-– с. 61 – 65.
Приложения к уроку «Лекарства»
Приложение 1
Узелки на память
1. Я живу без наркотиков и кайфую от трезвой жизни.
2. Я счастлив, что я не колюсь!
3. Я очень сильно хочу жить, и жажда жизни в тысячу раз сильнее наркотиков.
4. Игла – это отравленный кинжал, который вонзается в сердце глубже и глубже.
5. «Трава» - это дорога к игле.
6. Героин – это убийца, а «трава» - это помощник убийцы.
7. Я не буду пить спиртное, потому что в этом состоянии меня легко уговорить уколоться.
8. Я не желаю колоться и погибнуть от наркотиков, так и не узнав, что такое тепло, счастье и любовь.
9. Между дикими зверями отношения лучше, чем между наркоманами.
10. Наркодиллеры хитры и коварны. Они могут подстерегать меня в школе, на дискотеке, даже в подъезде дома. Они – враги! Я должен быть бдительным.
11. Где бы, в какой бы ситуации я ни оказался – скажу сам себе твердо и решительно: НАРКОТИКУ – НЕТ!
Приложение 2
Инструкция по проведению лабораторных опытов
Опыт 1:
Разотрите таблетку аспирина, поместите порошок в пробирку и прокипятите его с раствором карбоната натрия. Добавьте разбавленный раствор соляной кислоты и смесь нагрейте. Что наблюдаете? (Ощущается запах уксусной кислоты).
Опыт 2: Измельчите таблетку ферроплекса (этот препарат содержит соли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (5-10 мл).
4. Сделайте вывод о качественном составе препарата.
Приложение № 3
Электронная презентация к уроку
Слайд № 1.
Слайд № 2.
Слайд № 3.
Слайд № 4.
Слайд № 5.
Слайд № 6.
Слайд № 7.
Слайд № 8.
Слайд № 9.
Слайд № 10.
Слайд № 11.
Слайд № 12.
Слайд № 13.
Слайд № 14.
Слайд № 15.
Слайд № 16.
Список литературы:
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 5-у изд., стереотип. – М: Дрофа, 2008. – 78 с.
2. Ирхин В. Технология // «Здоровье детей». № 1, 2008. – 18- 23 с.
3. Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур/авт.-сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 159 с.
4. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие/ С.С. Соловьев. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2006. – 192 с. – (Библиотека учителя).
Размещено чт, 21/05/2009 - 22:39 пользователем Ольга Владимировна Чиркун.
Когда урок подготовлен и проведен так профессионально, хочется снять шляпу перед педагогом. Спасибо Надежде Александровне за предоставленный материал занятия. Слова благодарности хочется выразить создателю данного сетевого сообщества - Александре Николаевне, где появилась возможность тиражирования уникального материала. Коллеги, не оставляйте без внимания такие материалы, т.к. они помогают в формировании здорового поколения.
На: Урок химии в 10 классе "Лекарства"
Спасибо за прекрасный урок Надежда Александровна!
С уважением Алексеева Л.А
С уважением, Лариса Александровна
На: Урок химии в 10 классе "Лекарства"
Присоединяюсь к словам Ларисы Александровны - отличный урок! Вот только слайды к уроку не видны (приложение№ 3)!
На: Урок химии в 10 классе "Лекарства"
Когда урок подготовлен и проведен так профессионально, хочется снять шляпу перед педагогом. Спасибо Надежде Александровне за предоставленный материал занятия. Слова благодарности хочется выразить создателю данного сетевого сообщества - Александре Николаевне, где появилась возможность тиражирования уникального материала. Коллеги, не оставляйте без внимания такие материалы, т.к. они помогают в формировании здорового поколения.
На: Урок химии в 10 классе "Лекарства"
Я так же в восторге от разработки Вашего урока. Большое спасибо. С позволения, возьму на заметку.
С уважением, Трибунская Е.
На: Урок химии в 10 классе "Лекарства"
Надежда Александровна! Разработка очень полезная, содержательная, "не затёртый" материал. Актуально, свежо, информативно. Здорово!