Подготовка к рассказу на основе картины (Ф.П.Решетников «Прибыл на каникулы»)
Submitted by Светлана Константиновна Михайлова on пн, 18/05/2009 - 14:52
Картина на уроке всегда вызывает непосредственный интерес у детей и помогает организовать креативную деятельность в условиях психологического комфорта. ,Цели уроков – «заочных путешествий в картинную галерею», кроме обучающих, многообразны: способствуют эстетическому развитию; воспитывают чувство восхищения национальной русской культурой; помогают понимать и «читать» произведение искусства; знакомят с терминологией, связанной с изобразительным искусством. Такие уроки позволяют подготовить не только к сочинениям описательного и сравнительного характера, но и ассоциативного. Связано это, в первую очередь, с изучением жанровых картин. Предлагаемый материал можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе. Конспект урока по русскому языку для 6 класса Подготовка к рассказу на основе картины (Ф.П.Решетников «Прибыл на каникулы») I.Ознакомительный, ориентировочный этап работы 1. О художнике Имя Федора Павловича Решетникова ассоциируется с картиной «Опять 2»(1952г.), на которой изображена извечная школьная проблема. Банальная тема решена художником с таким мастерством, юмором, тактом, что давно превратилась в своего рода символ. Федор Павлович – действительный член Академии художеств СССР, автор многих картин и рисунков, блестящих шаржей и карикатур, иллюстратор детских книг. Но наиболее популярными остаются полотна Решетникова о детях. В них художник обнаруживает удивительную способность увидеть в повседневной жизни людей очень привлекательные черты и извлечь из них замечательную поэзию и новизну образов. И главное, живописец осветил непритязательные бытовые сцены замечательным поэтическим юмором, который делает его картины исключительно обаятельными, определяет весь поэтический строй произведений, и от этого мы видим в них неизмеримо больше того, что изображено. 2.Репродукция картины (у каждого на парте и проецируется на экран) Вопросы на выявление непосредственного интереса Какова тема полотна? (Это жанровая картина – о жизни людей. Отражает один момент, застывшее мгновенье, выбранное художником. Но момент этот самый выразительный, самый важный в развитии связанных с ним событий. И, глядя на кратковременный эпизод, мы можем догадаться, что было ДО него, что будет ПОСЛЕ момента, описанного живописцем). В чем смысл сюжета? (Сюжет прост: курсант суворовского училища за отличные успехи получил увольнение домой в праздничные Новогодние дни). В чем занимательность жанрового мотива? (В неожиданности встречи, оттого она радостней, желанней). Что можно сказать о настроении, состоянии изображенных людей? II.Познавательный этап беседы Обратите внимание на размер картины (Небольшая, но сюжет ёмкий, по нему можно написать целый рассказ). Интересен ли колорит? ( Да, он основан на контрасте: яркая нарядная ёлка – на заднем плане, а фигура курсанта в тёмной форме – впереди). Чем достигается композиционное равновесие? (При помощи 2 фигур – деда и сестры). III.Ключевой вопрос Как художник создает образ праздничного настроения? IIII.Выявление многозначности художественного полотна Попытайтесь определить, каким было душевное состояние автора в момент замысла и исполнения работы. Скажите, что важнее в литературе: описание внутреннего мира человека, его души, сердечных привязанностей, разума или его внешности, портрета? (Литературная топография сводится к разуму, душе, сердцу, т.е. воплощению внутреннего мира). А что важнее художнику для передачи этого же внутреннего мира? (Детали внешности, портрета, интерьера, пейзаж…) Что же характеризуют детали и чем они важны? (Сами по себе не важны, но создают необходимый колоритный объём, характеризуют пространство, социальный статус, культурные ориентиры персонажа, эпоху ). На какие вы обратили внимание? Мы пристально всматриваемся в детали, а видим иное: внутреннюю сущность человека. Что можно сказать об эпохе и герое, глядя на репродукцию картины Решетникова «Прибыл на каникулы»? ( В послевоенные годы для детей–сирот военных лет были открыты многие военные училища, в частности, суворовские. Дух патриотизма в эти годы был особенно высок: учиться в военном училище, стать впоследствии военным – престижно, почетно, несбыточная мечта многих мальчишек). Чему обычно учили в военных училищах? Какие качества характера вырабатывались за эти годы? (Обязательно дисциплина. Не только внешнее её проявление, но и самодисциплина; военный специалист должен быть политически грамотным и культурным человеком. Знание родного, иностранного языков, классической и зарубежной литературы были обязательными. У престижных военных училищ был статус высшего военного заведения.) Y.Развитие ассоциативного мышления Приходилось ли вам встречать курсантов в военной форме? Какое чувство вы испытывали, глядя на них? Возникало ли уважение к будущему защитнику Родины? (Любопытство, заинтересованность, желание поближе рассмотреть красивую форму, уважение, восхищение осанкой и выправкой бравого курсанта, зависть, желание стать военным). Меняются времена, изменяется отношение людей на противоположное к тому, что раньше считалось абсолютным. Можно ли это отнести к изображенному на картине? Какие художественные ассоциации вызывает полотно? (Попков «Шинель отца», В.Дмитриевский «Дома»). Какая музыка могла бы сопровождать наш с вами разговор? ( М.Глинка «Марш» ) Определи место в картине, где бы ты встал, сел, с кем бы рядом хотел находиться. Как бы чувствовал себя в этот момент? Какое цветовое пятно нанёс бы, не разрушая колорита полотна? YI.Работа над описанием картины Одна из особенностей изобразительного искусства – воспроизведение одного момента из жизни, наиболее важного для понимания предыдущих и последующих событий. Вернулся курсант домой, на краткую побывку, на каникулы. Остались в стороне служба, маршировка, политзанятия, боевые учения…И вот он стоит перед дедом, сестрой, зрителями молодой, сильный, улыбчивый, не скрывая своей радости. Как художнику удалось показать это состояние душевного ликования? Какова поза, форма курсанта? Опишите внешний вид деда и сестры. Какое чувство сквозит в глазах персонажей? Несомненно, между дедом и внуком состоялся диалог. Представьте его в лицах. Как интерьер комнаты характеризует хозяев? YII.Обобщение Смотрим на живописное полотно Федора Павловича и невольно проникаемся настроением героев, вместе с ними радуемся встрече родных людей, жизни, ощущаем тепло и ласку родного дома. Вглядываемся в детали, а видим иное: привлекательную внутреннюю сущность обычных людей. Непритязательная бытовая сцена освещена замечательным поэтическим юмором, и это делает картину «Прибыл на каникулы» необыкновенно обаятельной. YIII . Словарная работа IХ.Дифференцированное задание 1.Описать наиболее понравившегося героя 2.Описать картину 3.Представить развитие событий и рассказать о них 4.Написать о предыдущей жизни персонажей от лица какого-либо героя .5. Представить себя в роли суворовца и рассказать о своих ощущениях. Приложение 1.Марш- наиболее популярный музыкальный жанр. Само слово «марш» переводится как «шествие» (франц.). Основным назначением маршей было синхронное движение больших масс людей в едином темпе и характере. Мелодии маршей основаны на чётком и строго размеренном ритме, носят бодрый, энергичный характер, они просты и лаконичны по складу и легко запоминаются. Выдающиеся русские композиторы (среди них Д.Бортнянский, А. Алябьев, М.Глинка, П.Чайковский) тоже писали марши. В годы Великой Отечественной войны 20-го века марш поднимал боевой дух людей, укреплял волю и веру в победу. Вспомним потрясающей силы эмоционального воздействия песню А.Александрова «Священная война», написанную в виде трехдольного марша. В наши дни известны строевые, молодежные и физкультурные марши. 2.Словарь: суворовское училище, черная суконная форма, красные лампасы, кант, ботинки на толстой подошве, лихо вытянуться, отдать честь, рапортовать о прибытии, повседневность жизни, привлекательность образов, сдвинулись от неожиданности, сияние глаз. Новогоднее настроение, сквозит радость, юмор в жестах, привлекательные черты, вытянув руки по швам, непритязательная бытовая сцена, исключительное обаяние картины. Художник, автор картины, мастер кисти, певец русской действительности; изобразил, запечатлел, создал; воспроизводит, раскрывает, дает возможность понять, поражает, добивается передачи; картина, холст, полотно; звучит как гимн, доставляет зрителю радость, волнующие минуты, наслаждение, пленяет, поражает, воспитывает, принадлежит к числу.. 3. Композиция простейшего рассказа: Вступление – завязка – развитие действия – кульминация - развязка – заключение. 4.Репродукции: 1.Решетников Ф.П. «Прибыл на каникулы» 2.Автопортрет 3.Решетников «На побывку»
Спасибо, Светлана Константиновна! Составление рассказа по картине это всегда трудно для ребят. Во многом от учителя зависит, даст ли это возможности для развития речи или останется формальным мероприятием. Ваш материал поможет многим педагогам. Используя его, каждый сможет откорректировать занятие, исходя из возможностей своих детей. Уделить больше внимания словарной работе или дать дополнительные опоры. Достоинсва конспекта - обращение к личному опыту, ассоциациям, подключение различных анализаторов. Особенно здорово, что есть дифференцированные задания!
На: Подготовка к рассказу на основе картины (Ф.П.Решетников «