Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Человеческие расы, их происхождение и единство.

Фото пользователя Елена Николаевна Ерокина
Submitted by Елена Николаевна Ерокина on Sat, 16/05/2009 - 01:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ерокина Елена Николаевна
Место работы, должность: 
учитель биологии, химии, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 г. Вольска Саратовской области»
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
раскрыть биологические особенности человеческих рас, проанализировать причин их возникновения
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Учебник: Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц Общая биология», М., Просвещение, 2008 г.

Используемая методическая литература: 

 1. Журнал «Биология» (приложение к газ. «Первое сентября»), № 42, 2004 год
2. Электронное издание «Биология. 6 – 11 класс. Лабораторный практикум.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. Кирилл и Мефодий,, с изменениями и дополнениями., 1996, 1997, 1999, 2000, 2001.
4. Мифы наpодов миpа — М.: Советская энциклопедия. 1992 — Т. 1. — 671 с. 
5. Н.Н.Воронцов ,А.Н.Сухорукова «Эволюция органического мира».М.П.1991г.
6. А.Н.Мельниченко «Происхождение и развитие человека».М.П.1988г.
7. Ю.И.Семёнов «Как возникло человечество».М. «Наука»1986г.
8. Э.А.Киселёва «Книга для чтения по дарвинизму».М.П.1980г.
9. Журналы «Биология в школе».
10. Забылин М. Русский наpод, его обычаи, обpяды, пpедания, суевеpия и поэзия. — М. 1980 — 607 с.


 

Используемое оборудование: 

демонстрационный материал: учебники, справочники, литература о происхождении человека, вопросы для обсуждения в группах, калькулятор, географическая карта «Природные зоны». 

Используемые ЦОР: 

персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация для урока 

Краткое описание: 
Урок с использованием проектной методики
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

I этап. Мотивационно-целевой.
Приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».
Раздает заранее приготовленные листки бумаги.
«Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».
- Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы: да.)
- Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? (Ответы: нет.)
- А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и сестрами, и предлагаю вам математическое доказательство этого.
- У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны? (Ответ: да.)
- Давайте нарисуем схему. (Рисует схему на доске.)
Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты.
- В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Умножив 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? (Ответы учеников.)
- Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»?
- А вот 28 поколений назад число ваших предков, в соответствии со схемой, составило бы 314 217 728 человек. И жили эти ваши предки 750 лет назад (25ґ28=750).
- Сегодня на территории России проживает 147 млн человек, а в то время – во много раз меньше. Так родственники мы или нет? Сразу же уточню, что не очень близкие.
- Я думаю, у вас появился повод задуматься над тем, как относиться друг к другу. Ну а теперь давайте вспомним, какой же раздел биологии мы сейчас изучаем. (Ответы: «Происхождение человека».)
Проговаривание гипотезы, плана проекта, основополагающего, проблемных и учебных вопросов.
- Сегодня мы подошли к седьмому этапу нашего проекта «Человеческие расы, их происхождение и единство».
- Задайте вопросы по теме урока, на которые мы должны ответить в конце.
- Следовательно задачи урока: выяснить причины возникновения рас, изучить биологические особенности рас, доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас.

II этап. Организационно-деятельностный.
Организует деятельность в парах:
Вопросы для групп.
1 вариант.
Что такое раса?
(Раса – это совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом.)
  2 вариант.
 Вспомните понятие вид. Дайте полное определение.
  3 вариант
Вспомните понятие популяция. Дайте полное определение.
Организует обсуждение внутри группы.
На экране с помощью проектора размещает схемы-шаблоны для групп.
Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами.
- Исходя из этих определений, объясните причины возникновения различных рас. (Ответы учащихся.)
Используя критерии вида, попробуйте доказать биологическую равноценность рас и единство их происхождения. (Ответы учащихся.)
Давайте обобщим полученные знания.
Современное человечество представлено... (Ответ: единым биологическим видом.)
Единственный вид – Homo sapiens – состоит из... (Ответ: рас, которые обладают одинаковым уровнем физиологического и психологического совершенства.)
Отдельным человеческим группам пришлось жить в различных природных условиях: они испытывали на себе разное влияние солнечного света, влажности воздуха, температуры окружающей среды, пищи и т.д.
Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу.
1. Дайте характеристику природным условиям:
1 гр. пустыня  
2 гр. степь или тундра  
3 гр. леса умеренного климата  
2. Какие, по вашему мнению, морфологические признаки могли сформироваться у человека в данных природных условиях?
3. Полученные данные записывайте в таблицу – отчет.
Организует обсуждение внутри группы.
Организует обсуждение внутри группы.
На экране с помощью проектора размещает схемы-шаблоны для групп.

III этап. Рефлексивно-оценочный.
Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?
- Каковы причины возникновения рас?
- Каковы биологические особенности рас?
- Какие можно выделить доказательства единства происхождения человеческих рас.
Итак, можно сделать вывод: Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития.
- Как Вы думаете, одинаковые ли понятия «раса» и «нация».
Раса и нация два разных понятия.
В нации людей объединяет общность языка, территории, экономического уклада.
Раса представляет собой совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определённым ареалом.
Вид человека разумного – самый многочисленный на нашей планете, насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций.
- Что такое расизм? (антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас)
- Основатель расизма граф де Гобино пытался осветить эволюцию человека, как борьбу между высшими и низшими расами. Ему принадлежит идея о вымышленной «арийской» расе, которую активно поддерживал Адольф Гитлер.
- Имеют ли право на существование термины «высшая раса» и «низшая раса»?
Сегодня, в эпоху интеграции человечества, глобализации экономики, наблюдается процесс стирания межнациональных границ. Возникает очень большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, начинает терять смысл. Более того, возникает множество браков между представителями разных рас, что, в свою очередь, сказывается на сглаживании границ между расами. В наше время в таких областях человеческой деятельности, как спорт, искусство, наука, экономика и политика, на равных участвуют представители разных рас. Все вместе это лишний раз доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам необходимо до конца осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами.
- Ну а, возвращаясь к началу урока, мы можем сказать, что все мы – братья и сестры. Поэтому относиться друг к другу нужно с большим уважением и пониманием. А национальность и расовая принадлежность значения не имеют.
Рефлексия
Оцените свое самочувствие, свою работу по 10-тибальной шкале. Поставьте себе оценку. Обоснуйте своё решение.
домашнее задание. Подобрать информацию «Человек как житель биосферы» и о происхождении человека.

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн