Submitted by Ирина Ермакова on вс, 22/09/2013 - 21:30
Тема: Свойства воздуха
Класс: 5
Учитель: Ермакова Ирина Валентиновна, МБОУ СОШ №1 г. Новосокольники
Тип урока: Изучения нового учебного материала и первичного закрепления знаний, комбинированный
Цель: Создать условия для ознакомления учащимися со свойствами воздуха
Задачи:
1. Создать условия для изучения важнейших свойств воздуха.
2. Способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками.
3. Способствовать развитию умений проводить лабораторные опыты..
4. Способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе совместно приходить к общему решению.
Оборудование:
У учителя: чаша с водой, стакан, кораблик, 2 мяча (хорошо накаченный и плохо накаченный), картинки (слайды)
У учеников: чаша с водой, теннисный шарик, 2 воздушных шарика
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Приветствует учащихся
Приветствуют учителя
Актуализация знаний
Предлагает учащимся составить коллективный рассказ о составе воздуха.
Составляют коллективный рассказ о составе воздуха (говорят по очереди по одному предложению)
Определение темы урока
I.Предлагает учащимся послушать загадки и выделить в каждой свойства воздуха.
1) Всегда и всюду рядом с нами
И встретиться везде с ним можно
Но вот увидеть и потрогать
Его нам просто невозможно.
2) Он нужен всей живой природе
Что окружает нас кругом
Им дышат люди, звери, птицы
Благодаря ему живем.
3) Он везде, но не мешает
Место впрок не занимает
Он прозрачен как стекло
Цвета нету у него
Вес отсутствует совсем
И не пахнет он ничем
Так скажите мне друзья
Без чего нам жить нельзя.
4) Я не двигаюсь, стою
Ничего не говорю
Я невидим для тебя
Угадай-ка кто же я?
5) Я коварный поджигатель.
Вы огня хотите - нате!
Я всесильный окислитель
(Если только дров дадите).
6) Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
II. Подводит учащихся к определению темы урока «Свойства воздуха», записывает тему на доске.
I. Слушают загадки, высказывают предположения, о чем идет речь
(1- воздух невидимый, 2- воздухом дышат живые организмы, 3-воздух прозрачный, без цвета и запаха, 4-воздух, 5- воздух поддерживает горение, 6- воздух необходим для дыхания)
II. Определяют тему урока, записывают её в тетрадь.
Изучение нового материала
1. Показывает опыт. В емкость с водой опускает кораблик, накрывает его перевернутым стаканом.
Вопросы к опыту:
ü Почему стакан не заполнился водой полностью?
ü Что было в стакане, перед тем как мы опустили его в воду?
ü Где можно использовать свойство воздуха занимать пространство?
2. Предлагает учащимся прочитать текст §17, стр. 69-70 «Воздух занимает пространство»
Вопросы к тексту параграфа:
ü Для чего используется водолазный колокол?
ü Что делают для того, чтобы люди могли долго работать в колоколе?
3. Объясняет работу кессонов (см. Приложение 1)
4. Предлагает начать заполнение таблицы (см. Приложение 2)
5. Предлагает учащимся прочитать свои записи.
6. Предлагает учащимся надуть воздушные шарики (дети должны надуть шарики разного размера, группы могут обмениваться своими шариками). Вопросы:
ü Сравните шарики. Какой из них более упругий? Почему?
ü Можно ли сделать более упругими все шарики? Что для этого нужно сделать?
ü Что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух?
7. Предлагает нескольким учащимся из класса постучать мячами.
8. Предлагает учащимся прочитать текст
§17, стр. 70-71 «Сжимаемость и упругость» и продолжить заполнение таблицы.
9. Предлагает учащимся прочитать записи.
10. Предлагает учащимся провести опыт с теннисным шариком и продолжить заполнение таблицы.
ü Попробуйте утопить теннисный шарик в чашке с водой.
ü Что наблюдаете?
ü Какое свойство воздуха обнаружили?
11. Предлагает учащимся рассмотреть картинки (слайды) (см. Приложение 3), посоветоваться в группах и предположить, какое отношение данные рисунки имеют к теме урока.
Вопросы к рисункам:
ü Почему птицы в мороз хохлятся?
ü Зачем зверям шерсть? А человеку одежда?
ü Почему рамы двойные или тройные? Что между стеклами?
ü Почему кипяток в термосе не остывает?
ü Почему растения под снегом не мерзнут?
1. Наблюдают за опытом, высказывают свои предположения о результатах.
2. Читают заданный текст учебника, отвечают на вопросы.
10. Проводят опыт. Приходят к выводу, что воздух легче воды, и это свойство используется в спасательных жилетах, плавательных кругах, надувных лодках. Заполняют таблицу.
11. Рассматривают рисунки. Совещаются, делают вывод, что воздух плохо проводит тепло. Заполняют таблицу.
Закрепление нового материала
Предлагает выполнить задание: Соотнесите свойства воздуха и способ использования данного свойства человеком:
Свойства воздуха
Способ использования
Воздух легче воды
Автомобильные шины, батут, мяч
Плохо проводит тепло
Теплый пол, полок в парной высоко под потолком
Теплый воздух поднимается к верху
Надувные матрасы для купания
Упругость
Вторые рамы в домах, шуба
Учитель обращает внимание на то, что о свойстве теплого воздуха подниматься к верху на уроке не говорили.
Выполняют задание. Взаимопроверка.
Домашнее задание
Задает домашнее задание, комментирует его.
1. Предложить и продемонстрировать опыты, доказывающие, что теплый воздух поднимается к верху.
2. Узнать, какими еще свойствами обладает воздух, дополнить таблицу.
Записывают домашнее задание.
Рефлексия
Предлагает учащимся ответить на вопросы:
ü Какие открытия вы совершили сегодня за урок?
ü Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете?
ü Как вы сможете применить знания, полученные сегодня на уроке?
Высказывают свое мнение о результатах урока.
Приложение 1. Погружение кессонов
Кессонный метод возведения фундаментов глубокого заложения применяют в тех случаях, когда наблюдается значительный приток воды и осложняются работы по осушению а также когда грунты содержат крупные включения твердых пород. Кессоны применяют в непосредственной близости от сооружений, когда есть опасность выпора грунта из-под их подошвы.
Кессон состоит из кессонной камеры, подкессонного строения и шлюзового устройства. Кессонную камеру обычно делают из железобетона. Стенки камеры заканчиваются ножом. Высота камеры от банкетки до потолка принимается не менее 2,2 м. В потолке камеры предусмотрено отверстие для установки шахтной трубы. Надкессонное строение чаще всего выполняют в виде сплошного массива из монолитного бетона или железобетона. Для опускания и подъема людей и выполнения грузоподъемных операций предусматривается шлюзовой аппарат, который соединен с кессонной камерой шахтными трубами. Сверху кессон оснащен подъемным механизмом. Для подачи сжатого воздуха монтируются трубопроводы из двух ниток: рабочей и резервной. Для обеспечения сжатым воздухом монтируется компрессорная.
Сущность метода заключается в том, что во время погружения кессона в кессонную камеру нагнетается сжатый воздух, предотвращающий поступление в камеру подземных вод и наплывов грунта. Разработку грунта ведут в осушенном пространстве камеры. Чтобы открыть наружную дверь, когда кессон находится под давлением, нужно закрыть люк в шахту и снизить давление в шлюзовом аппарате. Когда внешнее и внутреннее давления уравновешиваются, дверь можно открывать. При этом давление воздуха в шахте и кессоне сохранится. Войдя в шлюзовую камеру, наружную дверь закрывают. Затем поднимают давление воздуха внутри камеры до уровня давления в кессоне. Только после этого можно открывать люк шахты для входа рабочих или транспортировки грунта. Шахту монтируют из звеньев труб на фланцах. Ее можно наращивать при опускании, не снижая давления в кессоне. Для этого закрывают люк на потолке кессона, снижают давление в шахте и выполняют работы по наращиванию.
При сооружении кессонной камеры и надкессонного строения предъявляют такие же требования, что и при сооружении опускных колодцев. Технология производства бетонных, арматурных и других работ аналогична технологии этих работ по сооружению опускных колодцев.
Приложение 2. Таблица для заполнения на уроке
Свойство воздуха
Как можно использовать данное свойство воздуха
Приложение 3. Картинки (слайды)
Литература и интернет-ресурсы
1. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Введение в естественно-научные предметы. Природа. Неживая и живая. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.,Дрофа, 2012