Submitted by Мария Ришатовна Каримова on Sat, 14/09/2013 - 20:03
Проект
«Возьмём под защиту кувшинку!"
Авторы:
Каримова М.Р.
Мордовина Е.Ю.
Кулагина М.К.
Актуальность проблемы.
Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?
Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общий дом - на природу.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но особенно остро стоит эта проблема в наши дни, когда угроза экологического кризиса, может быть, и катастрофы, нависла над человечеством.
Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества.
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.
Актуальность проблемы: «Не навреди» - одна из заповедей общения человека с природой.
Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического воспитания в детском саду.
Именно в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Это период совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Отношение ребенка к природе, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для природы вредно, а что полезно. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для природы, так и для ребенка.
Гипотеза.
Чем больше мы узнаем
о жизни растений из Красной книги,
об их значимости для окружающей среды,
тем бережнее и осознано-правильнее мы будем относиться к ним,
тем самым решая проблему
выживания человека на нашей планете.
Ожидаемый результат.
Мы будем знать:
§ что такое Красная книга, для чего она создана, как она выглядит;
§ какие животные и растения Саратовской области, занесены в Красную книгу;
§ памятку по соблюдениюосновных экологических правил, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;
§ строение кувшинки, назначение его частей, систему жизнеобеспечения, среду его произрастания, его соседей.
Мы будем уметь:
§ вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, исследовать, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять законы общего дома природы;
§ научимся наблюдать, рассуждать, планировать работу, научимся прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Мы изготовим:
§ экологические знаки в поддержку исчезающих животных и растений;
§ листовки “Возьмём под защиту кувшинку!»;
§ макет водоёма – среды произрастания кувшинки.
У детей:
§ Поднимется уровень мотивации коллективных достижений.
§ Сформируется осознанно – правильное отношение к животным и растениям.
Дети, родители и педагоги:
§ Сблизятся еще больше, принимая участие в конкурсах, совместном творчестве, открытых занятиях, экскурсиях.
§ Сформируются партнёрские отношения.
Визитная карта проекта
Автор проекта
Фамилия, имя, отчество
Каримова Мария Ришатовна
Мордовина Елена Юрьевна
Кулагина Мария Константиновна
Город, область
г. Балаково, Саратовская область
Номер, название детского сада
МБДОУ - детский сад комбинированного вида №5 «Умка»
Описание проекта
Название темы вашего учебного проекта
«Возьмём под защиту кувшинку»
Краткое содержание проекта
Цель проекта:
Создать условия для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде, воспитание эмоционально - положительного отношения к природе родного края.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Углублять и конкретизировать представления о растительном мире родного края.
2. Выявить значимость «Красной книги», для чего она создана.
3. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
4. Вовлечь родителей в совместную с ДОУ экологически организованную деятельность. Создать атмосферу общности интересов, партнёрских отношений.
Развивающие:
1.Развивать поисковую деятельность (развивать способность целесообразно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).
2.Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы.
3.Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении растения.
Личностные:
1.Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
2.Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе.
3.Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, животным, рыбам.
Межличностные:
1.Воспитывать способность работать в команде, быть лидером.
2.Принимать на себя разные роли и обязанности.
3.Продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.
Непосредственно организованные образовательные деятельности
· Формировать элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязях в природе, способах взаимодействия с растениями и животными, основы экологической культуры, воспитанности;
· создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире;
· развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
· пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.
· развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
· обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования;
· приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
Планируемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
личностные:
· личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения;
· способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения;
· способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения;
· осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения;
метапредметные:
· перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
· развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
· способность к созданию условий для эффективной устной коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее, развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах, способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
предметные:
· расширения представлений детей об окружающем мире: знания о Красной книге, об охраняемых животных и растениях родного края, о правилах грамотного поведения в природе;
· расширение знаний о влиянии деятельности человека на жизнь растений; об охране растений и животных.;
· умение исследовать растение, исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения растения, их зависимости от времени года;
· умение самостоятельно обследовать объекты, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать объекты;
· расширение сенсорного опыта;
· умение употреблять в речи названия частей растения, глаголов – напоминающих действий-правил поведения в природе;
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения?
Проблемные вопросы учебной темы
· Что такое Красная книга?
· Зачем нужна Красная книга региона?
· Какие растения нашего региона нуждаются в охране?
· Что мы можем сделать для их охраны прямо сейчас?
Учебные вопросы
§ Для чего нужны растения?
§ Почему некоторые растения исчезают?
§ Для чего нужна Красная книга?
§ Что означает цвет страниц Красной книги?
§ Какие растения нашего региона занесены в Красную книгу?
§ Каково строение кувшинки?
§ Для чего кувшинке листья, корни, стебелёк, цветок, семена?
§ Какие соседи у кувшинки? Нравятся ли такие соседи растению? Почему?
§ Что мы можем сделать для того, чтобы растения не исчезали?
Художественное творчество (рисование) «Портрет семьи растения».
Художественное творчество (лепка) «Белая кувшинка».
Художественное творчество (лепка) «Барельеф «Белая кувшинка».
Ручной труд «Красивое озеро».
Художественное творчество (рисование) «Рисование ладошками «Красивое озеро»
Музыкальная деятельность
(прослушивание в аудиозаписи звуков природы) -развитие музыкальных способностей, слуха, слуховой памяти.
Игровая деятельность.
Д/и: «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод», «Определи цветок по листочку», «Найди свой цветок», «Можно – нельзя», «Хорошо – плохо», экологическая игра «Благодарение» - закрепление знаний детей о растениях, формирование экологической культуры.
Настольные игры:«Времена года», «Растения и животные»:формирование представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков
Подвижные игры:«Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями»:закрепление знаний об обитателях озера.
Сюжетно-ролевая игра« Прогулка на озеро»- поддерживать интерес к ролевой игре, уметь применять ранее полученные знания в игре.
Игры на развитие сенсомоторных координаций : «Кто нарисован», «Учимся рисовать линии».
Чтение художественной литературы:
«Выдры», Новелла Матвеева «Кувшинка», Л. Кузьминская «Кувшинка»,Михаил Пляцковский «Зеленый лягушонок и желтая кувшинка», И. Токмакова «Снежинка и кувшинка».
Опытническая деятельность:
«Может ли растение дышать?»-выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
«Разноцветный сельдерей» -проследить за питанием растений.
«Цветы лотоса»- Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)
«Разноцветные растения» - Показать сокодвижение в стебле растения.
Заключительный этап.
Презентация проекта.
Мероприятие – обобщённая НОД «Цвела кувшинка на Руси».
Презентация макета водоёма – среды произрастания кувшинки.
Презентация листовок “Возьмём под защиту кувшинку!».
Обобщение результатов и итогов проекта.
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
Устные беседы с Сашей З., с Сашей Ж.Обследование растений.
Индивидуальная работа с Дадой,Вроникой,Артёмом,Егором в режимных моментах: лепка, рисование, выкладывание из палочек, косточек, из мозаики растений .Задания «Дорисуй», «Обведи», «Дополни», 2Собери картинку».Выставка работ.
Ученик, для которого язык преподавания не родной
-
Одаренный ученик
Артём П.- составление модели растения, поход в библиотеку с родителями, сбор энциклопедического материала, фотоотчёт.
Настя Ш.-Составление мини – альбома «Стихи,загадки о кувшинке».