Submitted by Любовь Павловна Осипова on пн, 09/09/2013 - 20:54
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь. В каком настроении вы пришли на урок? (Ответы детей)
-Чтобы ваше настроение стало ещё лучше, послушайте стихотворения. (Дети читают стихи)
- О чём были стихотворения? (О заглавной букве)
- А в каких словах пишется заглавная буква? (В именах собственных)
- Хотите, чтобы ваши знания были прочными и надолго? (Ответы детей)
- Тогда приступаем к уроку!
2. Минутка чистописания.
-Внимательно посмотрите на картинку и скажите, какие буквы здесь спрятались?
СУПМБВ
- Запишите эти буквы заглавными, в алфавитном порядке
Б В М П У С
-Молодцы! Слушайте следующее задание. На доске написаны слова (Ваня, Пенал, Собака, Петров, Ученик, Барсик, Сосновка, Море, Москва), посмотрите, прочитайте, выберете и назовите только те слова, которые пишутся с заглавной буквы. (Ваня, Петров, Барсик, Сосновка, Москва)
3. Сообщение целей урока.
- Сформулируйте цель и задачи нашего урока.
( 1. развитие умений писать большую букву в именах и фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке;
2. развитие умений писать большую букву в отчествах людей, соотносить отчества с именами людей;
3. развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев;
4.развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень;
5. развитие умений писать большую букву в названиях рек, морей, океанов;
6. развитие умений писать большую букву в кличках животных)
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)
- Итак, ребята сегодня на уроке русского языка мы будем упражняться в правописании имён собственных, развивать свою речь, грамотно и красиво писать. А чтобы наше занятие было более интересным и необычным, нам будут помогать сказочные герои из мультфильма «Простоквашино»
4. Упражнения в правописании имён собственных.
Упражнения в написании заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах, и кличках животных.
- Давайте вспомним, как же звали наших героев? (Дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин, галчонок Хватайка, почтальон Печкин, корова Мурка и телёнок Гаврюша – с каждым названным героем, вывешиваются рисунки)
- Молодцы! Всех вспомнили! А теперь давайте запишем имена этих сказочных героев, чтобы уж наверняка не забыть! А имена сказочных героев мы пишем…(С заглавной буквы – это тоже имена собственные) Работа у доски и в тетрадях.
- Фёдор – это… Шарик, Хватайка, Мурка и Гаврюша – это… Матроскин – это… Печкин – это…
- Сделайте вывод на основе наблюдения. ( ФИО, клички животных и имена сказочных героев пишем с заглавной буквы.)
Упражнения в написании заглавной буквы в названиях рек, озёр, морей и океанов.
- Как-то утром дядя Фёдор, пёс и кот дом в порядок приводили: паутину сметали, печку чистили и мусор выносили. А потом они мыться на речку отправились. Шарик с дядей Фёдором в воду залезли, а кот по берегу ходил и всё грустил о разных морях и океанах. Он же был морской кот, просто он воды боялся.
- Ребята, кот Матроскин до встречи с дядей Фёдором, плавал на разных кораблях… Где он только ни был
- У вас на парте есть карточки с названиями моря, озера, реки и океана. Вставьте нужную букву в название и соедините, и мы узнаем где побывал кот Мтроскин.
(И, и)ндийский озеро
(ч, Ч)ёрное океан
(В, в)олга море
(б, Б)айкал река
Работа с карточками со взаимопроверкой.
- Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. (Правильный алгоритм написать на доске)
- Кто справился с заданием и не сделал ни одной ошибки, поставьте смайлик с улыбкой J
- Кто сделал одну ошибку, поставьте смайлик без улыбки
- Кто сделал больше одной ошибки, поставьте грустный смайлик L
- Сделайте вывод на основе наблюдения. (Названия рек, озёр, морей и океанов пишутся с заглавной буквы.)
5.Физкультминутка.
6.Упражнения в правописании имён собственных.
Упражнения в написании заглавной буквы в названиях городов и стран.
- Как-то раз, путешествуя на корабле по Волге, кот Матроскин проплывал мимо красивейших, старинных городов с интересными названиями. Но какие это были города, Матроскин не знал – ведь он не умел читать. Давайте посмотрим, что это были за города. Откроем учебники на странице 107, упражнение 154. (Работа с учебником)
- Сделайте вывод на основе наблюдения. (Названия стран, городов, деревень и сёл пишутся с заглавной буквы)
7.Обобщение.
- День подходил к концу, солнце садилось за речку. Дядя Фёдор, пёс и кот сидели дома и пили чай с конфетами. Галчонок Хватайка кружил по комнате с журналом «Мурзилка», который утащил у почтальона Печкина. Внимание дяди Фёдора привлекла одна необычная статья с заданиями. Давайте и мы послушаем, что это были за задания.
-Закончите предложения словом/сочетанием.
1) С большой буквы пишутся имена _______________________ (собственные).
2) Имена бывают сокращённые и __________________________ (полные)
3) Сокращённое имя – Дима, а полное _____________________ (Дмитрий).
4) Названия стран, городов, деревень – это ______________________________________ (географические названия).
5) Названия животных пишутся с __________________________ (маленькой буквы).
6) Клички животных пишутся с ___________________________ (большой буквы).
7) Стрелка может быть названием ________________ (предмета) и ___________________ (кличкой животного).
8.Подведение итогов. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели вы перед собой ставили в начале урока? (Ответы детей)