В ходе обучения в магистратуре Российского Государственного Педагогического Университета имени А. И.Герцена на каферде "Декоративно-прикладного искусства" мною было написано две искусствоведческие статьи. Одну из них я выложила на данной странице.
Название статьи |
Сборник |
"Текстильный коллаж в творчестве художников Санкт-Петербурга" |
Искусство и диалог культур: V Международная научно-практическая конференция. Вып.5: Сборник научных трудов/ Под.ред. С.В. Анчукова. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. |
"Особенности жанра пейзаж в произведениях художественного текстиля художников Санкт-Петербурга конца ХХ - начала ХХI века"
|
Искусство и диалог культур: VI Международная научно-практическая конференция. Вып.6: Сборник научных трудов/ Под ред. С.В. Анчукова. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. |
ТЕКСТИЛЬНЫЙ КОЛЛАЖ В ТВОРЧЕСТВЕ
ХУДОЖНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Данная статья посвящена творчеству художников-текстильщиков Санкт-Петербурга. В статье затрагивается вопрос возникновения и развития текстильного коллажа.
Расцвет текстильного коллажа приходится на конец ХХ века. Текстильный коллаж – это разновидность осовремененной техники шитья из лоскутов ткани. В создании текстильного коллажа используются в основном уже готовые кусочки тканей разного цвета и фактуры, которые надо объединить и сшить вместе для создания гармоничной композиции. Изделие из лоскутов несут в себе особое настроение и эмоции, присущие традиционным произведениям народного искусства. Как и любой другой художественный текстиль, коллаж сохраняет в себе художественные традиции, но так же он открыт и для творчества. Эта техника становится модным увлечением как для домашних рукодельниц, так и для профессиональных художников, создающих панно, предметы декора интерьера, модели одежды.
Декоративное панно на основе коллажа можно использовать практически в любом помещении, оно придает уникальность и в тоже время завершенность интерьеру. Основное требование к панно в технике коллаж – это наличие свободного пространства для его восприятия. Зритель, стоящий перед панно, должен иметь возможность рассмотреть его, созерцать издалека. В идеале работа в интерьере должна восприниматься, как цветное пятно, гармоничное с интерьером в котором оно находится. Предметами декора интерьера, выполненными в технике текстильного коллажа, помимо панно, могут быть подушки, покрывала и даже шторы.
Однако, эту технику выбирают лишь единицы художников и мастериц. Причина в необычайной сложности и трудоемкости процесса, а также в том, что для безупречного совмещения бессчетного количества деталей коллажа необходимо столь же безупречное чувство вкуса и техническое мастерство.
Текстильный коллаж позволяет говорить не только с помощью силуэта и цвета (техника аппликация), не только использовать линии и пятно, но и даёт возможность работы с фактурой (ткани, кружева, шнуры, бисер, бусины, сетки, одноцветные и рисуночные лоскуты, нашивки из тесьмы и шнуров), с помощью чего автор может ярко выразить свою мысль и индивидуальный образ. Сочетание разнофактурных тканей, шнуров, лент, дополнение в виде бисера и бус – это только часть диапазона текстильного коллажа, возможности которого практически безграничны.
Сегодня текстильные коллажи становятся не просто предметами для украшения или создания неповторимости интерьеров, но и, прежде всего, уникальными произведениями декоративно-прикладного искусства. Каждая страна мира имеет свои традиции, свои характерные особенности в текстиле и каждый народ вносит свой вклад в обогащение того или иного приема шитья. В России в технике «текстильный коллаж» работают многие прославленные художники-прикладники. В Санкт-Петербурге есть целая плеяда выдающихся мастеров.
Одним из первых кто обратился в своем творчестве к текстильному коллажу был Новиков Тимур Петрович (24 сентября 1958г. – 23 мая 2002г.) Ленинградский художник авангардист и неоакадемист, Тимур Петрович, прежде всего, выступал как живописец, однако в его творчестве также много работ, выполненных в технике коллаж (текстильный, фотоколлаж, печать на ткани). Тимур Новиков явился ключевой фигурой в искусстве Северной столицы, он основатель Новой Академии Изящных Искусств. Работы Новикова представляют собой «символы-иконки» – новую универсальную картину мира. Художественный язык Новикова доступен любому зрителю и говорит об экологическом минимуме бытия: о доме, о пространстве вокруг, о красоте как необходимой связи всего со всем в мире.
С середины 80-х гг. Новиков занимался текстильным коллажом и изучал проблемы пространственных отношений в композиции, а с 1990-х начал работать в технике фотоколлажа. Его текстильные коллажи и коллажи из различных материалов стали ноу-хау того времени. Тимур Новиков создал новую форму картины – пейзаж или портрет на ткани, при помощи наклеек и трафаретных отпечатков. Коллаж и трафареты он использовал для экономии художественных средств. В 1987 – 1989 годах в Ленинграде Тимур Новиков создал серию текстильных панно с символичным названием «Горизонты». Художник в своей беседе с Иосифом Бродским в 1993 году по поводу этой выставки говорил следующие: «Мои работы просты – они не загружены информацией, - отдых - вот, что я стараюсь дать зрителю. В реальности человек отдыхает при созерцании пейзажа… Желание сделать приятное зрителю заставляет меня снова и снова обращаться к пейзажу, преимущественно морскому».1
Художник сшивал два разных по фактуре и орнаменту полотнища, используя соединительный шов как линию горизонта. По отношению к этому горизонту художник располагал свои изображения – рисунки, чаще всего аппликации или трафаретные фигурки. Все эти рисунки являлись некими символами земного, водного или воздушного миров. («Белая ночь» 1989г., акрил по ткани; «Дирижабль и Белый дом» 1989г., смешанная техника). Изобретенный Новиковым канон позволяет строить пейзажи любой композиционной сложности.
Мария Львовна Спивак – скульптор, живописец и художник-текстильщик, начала активную художественную деятельность в самом конце 1970-х. Она родилась в Ленинграде17 июля 1955 года, окончила Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова в 1977 году, в 1985 году стала членом Союза художников. С 1993 года работает в мастерской, в деревянном доме в Коломягах, на Тбилисской 41. Мария Спивак входит в творческое объединение художников «Озерки» и «Деревня художников». Одной из лучших работ Марии Спивак считается серия текстильных коллажей из старой (винтажной) одежды. Серия была представлена на выставке «Пришитые вещи» в 1999 году. Коллажи выполненые в технике аппликация, рассказывают как об истории того времени, так и о самом авторе («Купальщицы», «Старик на кухне»). «Объём достигается искусным расположением объектов на плоскости, а все используемые артефакты самые что ни на есть настоящие: платья, сумочки, купальные костюмы, ткани и галстуки».2 Все эти материалы создают особое настроение в работах.
Мария Принцева еще один известный художник-текстильщик. Она родилась в городе Пскове, закончила Санкт-Петербургскую художественно-промышленную Академию им. В.И. Мухиной, является членом Союза Художников России и Международной Ассоциации дизайна и текстиля. Ее работы хранятся в коллекциях целого ряда музеев (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Государственный музей-заповедник «Петергоф», музеи Москвы, США и других стран). Техника, в которой выполнены ее текстильные панно - это соединение вышивки, росписи и аппликации. К ее работам часто применяют выражения «тканая живопись или акварельное шитье». Все её работы объединяет мягкий, тонкий колорит – серый, охра, розовый, лиловый, синий и фиолетовый цвета всегда перемешаны между собой, но в разных пропорциях. Это очень хорошо прослеживается в серии её работ, посвященной любимому зодчему К. И. Росси («Улица Росси», «Русский музей», «Невский проспект», «Дворцовая площадь», «Карл Росси"). Мария Принцева в своем творчестве не боится сочетать самые неожиданные материалы. Каждая её работа несет в себе свою идею, эмоцию и настроение. К творчеству Марии Принцевой так же относится серия «Времена года» и «Дни недели». Эти серии выполнены в той же собственной неповторимой технике художницы, но главное это удивительная поэтичность образов, которая покоряет зрителей. Текстильный коллаж «Вторник» превращается в изящный натюрморт с цветами в интерьере, а «Суббота» в уличное театральное представление. «Весна» для художницы является в образе юноши с гитарой, который играет музыку и все кругом преображается. Серия текстильных коллажей «Дни недели» выполнена преимущественно в песочных тонах, однако любимый сиреневый цвет художница также использовала в работе.
Изабелла Байковамастер лоскутного шитья. Она окончила Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной в 1993 году, и является членом союза художников России. Занималась монументальными росписями для общественных зданий города, а с 1996 года работает над коврами в технике «инновационный квилт». Квилт ( англ. patchwork «пэчворк» – по-европейски; от англ. «квилт» – «стеганное одеяло» – по-американски) — уникальные произведения текстильного искусства, которое изготавливались из одного или нескольких кусков ткани или мелких лоскутков, сшиваемых либо беспорядочно, либо в виде узора и соединяемых со слоем подкладки и подкладочным материалом. Слои прошивались простым швом, получившим название стежки, которая прокладывалась в виде различных узоров или узнаваемых рисунков. Настоящий квилт простегивается вручную. Квилт возник на основе простых мотивов аппликаций в середине ХIХ века в Америке. (Пример: «Альбомный квилт миссис Уотербери» Нью-Джерси, 1853 г.) Однако, квилт Изабеллы Байкрвой не стеганное одеяло, а самостоятельное лирическое произведение декоративного искусства. «Инновационным» квилт стал называться, когда из утилитарного ремесла, родившегося по необходимости, он превратился в вид высокого декоративного искусства; когда покрывала и панно, изготовленные в технике квилтинга, становятся объектами для выставок и коллекционирования. Эта техника более тонкая и сложная. Работы Изабеллы Бойковой совмещают в себе квилт, аппликацию, коллаж, вышивку, рисование по ткани (батик). Художница использует самые различные материалы: разные прозрачные ткани, шелк, шан-жан, жакард, парчу, вискозу, накладывая их друг на друга. Но особенность её работ прежде всего в том, что панно собранные из кусочков ткани, с использованием аппликаций, не простегиваются, как в традиционном квилте, а сшиваются на машинке, и только после этого начинается кропотливая ручная работа (вышивка, рисование по ткани).
29 ноября 2007 года в галерее искусств "Э" в Санкт-Петербурге состоялась персональная выставка Изабеллы Бойковой «Влажность воздуха 100%». Название выставки полностью соответствовала представленным работам. На текстильных панно изображен город в разных состояниях: «Морозное утро», «Мокрый снег», «Влажный воздух». Разное состояние природы было в точности отображено. Также как и серия работ Марии Принцевой, у Изабеллы Бойковой выставка была подчинена единому морозно-свежему колориту. Работы этого художника настолько тонки по колориту и умиротворены, что многие сравнивают их с сновидениями. «Спят люди в темном, заснеженном городе, светятся лишь немногие теплые окна и улетают по звездной дорожке сны видения – прекрасные птицы и единороги, постепенно истаивая в переливающемся небе».3
Сегодня текстильный коллаж – модное увлечение. Он привлекает многих профессиональных художников и каждый из них вносит свои особенности в развитие и формирование этой техники. Новиков Т. П. создал собственный пейзажный канон, что позволяло ему при минимальных средствах создавать прекрасные, глубокие, символичные пейзажи. Мария Спивак внесла разнообразие в перечень материалов для текстильного коллажа, предложив использовать готовые «ненужные» вещи – винтажные купальники, брюки, перчатки, сумочку и многое другое). Мария Принцева, соединившая вышивку, роспись и аппликацию, создавая удивительной красоты разнофактурные текстильные коллажи, доказала тем самым, что в декоративно-прикладном искусстве имеет право существовать «тканая живопись и акварельное шитье», а Изабелла Бойкова разработала собственную инновационную технику пэчворка, где ткань не просто простегивается, как в традиционном квилте, но и украшается вышивкой, аппликацией, расписывается краской. Каждый из этих художников в своем творчестве использует традиционные приемы, но вносит и что-то свое новое, тем самые продвигая технику текстильного коллажа вперед, способствуя её развитию.
1Тимур Новиков, Иосиф Бродский. «Горизонты». Объяснения художника Тимура Новикова. http://www.newacademy.spb.ru/novikov/gorizont.ht
2MatissClub. Мария Спивак - «Избранное». Живопись, скульптура, коллаж. http://www.matissclub.com/exhibition/2009/11/10/events_100.html
3Статья искусствоведа А. А. Сташкунас «Сны Изабеллы Байковой». «Чудесные мгновения» №7. http://www.nversio.com/pressa_rus_podkluch.html
Список использованной литературы:
1. Андреева Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ – начала ХХIвека. – СПб.: Азбука – Классика, 2007. – 488с.
2. МакКомик Гордон М. «Лоскутное шитье: мотивы, узоры, техники. Как повысить свое мастерство/ Пре. С анг. – М.: Издтельский дом «Ниола 21-й век», 2001. – 128с.
3. Сайт «Велюр. Мастерская декора». Определение «текстильный коллаж». Дата вхождения 24.09.10 http://velour.kiev.ua/technics.html
4. MatissClub. Мария Спивак - «Избранное». Живопись, скульптура, коллаж. Дата вхождения – 16.11.10 http://www.matissclub.com/exhibition/2009/11/10/events_100.html
5. Тимур Новиков, Иосиф Бродский. «Горизонты». Объяснения художника Тимура Новикова. Дата вхождения – 6.12.10 http://www.newacademy.spb.ru/novikov/gorizont.ht
6. Статья искусствоведа А. А. Сташкунас «Сны Изабеллы Байковой». «Чудесные мгновения» №7. Дата вхождения – 15.11.10 http://www.nversio.com/pressa_rus_podkluch.html
7. Галерея DekArt. Арт-текстиль. Статья «искусство интерьера и
искусство в интерьере». Дата вхождения 17.09.10
http://www.dekartgallery.ru/art/articles/iscus.htm
|