Лексическая тема "Транспорт". Человек-изобретатель. Анализ стихотворения С.В. Михалкова «От кареты до ракеты»
Submitted by Ольга Назаровна Сидоркина on Sat, 07/09/2013 - 20:45
Ход НОД
1. Организационный момент (использование речевой логической задачи)
Воспитатель:- Ребята, у меня сегодня опять приготовлен для вас сюрприз.
Сначала отгадайте загадку:
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную …… (ракету)
Воспитатель: -А как вы догадались, какие характеристики предмета помогли вам отгадать эту трудную загадку?
(дети дают развёрнутые аргументированные ответы с использованием слов «потому, что» и «поэтому»)
2. Дидактическая игра «Назови профессии создателей ракеты»
Воспитатель: - Чтобы ракета взлетела, а полет был безопасным и приземление успешным, она должна быть очень надежной. Правильно сконструированной и точно построенной. Мы сейчас будем передавать ракету по кругу и тот, у кого в руках она окажется, должен назвать профессии тех людей, которые ее создают.
(конструктор, инженер, металлург, чертежник, электронщик, радист и т.д.)
3. Речевая логическая задача «Отгадай предмет по описанию»
Воспитатель: Молодцы, полет прошел успешно. А у нас тут на столе под салфеткой еще что-то есть. Я приглашаю одного ребенка (….).
Загляни осторожно под салфетку, посмотри, что там и опиши этот предмет, не называя его, а вы должны отгадать.
Ребенок описывает предмет (карету). Дети дают развёрнутые ответы-рассуждения и отгадывают.
4. Беседа об изобретении кареты и ракеты
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, кто изобрел карету? Ответы
- А когда это произошло?Ответы
- А что еще сконструировали люди, до того, как появилась ракета?Ответы
- А где мы об этом можем узнать?Ответы (в книгах, в интернете)
Воспитатель:- Все верно. Давайте узнаем об этом из книги очень известного детского писателя. Посмотрите на экран и назовите этого писателя. Ответ (С.В. Михалков)
5. Знакомство со стихотворением С.В. Михалкова «От кареты до ракеты»
Воспитатель:- Да, это С.В. Михалков. Вчера был день его рождения, ему исполнилось бы 100 лет, но он, к сожалению, до этой даты не дожил. Он прожил 96 лет. Это много или мало? Это много. И за это время он написал очень много книг для детей. Посмотрите на нашу выставку.
Чтение стихотворения С.В. Михалкова «От кареты до ракеты» с показом слайдов презентации.
6. Беседа по прочитанному:(воспитатель задаёт вопросы детям по услышанному материалу, а дети отвечают развёрнутыми ответами)
- Как люди ездили раньше по свету? (В карете)
- Но вот пришёл двадцатый век. Что случилось? (Сел в машину человек.)
- Что такое паровые тихоходы? (Паровоз – локомотив с двигателем на пару.)
- Что пришло на смену паровозу? (Электровоз)
Карета, машина, паровоз, электровоз – одним словом? (Наземный транспорт)
- Какие раньше были корабли? (Игрушечные; лодка, парусник)
- Что изобрёл человек потом? (Пароход, теплоход, морская ракета)
- На чем сначала летал человек? (На воздушном шаре)
- Что появилось потом? (Самолёт)
- Человек хотел узнать, если жизнь на других планетах? Что он изобрёл? (Ракету)
Воздушный шар, самолёт, ракета – одним словом. (Воздушный транспорт)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите прокатиться на машине, самолете? (да). Тогда вставайте в круг.
7. Физкультминутка «Карусели, карусели!»
Карусели, карусели! Ходьба на месте;
Мы с тобой в машину сели
И по-е-ха-ли! Крутят баранку;
Карусели, карусели! Хлопки руками в разные стороны;
В самолёт с тобой мы сели
И по-ле-те-ли! Руки в стороны, полетели;
Карусели, карусели! Прыжки на месте;
Мы с тобой в ракету сели Руки над головой, кончики пальцев соединены,
И по-ле-те-ли! присели, выпрямились.
8. Решение логической задачи «Послушай, изобрази, отгадай» невербальными средствами
Воспитатель:- Ребята, я что-то слышу, какие – то непонятные звуки. Давайте послушаем вместе, но говорить отгадку не будем, а попробуем ее изобразить. (Звук поезда, ракеты, самолета, машины).
9. Дидактическая игра «Кто, чем управляет»
Воспитатель:- Ребята, я сейчас каждому из вас выдам картинку с транспортным средством. А вы скажите, кто же управляет вашим транспортным средством.
10.Дидактическая игра «Отгадай и наклей»
Воспитатель: Напомните мне, какой бывает транспорт? (воздушный, наземный, воздушный, водный)
Посмотрите на эти символы, они обозначают виды транспорта. Попробуйте, разместить свою картинку с транспортным средством соответствующего символа.
Воспитатель:Давайте разделимся на три команды. Каждой команде буде дан шифр, надо будет разгадать ребус и построить из конструктора «Лего» отгадку.
11. Итог НОД (использование речевой логической задачи «Хорошо – плохо»)
Воспитатель:Ребята, а хорошо или плохо, что люди изобрели транспорт?
(дети дают развёрнутые речевые высказывания, с доказательством правоты своего мнения).