Этап урока
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
УУД
|
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
|
– Добрый день ребята, мы начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Предстоит выполнить много интересных заданий.
|
Настраиваются на урок
|
Регулятивные нацеливают на урок
|
2. Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности
|
1. Словарная работа и работа с толковым словарем
2. Определение темы урока
Составим пары из слов ( друг товарищ, враг, коса)
Какие получились пары как можно назвать их?
Какое слово не вошло в пару?
|
1.Ребята пишут слова , работают со словом в толковом словарем.
2.Составляют пары определяют тему урока.
|
Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)
|
3. Выявление
места и причины затруднений
(постановка
учебной задачи)
|
Это слово омоним.
Так что же такое омонимы?
– Хотите узнать, что это за слова?
Для этого нам необходимо выполнить задание.
|
Целепологание
|
Регулятивные целеполдогание
|
4. Построение
проекта выхода
из затруднения
|
1. Коса – девичья коса, прическа
2. Коса – орудие труда для срезания травы
3. Коса – песчаная отмель
– Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково)
– Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение)
Вывод: это есть омонимы.
|
Работают с толковым словарем и ищут лексическое значение. Делают вывод
|
Коммуникативные (умение слушать и понимать других)
|
5. Реализация
построенного
проекта
|
– Давайте выполним упражнение 1.
Читаем задание. Что необходимо сделать, чтобы выполнить задание? (Работать со словарной статьей)).
– Сколько значений имеет слово ключ. (Три значения). Почему? (Это многозначное слово, все значения связаны по смыслу)
– Почему слово ключ записано в словаре два раза? (Значения слов разные, значит это слова-омонимы)
|
Работают с толковым словарем и ищут лексическое значение. Делают вывод
Работа с презентацией
|
Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов;добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
|
6. Первичное
закрепление
|
Прочитайте предложения. Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
(В слове необходимо поставить ударение)
Давайте дополним предложение так, чтобы было понятно, о каком предмете идет речь.
Какие слова мы будем использовать? (Имена прилагательные, чтобы указать характерные признаки предмета)
Запишите три предложения на выбор, используя слова для справок.
Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение или слова в предложение.
|
Работают с презентацией и словарем. Записывают предложения.
|
Познавательные (умение на основе анализа объекта делать выводы)
|
7. Самостоятельнаяработа с самопроверкой
|
Прочитайте предложение на экране.
Старик ел хлеб сухой, откуда под столом рыбьи кости? В предложении орфографическая ошибка.
– Запишите омонимы в тетрадь
Хлеб сухой – хлеб с ухой.
Работа в парах.
– А сейчас давайте проверим, как вы сможете самостоятельно найти слова омонимы.
Выполняем упражнение 4.
Заполняем таблицу
Проверяем правильность выполнения.
|
Работают в группах
|
Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)
|
8.Включение в систему знаний и повторение.
|
Фронтальная работа над упражнением 5 с комментированием. Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.
Задание: Найди слова – омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары? Объясни устно
Находим и объясняем значение омонимов.
|
Записывают слова из упражнения
|
Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов;добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
– С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое омонимы?
Приведите примеры.
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.
|
Подводят итог своей работы.
|
Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)
Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
|