конспект занятия "Труд и творчество в жизни человека"
Submitted by Ольга Викторовна Ловыгина on чт, 05/09/2013 - 09:13
Конспект занятия на тему: «Труд и творчество в жизни человека».
Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории ГКОУ Саратовской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3 г. Хвалынска» Ловыгина Ольга Викторовна.
Цель: формирование понимания значимости труда и творчества в жизни человека.
Задачи:
- научить творчески подходить к труду;
- развивать навыки трудолюбия;
- воспитать уважительное отношение к труду и людям труда.
Возраст детей: 11-15 лет
Формы проведения: беседа с элементами дискуссии.
Ход занятия:
Оргмомент.Приветствие. Сообщение темы: Тема занятия «Труд и творчество в жизни человека».
3.Актуализация опорных знаний. Целеполагание.- Как вы думаете, какие вопросы можно обсудить исходя из нашей темы (Ответы…)
-Какую роль играет труд и творчество в жизни человека?
-Как научиться творчески подходить к труду, к любому делу?
-Как у себя привить навыки трудолюбия?
Ребята, вспомните темы наших последних семейных часов.
-Мы с вами много говорили и планировали наше будущее. Давайте вспомним, какие занятия были посвящены этой теме? (Ответы)
-Скажите, должна ли быть у каждого человека цель жизни? Для чего это нужно? -Проанализировали возможности и ступени для успеха. -Познакомились с биографией людей, которые «творили» историю.
Основная часть.
Бытует два мнения:
Первое: Творцом человек должен родиться. Если от
рождения он не получил «гены творчества», творцом он никогда не станет. Второе: Путем упорного труда в творчестве можно достичь больших успехов.
Верно ли это? Как вы думаете?
( Привести примеры…) Придумайте аргументы в защиту.
Предъявление нового материала.Послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Два плуга»
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
2 .Интерактивная беседа
-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
-Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Ответы детей:
-Труд красит человека, а безделье его уродует.
-Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
-Без туда человек заржавеет и может заболеть. Нет смысла жизни.
Труд человека красит, облагораживает, оттачивает, с человеком труда приятно общаться.
- Что такое труд? Какими качествами обладает трудолюбивый человек? С какого времени необходимо приучать себя к труду? Почему? (ответы детей)
Труд - целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного и физического напряжения.
Какая это может быть деятельность?
Приучаясь к труду с детства, человек развивает в себе необходимые качества, умения, навыки, приобретает специальность по душе, идет работать, тем самым может обеспечить себя.
Что такое творчество? (ответы детей) Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Творить, значит, создавать, что-то делать. А без упорного труда это не возможно.
Творческий труд продвигает развитие эволюции вперёд, но почти всегда это занимает много времени.
Пример:
С точки зрения современной техники важным открытием стало изобретение колеса. Оно было изобретено в два этапа. Сначала использовались:
o Катки из бревен для перемещения тяжелых камней;
o Была изобретена ось с подшипниками (в качестве первой смазки был применен бараний жир);
o Первое колесо со спицами появилось в Египте и Восточной Персии в 2000 – 1500 гг до н.э.
Как вы думаете, сколько лет Лев Толстой писал "Войну и мир", художник Суриков писал картину "Боярыня Морозова"?
Чтобы достичь конечного результата необходимо усидчивости и много времени.
-Какие, по - вашему мнению, профессии являются творческими?
- писатель, поэт, артист, художник, композитор.
Практическая часть:
Проведём пробу пера.
Конкурс «Поэтический».
Сочинить стихотворение по рифмованным словам:
…вздыхает ….раздражает
…восток …блеск
…..слёзы …спадает
….песок …треск
Конкурс «Музыкальный»
Сочинить куплет песни на тему «Весна» и пропеть.
Конкурс «Скульптурный»
Придумать и изобразить скульптурную группу на заданную тему.
Каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотя творчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец.
Заключение:
Вы стоите на пороге выбора будущей профессии. Кем бы вы хотели быть в будущем?
Каких творческих навыков требует ваша будущая профессия?
Вывод:
Сейчас, в вашем юношеском возрасте надо развивать свои творческие способности, пробовать себя в разной деятельности. Возможно, какая-то работа, которую вы выполняете сейчас, будет основой вашей будущей профессии.