Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Работа над текстом. Логический анализ текста».

Submitted by Николай Анатольевич Ошнуров on Sat, 21/09/2013 - 23:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ошнуров Николай Анатольевич
Место работы, должность: 
МБОУ ДОД ЦДОдД "Юность", педагог дополнительного образования
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цель:Отработка навыков осмысленной постановки логического ударения.

 Задачи:

Образовательные:

Содействовать

·        формированию навыков правильного настраивания речеголосового аппарата;

·        применению на практике знаний по логике речи.

 

Развивающие:

Способствовать:

§  формированию привычек к четкой артикуляции;

§  развитию воображения;

§  развитию умения оценивать и корректно делать замечания друг другу;

§  развитию чувства ответственности за свое дело.

 

Воспитательные:

Содействовать формированию

§  самостоятельности и активности;

§  творческой индивидуальности;

§  внимательного отношения к слову;

§   чувства любви к родному языку.

 

Здоровьесберегающие:

Содействовать:

§  формирования правильной осанки;

§  укреплению нижнебрюшной и межреберных мышц;

§  формированию правильного дыхания;

§  профилактике простудных заболеваний;

§  устранению мышечного напряжения и психофизических зажимов.

 

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

текст стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

Используемая методическая литература: 

Литература: 

Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - Л.-М., 1967.

Грачёва Л.В. Актёрский тренинг: Теория и практика. – СПб.: Речь, 2003.

Ершов П.М. Технология актёрского искусства. Соч.: В 3 т. - М., 1992. Т. 1.

Театр, где играют дети: Учебно.- метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Калинина Н.И. Логично мыслить – логично говорить – Москва 2003.

Используемое оборудование: 

Оборудование и дидактический материал:

для педагога:магнитофон; текст стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», мячик, зеркальце,  карточки с текстом скороговорок;

для обучающихся:тексты стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», карандаши простые, мячики, зеркальца.

Краткое описание: 
Пояснительная записка Одним из важнейших разделов в работе над словом является практическое овладение законами логики речи. В живой речи мы почти не делаем логических ошибок. Психологически это совершенно закономерно: в жизни мы всегда достаточно хорошо знаем, о чем мы говорим, зачем, чего своими словами добиваемся и на что, стало быть, в наших словах мы хотим обратить внимание слушающих в первую очередь. Это и заставляет нас в той или иной степени осознанно и продуманно использовать соответствующие, существующие в живом языке, выразительные средства. При грамотной постановке обучения актерскому мастерству участники театрального коллектива оказываются в сходных условиях: прежде чем произнести те или иные слова в этюде или по роли, они уже знают, о чем эти слова, почему и как возникла необходимость в них, зачем их надо произнести. Слова роли в пьесе диктуются развитием конфликта, развертыванием хода действия, конкретными взаимоотношениями персонажа с его партнерами по сцене. И если все это в какой-то степени уже освоено участником театрального коллектива, его речь в этюде или в ходе репетиций не может быть алогичной. Но, к сожалению, не так уж редки случаи, когда обучающийся, произнося те или иные слова в сценических условиях, что – то недоучтет, о чем – то не подумает, что – то поймет неправильно, а в результате возникают неправильные паузы, случайные ударения, искажающие высказываемую мысль. Руководитель попутными замечаниями в ходе этюда или репетиции исправляет такие логические ошибки, но не всегда при этом выясняется их суть. Такие замечания и исправления могут, конечно, обеспечить достаточно логически грамотную речь исполнителей в спектакле, но они не дают нужных навыков, не гарантируют от повторения ошибок. Если же обучающемуся будет объяснено, какую мысль ему нужно было высказать, и что у него фактически получилось и почему, то данную мысль он уже больше не исказит. А если при этом ему объяснить, на основании какого правила логики речи данный текст должен прозвучать именно так, а не иначе, то обучающийся сможет использовать знание этого правила при самостоятельном анализе – обдумывании и освоении – любого аналогичного текста.

КОНСПЕКТ

открытого занятия театрального детского объединения

(3-ий год обучения)

 

Педагог: Ошнуров Николай Анатольевич

 

Место проведения:учебный класс МБОУ СОШ №21

 

Тема:«Работа над текстом. Логический анализ текста».

 

Цель:Отработка навыков осмысленной постановки логического ударения.

 Задачи:

Образовательные:

Содействовать

·        формированию навыков правильного настраивания речеголосового аппарата;

·        применению на практике знаний по логике речи.

 

Развивающие:

Способствовать:

§  формированию привычек к четкой артикуляции;

§  развитию воображения;

§  развитию умения оценивать и корректно делать замечания друг другу;

§  развитию чувства ответственности за свое дело.

 

Воспитательные:

Содействовать формированию

§  самостоятельности и активности;

§  творческой индивидуальности;

§  внимательного отношения к слову;

§   чувства любви к родному языку.

 

Здоровьесберегающие:

Содействовать:

§  формирования правильной осанки;

§  укреплению нижнебрюшной и межреберных мышц;

§  формированию правильного дыхания;

§  профилактике простудных заболеваний;

§  устранению мышечного напряжения и психофизических зажимов.

 

 

План занятия:

 

1. Организационный  момент-2 мин.

2. Речевой класс 33 мин.

3. Логический анализ текста 50 мин.

4. Подведение итогов– 5 мин.

 

Тип занятия: закрепление знаний.

 

Оборудование и дидактический материал:

для педагога:магнитофон; текст стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», мячик, зеркальце,  карточки с текстом скороговорок;

для обучающихся:тексты стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», карандаши простые, мячики, зеркальца.

 

Литература: 

Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - Л.-М., 1967.

Грачёва Л.В. Актёрский тренинг: Теория и практика. – СПб.: Речь, 2003.

Ершов П.М. Технология актёрского искусства. Соч.: В 3 т. - М., 1992. Т. 1.

Театр, где играют дети: Учебно.- метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Калинина Н.И. Логично мыслить – логично говорить – Москва 2003.

 

 

 

 

 

 

 

ХОД   ЗАНЯТИЯ

I.Организационный момент

Регистрация присутствующих, проверка готовности детей к занятию. Сообщение темы и цели занятия.

II. Речевой класс

1. Общий разогрев.

·        Ходьба с различными движениями рук.

·        Бег с фиксированным выдохом (гладкий, с захлестыванием голени, с высоким подниманием бедра, боковым галопом).

·        Бег со звуками [гм], [зм,] [рм], [жм].

·        Восстановление дыхания: тройной сброс, «лошадки»(строятся в три колонны).

·        Повороты головы.

·        Наклоны головой вперед-назад, вправо-влево.

·        Гимнастика для пальцев (вращение кулачками, растереть ладошки, растереть кисти рук, «волна» кистями рук, «месим тесто»).

2. Гигиенический массаж.

·        Самомассаж  лба (поглаживание лба кончиками пальцев от середины к ушам) 4-6 раз.

·        Самомассаж верхней части лица (поглаживание кончиками пальцев от переносицы к ушам) 4-6 раз.

·        Самомассаж средней части лица (поглаживание кончиками пальцев от середины верхнего надгубного пространства к ушам) 4-6 раз.

·        Самомассаж нижней челюсти (поглаживание от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно – к середине подбородка) 4-6 раз.

3. Вибрационный массаж.

·        Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам  и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [м].

·        Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [му], не раскрывая рта.

·        Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [в].

·        Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [в].

·        Постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под нижней губой и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [з].

·        Постукивать кончиками пальцев обеих рук по верхней части грудной клетки и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [ж].

·        Постукивать ребрами ладоней обеих рук движением снизу вверх боковую часть грудной клетки (от поясницы до подмышек) и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [м].

·        Постукивать ребрами ладоней обеих рук область лопаток и задней части межреберных мышц (насколько позволяет длина рук) и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [р].

4. Дыхательная гимнастика.

·        Носовое дыхание:

- прижать правую ноздрю пальцем – вдох левой ноздрей; зажать левую ноздрю – выдох; затем в обратную сторону (4-6 раз);

- поглаживая нос от кончика к переносице – вдох; постукивая пальцами по ноздрям – выдох (4-6 раз);

- провести быстро указательным пальцем по нижней части носовой перегородки от желобка под носом к кончику носа, слегка поднимая его к верху – вдох; постукивая по крыльям носа – выдох (4-6 раз);

- расширить ноздри – вдох, ноздри в состояние покоя – выдох.

·        Согрели ладошки (теплый выдох).

·        Задули свечу (фиксированный выдох).

·        Фиксированный выдох с наклоном. Встать прямо. Руки на ребрах. Большие пальцы рук на спине под лопатками, спина прямая. Наклониться вперед, сохраняя хорошую осанку, и взять дыхание (носом) на счет «три». Затем выдохнуть, «процеживая» воздух через «сопротивляющиеся» губы.

·        Теплый выдох с наклоном вперед. Встать прямо. Руки на ребрах. Большие пальцы рук на спине под лопатками, спина прямая. Наклониться вперед, сохраняя хорошую осанку, и взять дыхание (носом) на счет «три». Затем выдохнуть через рот, мысленно произнося гласный [а].

·        «Ковбой». Встать прямо. Резко выдохнуть воздух (сброс), затем вдохнуть через нос (внюх) и одновременно поставить ноги шире плеч, слегка согнув в коленях. Выдыхать воздух через сжатые губы короткими порциями, имитируя выстрелы. На остатках выдоха произнести «баста» и вложить «кольт в кобуру» (4 раза).

·        «Тянем канат». Встать прямо. Имитируем захват каната над собой – вдох носом (внюх), с усилием тянуть вниз – фиксированный выдох (4 раза), то же в правую и левую стороны.

·        Бег на месте в заданном ритме с фиксированными выдохами и текстом: два шага, два выдоха – фраза (на каждый шаг – слово).Текст: Был день. Вдруг дождь. Гром – бом.. Все в дом. Вслед пес. Мокр нос. Шерсть вниз. Хвост свис.

5. Внутриглоточная артикуляционная гимнастика.

·        Перестроиться в полукруг.

·         «Зевок при людях» Сделать зевок с закрытым ртом. Затем, запомнив мышечное ощущение, произнести сочетание БА-БАБА, как бы извиняясь за зевок.

·        «Яблоко». Пытаться откусить огромное воображаемое яблоко. Затем, запомнив мышечное ощущение, произнести сочетание АМ-БАБА, огорчаясь.

·        «Горячая картошка». Представить, что во рту горячая картошка. Проглотить не получается, поэтому пытаться остудить ее движениями мягкого неба.

·        Мягко открыть рот. Язык свободно лежит внизу. Не закрывая рта, не артикулируя, произнести: «Наша река широка, как Ока. Как Ока, широка наша река». Сразу же после этого произнести тот же текст (без паузы).

6. Артикуляционная гимнастика.

·        Упражнения для мышц губ:

- «Пятачок»: вытянуть губы трубочкой и делать вращательные движения сначала в одну сторону, затем –  в другую;

- «Кобыла Эльза»: сначала «чешем» нижнюю губу о нижние зубы;  верхнюю губу – о верхние зубы, затем одновременно обе губы чешем о зубы;

- «Улыбка-хоботок»: улыбнуться, затем вытянуть губы вперед трубочкой – выполнять с увеличением темпа.

·        Упражнения для мышц языка:

- «Уколы щек языком»: выполнять движения языком влево (укол в левую щеку), затем вправо (укол в правую щеку);

- «Копье - лопата»: открыв рот, высунуть язык, придавая ему форму то тоненького, острого копья, то широкой лопаты, спокойно лежащей на нижней губе;

- «Ложечка»: высунуть язык и загнуть кончик языка в форме ложечки;

-  «Чашечка»; высунуть язык, прогнув его спинку в форме чашечки;

- «Лодочка»: распластать язык  за нижними зубами, заняв полость нижней  челюсти и загнуть его края, придав ему форму лодочки.

7. Настройка голоса.

·        Упражнение на расслабление: встать в круг, взяться за руки, одновременно лечь. Закрыть глаза. Расслабить все мышцы, начиная с головы.

·        Звукоряд гласных: вы  лежите в глубоком ущелье. Пытаетесь звать на помощь. (а-о-у-э-ы-и). А теперь горный родник пытается вырваться на свободу: врла-врло-врлу-врлэ-врлы-врли.

·        «Цветок»: свернуться в «зерно». Растет цветок, тянется к небу со звуком [зм]. Прижимаем цветок к груди (звук на себя). Подарите свой цветок соседу напротив.

·                «Назойливая муха»:ноги на ширине плеч. Правая рука вытянута вперед, указательный палец находится на уровне носа, остальные пальцы правой руки сомкнутывкулак.Кончик указательного пальца правой руки превращается в большую энергичную «муху», упорно крутящуюся около лица-«цветка»;  «мычанием» имитируется полет «мухи».«Муха» начинает медленное движение издали в сторону лица; отдаленно возникает ноющий звук М-М-М...; «Муха» вплотную приближается к лицу; звук постепенно нарастает до громкого, но не форсируется. «Муха»  крутится  около лица —  она то  около губ, то около   носа,   около   лба   и   т.д. –  звук   направляется   в   ту резонаторную зону лица, около которой вертится «муха». «Муха»   улетает  наверх,  к потолку —  звук   уходит  за ней,  затухает. (С увеличением громкости высота тона остается прежней).

8. Дикционные упражнения.

·        Пытаемся загнать «муху» в пол: четко произносим сочетаниятыды-тыды, дыды-дыды, бяки-буки;

·        Движение в кругу с произношением сочетания лапткабудыбуда (с постепенным усилением силы звука).

·        Артикуляционно-фонетические упражнения: Бык-тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

 

 

 

III. Логический анализ текста.

1. Подготовительные упражнения.

·        Упражнения на переход ударения в буквосочетанияхпибивинипифи-пэбэвэнэпэфэ-пабаванапафа-побовонопофо-пубувунупуфу-пыбывыныпыфы. Обучающиеся стоят в кругу.У одного в руках мяч. Кинуть мяч партнеру напротив и произнести всю цепочку с логическим ударением на первом сочетании, «подбирая» остальные. Следующий участник, кидая мяч, произносит  с ударением на втором буквосочетании, и т.д. по кругу.

·        Упражнения на переход ударения во фразах(Рысь сыр ест. Полз червь Чук. Сто верст вскачь. Купи кипу пик). У каждого обучающегося в руке мяч. Произносится фраза три раза:  с постановкой логического ударения на первом слове, на втором и на третьем, одновременно  подкидывая мяч на ударном слове.

·                Упражнения на переход ударения в скороговорках.Водовоз вёз воду из-под водопровода. Поля пошла полоть петрушку в поле. Верзила Вавила весело ворочал вилами..Покатил Костя в Кострому в гости..Выполняется в парах. Один участник упражнения произносит скороговорку с вопросительной интонацией, второй должен ответить на заданный вопрос. Задача участников: задавать вопросы, ставя логическое ударение каждый раз по-новому, а отвечать в соответствии с поставленным ударением. После самостоятельной работы каждая пара показывает свою работу остальным обучающимся. 

2. Работа с текстом.

Знакомство с текстом (чтение текста стихотворения про себя, 1-2 человека читают вслух).

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

 

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

 

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит –

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

 

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

 

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

 

·         Идейно-тематический анализ (тема, идея, сверхзадача, сквозное действие, событийный ряд).

·        Логический анализ текста (нахождение смысловых  центров – выделение логических ударений в соответствии с законами и правилами логики речи (закон нового понятия, противопоставления, правил чтения перечислений, инверсии);  смысловых пауз; разбор чтения знаков препинания) и составление партитуры стихотворения.

·        Чтение по партитуре с последующим обсуждением.

·        Задание-импровизация: обучающиеся распределяют текст стихотворения между собой (по несколько строчек каждому), затем читают его на сцене как скоморохи (можно как сплетню; как будто выступают на митинге; успокаивают ребенка и т.п.). 

IV. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Итоги занятия подводятся  обучающимися в форме краткого анализа своей работы (что понравилось и почему, что удалось, над чем еще стоит поработать, на что обратить особое внимание, что нового для себя открыли на занятии).


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн