2.Учебник Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов,А.С.Чесноков «Математика 5» М.: Мнемозина, 2005
3.Проектор, компьютер
Ход урока
(Речь учителя выделена как в обычном диалоге.Предполагаемые ответы учащихся приведены в скобках отдельными абзацами).
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке математики.
- Занимайте свои места. Устраивайтесь поудобнее: нас, как всегда, ждет много нового и интересного.
- Итак, улыбнитесь друг другу и за работу
Эпиграф к уроку:
Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику! Цицерон
- Начнём мы сегодня наш урок с отгадывания ребусов.
На слайде представлены ребусы.
Работая в парах разгадайте ребусы и, используя эти слова, сформулируйте тему урока.
,
, , ,, ,, ,,
А
[Дробь и задача]
[Решение задач на дроби]
Учитель записывает тему урока на доске.
- Мы решали много различных задач на дроби. Подошли к концу изучения этой темы. Какие учебные задачи вы поставили бы перед собой на этот урок?
· - повторить решение задач на дроби;
· - решать задачи разными способами;
· - составлять задачи;
· - повторить - какая дробь называется правильной;
· - повторить какая дробь называется неправильной;
· - повторить что значит сократить дробь;
· - повторить как сложить дроби с одинаковыми знаменателями; Учитель записывает глаголы на доске.
- Цель нашего сегодняшнего урока – систематизировать наши знания о задачах на дроби, рассмотреть более сложные задачи на дроби в процессе их составления и решения.
2. Устный счет.
Отработка вычислительных навыков «Сложение, сравнение и вычитание дробей»
1Сравните дроби: и ; и ; и ; 1 и ; и ; и 1; и
2Какие натуральные числа можно поставить вместо буквы «а», чтобы неравенство было верным?
3Сколько минут:
а) в трети часа;(20)
б) в четверти часа(15)
в) в половине часа(30)
г) в десятой доле часа(6)
д) в двенадцатой доле часа?(5)
4. Представьте единицу в виде дроби, числитель и знаменатель которой равны (варианты ответов детей)
5.В классе 32 ученика, отличники составляют всего класса. Сколько отличников в классе.(8)
3. Решение задач
№ 884
Прочитайте условие задачи.
Что известно? (До обеда выполнил 2/8 задания, после обеда 3/8 задания)
Сколько ему осталось обточить? (24 детали)
Что нужно узнать? (Сколько деталей он должен был обточить)
1) 2/8+3/8=5/8
2) 1-5/8=3/8 осталось обточить
3) 24:3=8 (д) в 1 части
4) 8*8=64(д) должен был обточить
Ответ 64 детали
4. Физкультминутка
5.Самостоятельная работа
На работу вам 3 минуты
+= +=
- = - =
1 - = 1 - =
1 - = 1 - =
. Поменяйтесь листочками. Проверьте работу соседа по парте, если есть ошибки, исправляйте карандашом. Оцените работу вашего соседа по следующей схеме:
«5» - верно решены4 примера;
«4» - верно решены 3примера;
«3» - верно решены2примера;
Сверьте свои ответы. (ответы записать на доске)
Листочки с ответами сдадите на проверку
6. Блиц задачи
Условия задач можно не записывать, только решения и ответы. Можно советоваться с соседом по парте.
3 человека решают у доски
№881(б)
Туристы прошли 1/7, потом еще 3/7 всего маршрута. Какую часть маршрута им осталось пройти? (3/7)
882(а)
На ветке сидели воробьи. Когда третья часть воробьев улетела, то их осталось 6. Сколько воробьев было на ветке первоначально? (9)
885(в)
Через две трубы за каждый час наполняется 1/3 бассейна. Через первую трубу за 1 ч наполняется 1/10 бассейна. Какая часть бассейна наполняется за 1 ч через вторую трубу?
1)1/3-1/10=7/30
Самопроверка и оценивание (Поставить оценку на поля в тетради), при проверке я их учту.
«5» - верно решены 3 задачи;
«4» - верно решены 2 задачи;
«3» - верно решена 1 задача;
№ 880 (Устно, если будет время)
Два тракториста скосили 5/9 луга, причем первый тракторист скосил 2/9 луга. Какую часть луга скосил второй тракторист? (3/9)
Не меняя условие задачи № 884, измените вопрос в задаче.(На сколько деталей он сделал больше, чем ему осталось?)
7.Домашнее задание№887*, №857,883(б)
8. Этап релаксации
- Сколько всего геометрических фигур?(15)
- Какую часть всех фигур составляют круги?(4/15)
- Какую часть всех фигур составляют квадраты?(5/15)
9. Подведение итогов урока.
- Мы провели сегодня большую работу. Как вы думаете, достигли мы целей, которые поставили перед собой на этот урок?
- Мы сегодня не только решали, но и составляли задачи. Как вы считаете, для чего мы составляли задачи? (Помогает ли составление задач решению задач?)
- Что больше всего запомнилось на уроке?
Какие были затруднения?
На доске, каждый прикрепите «смайлики», в зависимости от своего настроения от этого урока.
Я понимал всё, о чём говорилось и, что делалось на
уроке. Я принимал активное участие в работе .
Мне было интересно.
Мне было достаточно комфортно на уроке, но я
принимал в нём не очень активное участие. Мне
было не очень интересно.
Домашнее задание я не понял. К ответам на уроке
я был не готов. Мне было скучно на уроке.
И завершить наш урок хочется словами Льва Николаевича Толстого:
« Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе».