Региональный компонент по литературе.
«Какой земле принадлежим...»
Урок по лирике В. Баянова
Знакомство с произведениями поэта-земляка,
основными мотивами его творчества, особенностями
поэтической речи.
- Помочь учащимся осознать своеобразие и богатство литературы родного края, место поэзии В. Баянова в её сокровищнице.
- Развивать интерес к чтению поэтических произведений, способность к самостоятельной индивидуальной и групповой аналитической работе с текстом, умение передать восприятие прочитанного в выразительном чтении.
- Способствовать воспитанию духовно- нравственных качеств личности, любви к родному слову, живой народной речи.
увеличенный портрет В. Баянова, слайды с видами Горной Шории, Салаирского Кряжа, реки Томи, выставка книг «Земля кузнецкая», выставка детских рисунков, сборник стихотворений поэта.
Запись на доске: 1. «Какой земле принадлежим..»
(лирика В. Баянова) 2. Основные вопросы:
- страницы жизни поэта,
- основные мотивы лирики В. Баянова.
Ход урока. Его содержание.
1. Учитель.на фоне сменяющихся слайдов читает наизусть:
Теперь не знаю-в шесть ли, в семь ли,
А может быть , чуть-чуть поздней,
Я полюбил вот эту землю
И все цветущее на ней.
Иные равнодушны к рощам,
А мне бы снова в дебри те,
Где я учился между прочим
И красоте, и доброте.
Сегодня на нашем уроке пойдёт разговор о творчестве нашего
земляка В. Баянова
Обращение к теме урока, запись ее в тетрадях.
Комментарий и запись основных вопросов к теме, ответы на которые будут записываться в форме опорных фраз по ходу урока.
Обращение к портрету человек с простым русским лицом, усталыми, но пытливыми глазами.
- Кто он, Виктор Баянов, откуда родом, где учился, работал, как стал поэтом? Об этом мы попросим рассказать его «биографов».
- Примерное содержание рассказов, сопровождающихся чтением наизусть.
Недалеко от ст. Топки в сибирском селе Дедюево. 10 июля 1934 года родился Виктор Баянов. Здесь он рос, набирался сил, учился красоте и доброте, здесь рождалось его мироощущение.
Река Камышанка полноводная, чистая, из неё пили воду, зимой делали прорубь. Конопляное поле... вверх по яру шумят берёзы... земляничная поляна... цветёт душица, ромашки... у реки пасутся кони... Всё это картина детства. И всё это питало творчество поэта, обострённое чувство малой родины.
Мать работала на свиноферме, отец до войны был ветеринаром. Обычная судьба его поколения. Деревенское детство, отрочество.
Опалённое войной, профтехучилище, служба в армии, работа машинистом, награды за отличный труд.
Наизусть «Не думать ни о чем теперь бы…» (отрывок)
Внимание к сточкам
Но у лесистой низкой гривы
Тебе, шагающему в рост.
Вдруг боросит чибис: « Чьи вы') Чьи вы?» -
Один-единственный вопрос...
Чтоб помнить мы не перестали,
Под нашим небом иль чужим-
В каком краю мы вырастали,
Какой земле принадлежим.
Виктор Баянов продолжает трудиться на большом заводе. Но главным в жизни становится поэзия. Он обладал высоким даром видеть и понимать окружающий мир. уметь полно и точно передать свои мысли, чувства.
Первые стихи он начал писать в школе. А впервые напечатал в армейской газете.
В 29 лет он издал первый поэтический сборник «Росы» в кемеровском книжном издательстве. Затем были выпущены сборники «За рекой талиновой» и «Моя земля».
Через два года он становится членом Союза писателей. И уже издательство «Советская Россия» выпускает его сборники«Березовый сок», «Том-река», которые читает вся страна. К 50-летию поэта был издан сборник «Зазимок» ,изкоторого я прочту стихотворение «Такое время нынче что ли…»
Учитель В первых же стихотворениях В. Баянова проявилась лирическая направленность его поэзии, пронизанная глубоким авторским чувством и во многом породнившая его с поэзией известных вам лириков Алексея Кольцова и Сергея Есенина. О чём же писал Баянов9 Каковы основные мотивы его творчества?
Давайте выберем наиболее яркие его стихотворения и проанализируем их. Я приглашаю к обсуждению всех, но ведущими у нас будут «литературные критики» и чтецы-исполнители. Примерные ответы учащихся.
- Большинство стихотворений Баянов посвящает родной природе. Для поэта природа родины - основа жизни. Он выражает искреннюю любовь ко всему земному. Во многих его стихах открывается красота мира. В повседневном и незаметном поэт умеет видеть прекрасное и значительное, учит ценить и любить родную землю.
Наизусть «Сторона любимая, приметная»
Учитель: В стихотворении изображены знакомые нам всем места. но автор заставляет смотреть на них с особой гордостью, осознавать незаменимость родного и близкого, кровную связь с малой родиной, духовное возрождение каждый раз после разлуки с ней:
Стоит лишь откуда-то вернуться,
Как готово сердце захлебнуться.
- Поэт тонко чувствует природу. От неё он заряжается мудростью и
энергией. Для него она источник жизни, сил и вдохновения. Многие стихи звучат восторженно, например.стихотворение
Кабырза (чтение наизусть)
Учитель: Автор, действительно, крайне неравнодушен к красоте природы, и это ощущение настолько переполняет его, что ему хочется с кем-нибудь поделиться своей радостью, своим восторгом, как в этих строчках:
Огни рассыпаны в лесу. Огни, ну что мне делать с вами? Как будто в дно шальной Мрассу Вбивают золотые сваи.
- В. Баянов утверждает неразрывную связь человека с природой. Он пишет о жизни, словами изображает её цвета, звуки, запахи, и перед нами возникает простая, святая, до боли родная земля: «тропка в
тайге», «грибная поляна», «в сограх вербы», «родное поле» - тихий, скромный пейзаж. Но каким сильным чувством он пронизан!
Мы знаем очень много. Верно,
Мы мудрость накопили за века,
Но от чего грустна у речки верба,
И от чего рябина так горька.
- Другой мотив в поэзии В. Баянова - уважение к землякам, к людям груда. Это старики, женщины и подростки, лесорубы, плотники, пахари и машинисты.
Мы читаем стихи о стареющей матери, о дедушке Игнате - бескорыстном мастере, о тружениках стеклодувах, о швеях, мастерицах, о любимой женщине и отмечаем черты народного, национального характера.
Наизусть «О сибиряках», в рефреном звучат слова»
Родиться под сибирским небом мало - Необходимо быть сибиряком.
Чтение наизусть «Он нас встречал ворчливо»
Не осталось у Игната родни, но любовь к деревеньке роднит его со всеми односельчанами. От немощи его спасает труд - он искусно плетёт корзины с необычным рисунком и бескорыстно дарит их соседям. Способность делать добрые дела, любовь к ближнему - это лучшие черты народного характера.
Учитель обращает внимание на последние строчки стихотворения
Признаться, мне подарка не надо, А только б знать - достоин ли его. и подчёркивает духовную связь поколений. Достойно ли новое поколение такой оценки, такого подарка?
- В поисках смысла жизни поэт осознаёт неразрывную связь с историческими событиями прошлого. Важной темой в его поэзии
является тема исторической памяти, верности народным традициям. Он вспоминает в своих стихах предвоенные годы, полные тревог и лишений:
А мы отцов в те годы не видали,
Полураздеты были и худы.
Я помню, как упала лошадь в согре,
Как до района еле добрались,
Как целый час крутил меня фотограф
И добивался : «Мальчик, улыбнись….»
А дальше художественная правда войны. Но не участие в войне, а обострённое чувство сопереживания, сопричастности к большой трагедии звучит в строчках баяновского стихотворения.
Наизусть «В двенадцать лет мальчишкам редко»
Учительакцентирует внимание на словах, в которых выражено ощущение несправедливости и чувство ответственности:
А) Я за войну привык к заплаткам,
Обнов выигрывать не смел
И путал горькое со сладким,
По-скольку сладкого не ел…
Б) ….Не хватало до зарезу
Отцовской ласки и любви..
- Читаются наизусть стихотворения «О хлебе» и «Бородино», которые заканчиваются словами:
Россия помнит день Бородина
И горе тем, кто этот день не помнит.
Учительговорит о том, что память питает нравственное сознание человека.
Ещё можно отметить уроки доброты в поэзии В. Баянова.
Любовь ко всему живому - самая истинная. Даже война не озлобила деревенского мальчугана, и среди великих тревог он мечтает:
….. вырасту побольше
И много людям сделаю добра
Дедку, что бородой белее марли,
Дров наколю, в поленницу сложу.
Болезненной и слабой тетке Марье
Весною огород загорожу.
В такой доброте есть то. что называют милосердием. И она не показная. В народе помочь слабому - дело обычное. Тут Баянов продолжает духовно-нравственные традиции поэзии Н. Некрасова.
Мы ответили на основные вопросы к теме нашего урока, прочитали много стихотворений Виктора Баянова, прикоснулись к струнам его духовного мира. Вы, наверное, согласитесь со мной, что мироощущение поэта можно определить одним словом - чистота. Нравственная чистота мыслей, чувств, деяний.
Жить по совести - это девиз баяновских стихов.
Творчество поэта - это высокая культура. Следуя заветам русских классиков, Баянов заставляет звучать живой русский язык, отражая думы и чаяния русского человека-гражданина.
Учитель благодарит всех детей за участие в подготовке и проведении урока, отмечает удачи, обращает внимание учащихся на выставку книг «Земля кузнецкая».
|