Жизненный быт, уклад, духовный мир казаков в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"
Submitted by Татьяна Курова on Fri, 27/09/2013 - 10:41
Предмет: литература
Класс: 11 класс
Автор УМК:Журавлев В. П. Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. " / В. П. Журавлев. - М.: "Просвещение", 2006.
Тема : "Жизненный быт, уклад , духовный мир казачества в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
образовательная: познакомить с жизненным бытом, укладом донского казачества, а также рассмотреть духовную среду, в которой формируется характер главного героя – Григория Мелехова;
развивающая: 1) развивать умение осуществлять смысловое чтение художественного текста, выделять главную информацию из текста; 2) анализ начальных глав романа, необходимых для полного понимания произведения;
воспитательная: воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны.
Межпредметные связи: литература, история, география, музыка
Оборудование:
1. Портрет М. А. Шолохова.
2. Иллюстрации О. Верейского к роману «Тихий Дон».
3. Фрагменты из к/ф С. Герасимова «Тихий Дон».
4. Презентации.
5. Эпиграф: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер» (А. Н. Толстой)
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Вступительная беседа.
- Мы начинаем изучение романа-эпопеи «Тихий Дон». Что из биографии писателя, связанное с романом «Тихий Дон», вам запомнилось?
- «Тихий Дон» - это роман-эпопея. Что означает этот термин?
- Роман называется «Тихий Дон». Почему Шолохов дал именно такое название роману?
- Итак, события, изображенные в романе, происходят на Дону. А что вы знаете о Доне, донских степях?
- Чтобы у вас было более полное представление о тех местах, где происходит действие романа , дадим слово Географу.
3.Сообщение Географа о Доне и донских степях.
4.Презентация «Дон и донские степи в романе Шолохова «Тихий Дон».
- А как же изображает Дон, донские степи Шолохов в своем романе? Посмотрите презентацию.
- Почему Шолохов начинает повествование с Дона? С помощью каких выразительных средств описывает его?
- Что еще включает Шолохов в описание Дона? (Мелеховский двор, улицу к займищу, степь).
- Что хотел показать Шолохов этим? (Дон «перетекает» в жизнь людей, вместе с ними составляет одно целое).
-Чьими глазами мы видим Дон, степь? Какую роль играют эти небольшие эпизоды?
5.Беседа об истории казачества.
- Итак, действие романа происходит на Дону, где испокон веков жили казаки. Что это за сословие? Откуда оно взялось в России?
- Как сами казаки в романе Шолохова представляют свою историю, свое происхождение? (Ч. II, гл.5)
- Кому противопоставляют себя казаки? (Ч. II, гл. 6)
- Таким образом, казаки считали, что они произошли от казаков же, считают себя привилегированным сословием, испытывают комплекс превосходства над мужиками, русскими и украинцами. А какова же на самом деле история казачества? Откуда появилось это сословие? Об этом поведует нам Историк.
6.Сообщение Историка (с презентацией).
7.Работа по теме урока.
- Книга Шолохова прежде всего о донском казачестве. Писатель стремился показать казачество как целый мир, показать его внутреннее богатство и сложность характера. Основным стержнем повествования является судьба главного героя – Григория Мелехова. Но прежде чем говорить о его характере и судьбе, рассмотрим, в какой среде формируется этот характер. Поэтому тема нашего урока – «Жизненный быт, уклад, духовный мир донского казачества». Каковы же цели нашего урока в связи с названной темой? (Ответы учащихся).
- Как начинается утро в семье Мелеховых? (Ч. I, гл. 2. Все заняты делом)
- Есть в романе яркий эпизод, который тоже подтверждает главную мысль романа: основа жизни – труд. Это эпизод «Луговой покос» (Ч. I, гл. 9)
- Каково настроение эпизода? С помощью каких художественных средств создается это праздничное настроение?
- Какую роль играет коллективный и индивидуальный портреты косцов?
- Как изображена земля? Какое чувство испытывают казаки от общения с землей и друг другом?
- Таким образом, яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и состояние Дуняшки создают ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землей, от труда на ней, от общения друг с другом.
- Однако казаки не только труженики, но и воины. Рассмотрим эпизоды, где Шолохов показывает отношение казаков к воинской службе.
- Перескажите эпизоды «В лагерях» и «Призыв Григория на воинскую службу». (Ч. I, гл.3, ч. II, гл.21). Как эти эпизоды характеризуют отношение героев к воинскому долгу? Почему Григорий не соглашается уйти с Аксиньей на шахты?
- Какие чувства переполняют Пантелея Прокофьича, когда из письма Григория он узнает о награждении сына? (Ч. III, гл. 17)
- Таким образом, второй стержень, на котором держится жизнь казаков – это воинский долг. Они не представляют своей жизни без воинской службы, как и без труда.
Но невозможно понять духовный мир, жизненный уклад казаков, не обратившись к их семейным отношениям. Какие семьи изображены в центре повествования? Каково их социальное, материальное положение? (Ответы учащихся)
- Но какими бы ни были по своему материальному состоянию герои, принципы, по которым строится казачья семья, одинаковы. Рассмотрим один из эпизодов «Наказание Григория за связь с Аксиньей» (Ч. I, гл. 10). На каких принципах строятся отношения в семье? Какие этические нормы лежат в основе этих отношений? (Понятие семейной чести: «Не страми отца!», общность с земляками: «Не пакости соседу!»)
- Как и почему Григорий реагирует на угрозы отца? Как раскрывается сходство характеров сына и отца Мелеховых? В чем его истоки?
- Истоки сходства характеров следует искать в семье. Семья, род – священные для казаков понятия. Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в 1-й главе дается семейный портрет. Расскажите о семье Мелеховых.
- Итак, Григорий своим буйным, вспыльчивым характером похож на отца и потому дает отпор, когда тот во второй раз пытался его ударить. Но как поведет себя Григорий, когда отец осуществит намерение женить сына?
- И если уж заговорили о том, что Григорий по воле отца женится, то следует сказать и о том, что казачья свадьба тоже раскрывает нравы, традиции, уклад жизни казаков.
8.Анализ эпизода «Свадьба Григория и Натальи» (индивидуальное задание).
9.Сообщение о народных казачьих песнях (индивидуальное задание).
- Описывая сцену свадьбы, Шолохов приводит одну из песен, которые звучат на свадьбе. Но песня сопровождала казаков всю жизнь: от рождения до конца жизни. И эпиграф романа – это казачьи песни. Послушайте, какое значение имела песня в жизни казачества.
Сообщение ученика.
10.Прослушивание походной песни.
11.Итоги урока.
- Итак, подведем итоги урока. Что же составляет духовный мир казаков, что формирует их характер?
12.Д/з:тема следующего урока «Изображение «чудовищной нелепицы» войны в романе «Тихий Дон»
Литература.
1. Бирюков Ф. Художественные открытия М. Шолохова. – М., 1976.
2. Желтова Н. Ю. Стихия народной песни в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». –
Литература в школе, № 9, 2004 г.
3. Журавлева А. А., Ковалева А. Н. Михаил Шолохов. – М., 1975.
4. Кузнецов П. Великая степь в творчестве Михаила Шолохова и Павла Васильева. – Литература в школе, № 5, 2005 г.
5. Русская литература XXвека. Очерки. Портреты. Эссе. Кн. для учащихся 11 кл. сред. шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л. А. Смирнова, А. М. Турков, А. М. Марченко и др.; Сост. Е. П. Пронина; Под ред. Ф. Ф. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1994.