Урок–практикум по географии в 7-м классе на основе интеграции алгоритмической и проблемно поисковой технологий. Тема урока: "Путешествие по Южной Америке» Составил учитель географии Денисенко Елена Бахтияровна,МОУ СОШ№16
Submitted by Елена Денисенко on Wed, 18/09/2013 - 13:08
практическая работа на основе интеграции алгоритмической и проблемно-поисковой деятельности.
Приёмы деятельности учителя:
Эврестическая беседа. Организация работы учащихся по типовым планам, картам атласа, тексту учебника, контурным картам.
Деятельность учащихся
: Выполнение практической работы с использованием карт атласа и типовых планов-алгоритмов. Решение проблемы урока. Ведение записи в рабочей тетради. Работа на контурной карте.
Опорные знания, внутрипредметная, межпредметная и метапредметная интеграция:
градусная сетка, определение географических координат(география); вычислительные навыки (математика).
Планируемые результаты:
Приобретение знаний об особенностях географического положения материка Африка. Закрепление умений работать с картами атласа, типовым планом-алгоритмом, контурной картой.
Ход урока
1)Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности.
На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие закономерности природы нашей Африки и Австралии. На сегодняшнем уроке мы переходим к изучению Южной Америки. Прил.(1)
2)Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Вспомните, пожалуйста, что называется материком?
Какие вы знаете материки? Покажите их по карте.
В предыдущей теме мы рассмотрелиприроду Австралии и Африки котораяподчиненазакономерностям развития географической оболочки.
Какие материки относятся кюжным материкам?
Все ли материки расположены полностью вюжномполушарии?
Ответ: Материки — значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.
Ответ:Нет.Австралия и Антарктидаполностью лежат вюжном полушарии, аЮжная Америка и Африкапересекается экватором.
3) Этап выявления места и причины затруднения.
Тогда почемуАфрику и ЮжнуюАмерикумы относим кюжнымматерикам?
Ответ:Все дваматерика имеют общую историю развития природных условий — они были частью единого материкаГондвана.
Ответ:Все дваматерика имеют общую историю развития природных условий — они были частью единого материка Гондвана.
4) Этап Постановки проблемы
Проблемная задача.Представьте теперь, что вы путешественники. Каждая экспедиция отправляется на один изсеверныхматериков и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать об особенностях природы материка.
Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы.Основная проблема урока.
Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока:“Каковыособенности физико-географического положения материка Южная Америка? ”
Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы более точно определить местонахождение материка на земном шаре?
Предполагаемые ответы учащихся: Определить площадь материка. Какие океаны его омывают? Какие материки близко расположены, а какие удалены?
Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны ответить на эти вопросы. А теперь познакомьтесь с типовым планом(алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка
Прил.(2)
5)Этап Практического применения знаний по теме «Южная Америка»
Решение проблемы:
Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Затем обсуждаем, и представитель группы даёт ответ. Если вы согласны, то делаете запись в тетрадь.прил.(3)
1. Положение материка по отношению к экватору.
.2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.
3. Крайние точки, их координаты.
4. Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
Самостоятельное исследование в парах по плану.Работа с картами атласа, глобусом. Определение географических координат по карте атласа. Нанесение их на контурную карту.
Какой вывод можно сделать?
5. Площадь материка (рис.3, стр.9. учебника)(18,3 млн. км в кв.)
Площадь материка -3/4 суши. – это четвертый по величине материк.
Вспомнить площадь суши (рис.2, стр.5. учебника)
Площадь суши - 149 млн. кв. км.
6. Положение материка по отношению к морям и океанам.
7. Положение материка по отношению к другим материкам.прил.4
2.«Что это?»
Соотнести географические объекты.(5,6)
3.Порт»Географический»(7)
Нанесение на контурную карту океанов, морей, заливов, проливов.прил.8
4.Бухта «Эрудитов»(8)
Кроссворд(9)
5.Гавань «Угадайка»(9)
Диктант.Проверка(11)
6.Племя северных варруалов нас окружили и если мы ответим на вопрос, то они нас отпустят.распределить расы и народы.(13)
7.Порт «Эрудит» Викторина «Самый-самый...»(14,15)
Предполагаемые ответы учащихся:1. Экватор пересекает материк в северной части.
2.Лежит полностью в западном полушарии.
3.к.с.т. мыс Гальинас
к.ю.т. мыс Фроуэрд
к.з.т. мыс Париньяс
к.в.т. мыс Кабу-Бранку, их координаты-
120 с.ш., 720 з.д.
540 ю.ш., 720 з.д
40 ю.ш., 810 з.д
70 ю.ш., 350 з.д
18,3 млн. км в кв.)
Работа проходит по-этапно.Учитель является капитаном парусника. Дети разделены на две команды «Смелые» и «Находчивые».В командах выбирают помощника учителю-старшего юнгу. На столах- маршрутные листы с самооцениванием. Ход игры проходит по этапам. Всего 7 этапов.
Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.
Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: “Каковыособенности физико-географического положения материка Южная Америка?”
Ответы учащихся: Южная Америка лежит в северном полушарии и южном.Материк расположен в западном полушарии. Это четвертый материк по площади. Омывается Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим океанами. Южная Америка близко расположена к материку Евразия и Северная Америка. Имеет выгодное физико-географическое положение.
Организация домашнего задания.
Ребята, я вам предлагаю выполнить творческое задание: Разработайте свой маршрут путешествия по Южной Америке, который позволил бы увидеть как можно больше интересных объектов материка.
Правительство Аргентины приняло решение о переносе столицы в другой район страны. Куда бы вы посоветовали перенести её?
Подведение итога урока.Рефлексия: Ю.А. относится к группе южных материков, потому что…
Крайние точки имеют только западную долготу, потому что…
У берегов Ю. А. выделяется небольшое количество морей и заливов, потому что…