Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



План-конспект урока

Submitted by Татьяна Ивановна Демина on чт, 05/09/2013 - 15:53

 

Региональный компонент по литературе.

«Какой земле принадлежим...»

Урок по лирике В. Баянова

Знакомство с произведениями поэта-земляка,

основными мотивами его творчества, особенностями

поэтической речи.

  1. Помочь учащимся осознать своеобразие и богатство литературы родного края, место поэзии В. Баянова в её сокровищнице.
  2. Развивать интерес к чтению поэтических произведений, способность к самостоятельной индивидуальной и групповой аналитической работе с текстом, умение передать восприятие прочитанного в выразительном чтении.
  3. Способствовать воспитанию духовно- нравственных качеств личности, любви к родному слову, живой народной речи.

Цель:

Задачи:

 

Оборудование:

 

увеличенный портрет В. Баянова, слайды с видами Горной Шории, Салаирского Кряжа, реки Томи, выставка книг «Земля кузнецкая», выставка детских рисунков, сборник стихотворений поэта.


 

 

 


Запись на доске: 1. «Какой земле принадлежим..»

(лирика В. Баянова) 2. Основные вопросы:

  • страницы жизни поэта,
  • основные мотивы лирики В. Баянова.

Ход урока. Его содержание.

1. Учитель.на фоне сменяющихся слайдов читает наизусть:

Теперь не знаю-в шесть ли, в семь ли,

А может быть , чуть-чуть поздней,

Я полюбил вот эту землю

И все цветущее на ней.

Иные равнодушны к рощам,

А мне бы снова в дебри те,

Где  я учился между прочим

И красоте, и доброте.

 

Сегодня на нашем уроке пойдёт разговор о творчестве нашего

земляка В. Баянова

Обращение к теме урока, запись ее в тетрадях.

Комментарий и запись основных вопросов к теме, ответы на которые будут записываться в форме опорных фраз по ходу урока.

Обращение к портрету человек с простым русским лицом, усталыми, но пытливыми глазами.

  • Кто он, Виктор Баянов, откуда родом, где учился, работал, как стал поэтом? Об этом мы попросим рассказать его «биографов».
  • Примерное содержание рассказов, сопровождающихся чтением наизусть.

Недалеко от ст. Топки в сибирском селе Дедюево. 10 июля 1934 года родился Виктор Баянов. Здесь он рос, набирался сил, учился красоте и доброте, здесь рождалось его мироощущение.

Река Камышанка полноводная, чистая, из неё пили воду, зимой делали прорубь. Конопляное поле... вверх по яру шумят берёзы... земляничная поляна... цветёт душица, ромашки... у реки пасутся кони... Всё это картина детства. И всё это питало творчество поэта, обострённое чувство малой родины.

Мать работала на свиноферме, отец до войны был ветеринаром. Обычная судьба его поколения. Деревенское детство, отрочество.


 

Опалённое войной, профтехучилище, служба в армии, работа машинистом, награды за отличный труд.

Наизусть «Не думать ни о чем теперь бы…» (отрывок)

Внимание к сточкам

 

Но у лесистой низкой гривы

 Тебе, шагающему в рост.

Вдруг боросит чибис: « Чьи вы') Чьи вы?» -

Один-единственный вопрос...

Чтоб помнить мы не перестали,

Под нашим небом иль чужим-

В каком краю мы вырастали,

Какой земле принадлежим.

Виктор Баянов продолжает трудиться на большом заводе. Но главным в жизни становится поэзия. Он обладал высоким даром видеть и понимать окружающий мир. уметь полно и точно передать свои мысли, чувства.

Первые стихи он начал писать в школе. А впервые напечатал в армейской газете.

В 29 лет он издал первый поэтический сборник «Росы» в кемеровском книжном издательстве. Затем были выпущены сборники «За рекой талиновой» и «Моя земля».

Через два года он становится членом Союза писателей. И уже издательство «Советская Россия» выпускает его сборники«Березовый сок»,  «Том-река»,  которые читает вся страна. К 50-летию поэта был издан сборник «Зазимок» ,изкоторого я прочту стихотворение «Такое время нынче что ли…»

Учитель В первых же стихотворениях В. Баянова проявилась лирическая направленность его поэзии, пронизанная глубоким авторским чувством и во многом породнившая его с поэзией известных вам лириков Алексея Кольцова и Сергея Есенина. О чём же писал Баянов9 Каковы основные мотивы его творчества?


Давайте выберем наиболее яркие его стихотворения и проанализируем их. Я приглашаю к обсуждению всех, но ведущими у нас будут «литературные критики» и чтецы-исполнители. Примерные ответы учащихся.

  • Большинство стихотворений Баянов посвящает родной природе. Для поэта природа родины - основа жизни. Он выражает искреннюю любовь ко всему земному. Во многих его стихах открывается красота мира. В повседневном и незаметном поэт умеет видеть прекрасное и значительное, учит ценить и любить родную землю.

Наизусть «Сторона любимая, приметная»

Учитель: В стихотворении изображены знакомые нам всем места. но автор заставляет смотреть на них с особой гордостью, осознавать незаменимость родного и близкого, кровную связь с малой родиной, духовное возрождение каждый раз после разлуки с ней:

 

Стоит лишь откуда-то вернуться,

Как готово сердце захлебнуться.

 

  • Поэт тонко чувствует природу. От неё он заряжается мудростью и

энергией. Для него она источник жизни, сил и вдохновения. Многие стихи звучат восторженно, например.стихотворение

Кабырза (чтение наизусть)

Учитель: Автор, действительно, крайне неравнодушен к красоте природы, и это ощущение настолько переполняет его, что ему хочется с кем-нибудь поделиться своей радостью, своим восторгом, как в этих строчках:

Огни рассыпаны в лесу. Огни, ну что мне делать с вами? Как будто в дно шальной Мрассу Вбивают золотые сваи.

  • В. Баянов утверждает неразрывную связь человека с природой. Он пишет о жизни, словами изображает её цвета, звуки, запахи, и перед нами возникает простая, святая, до боли родная земля: «тропка в

тайге», «грибная поляна», «в сограх вербы», «родное поле» - тихий, скромный пейзаж. Но каким сильным чувством он пронизан!

          Мы знаем очень много. Верно,

          Мы мудрость накопили за века,

          Но от чего грустна у речки верба,

          И от чего рябина так горька.

  • Другой мотив в поэзии В. Баянова - уважение к землякам, к людям груда. Это старики, женщины и подростки, лесорубы, плотники, пахари и машинисты.

Мы читаем стихи о стареющей матери, о дедушке Игнате - бескорыстном мастере, о тружениках стеклодувах, о швеях, мастерицах, о любимой женщине и отмечаем черты народного, национального характера.

Наизусть «О сибиряках», в рефреном звучат слова»

Родиться под сибирским небом мало - Необходимо быть сибиряком.

Чтение наизусть «Он нас встречал ворчливо»

Не осталось у Игната родни, но любовь к деревеньке роднит его со всеми односельчанами. От немощи его спасает труд - он искусно плетёт корзины с необычным рисунком и бескорыстно дарит их соседям. Способность делать добрые дела, любовь к ближнему - это лучшие черты народного характера.

Учитель обращает внимание на последние строчки стихотворения

Признаться, мне подарка не надо, А только б знать - достоин ли его. и подчёркивает духовную связь поколений. Достойно ли новое поколение такой оценки, такого подарка?

  • В поисках смысла жизни поэт осознаёт неразрывную связь с историческими событиями прошлого. Важной темой в его поэзии

является тема исторической памяти, верности народным традициям. Он вспоминает в своих стихах предвоенные годы, полные тревог и лишений:

 

А мы отцов в те годы не видали,

Полураздеты были и худы.

Я помню, как упала лошадь в согре,

Как до района еле добрались,

Как целый час крутил меня фотограф

И добивался : «Мальчик, улыбнись….»

А дальше художественная правда войны. Но не участие в войне, а обострённое чувство сопереживания, сопричастности к большой трагедии звучит в строчках баяновского стихотворения.

Наизусть «В двенадцать лет мальчишкам редко»

Учительакцентирует внимание на словах, в которых выражено ощущение несправедливости и чувство ответственности:

А) Я за войну привык к заплаткам,

    Обнов выигрывать не смел

    И путал горькое со сладким,

    По-скольку сладкого не ел…

 

Б) ….Не хватало до зарезу

         Отцовской ласки и любви..

- Читаются наизусть стихотворения «О хлебе» и «Бородино», которые заканчиваются словами:

   Россия помнит день Бородина

   И горе тем, кто этот день не помнит.

Учительговорит о том, что память питает нравственное сознание человека.

Ещё можно отметить уроки доброты в поэзии В. Баянова.

Любовь ко всему живому - самая истинная. Даже война не озлобила деревенского мальчугана, и среди великих тревог он мечтает:

  …..  вырасту побольше

   И много людям сделаю добра

  Дедку, что бородой белее марли,

  Дров наколю, в поленницу сложу.

  Болезненной и слабой тетке Марье

  Весною огород загорожу.

В такой доброте есть то. что называют милосердием. И она не показная. В народе помочь слабому - дело обычное. Тут Баянов продолжает духовно-нравственные традиции поэзии Н. Некрасова.

Мы ответили на основные вопросы к теме нашего урока, прочитали много стихотворений Виктора Баянова, прикоснулись к струнам его духовного мира. Вы, наверное, согласитесь со мной, что мироощущение поэта можно определить одним словом - чистота. Нравственная чистота мыслей, чувств, деяний.

Жить по совести - это девиз баяновских стихов.

Творчество поэта - это высокая культура. Следуя заветам русских классиков, Баянов заставляет звучать живой русский язык, отражая думы и чаяния русского человека-гражданина.

Учитель благодарит всех детей за участие в подготовке и проведении урока, отмечает удачи, обращает внимание учащихся на выставку книг «Земля кузнецкая».


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн