Компетентностный подход по формированию экологической культуры у школьников
Выберите действие:
Submitted by Татьяна Викторовна Шмелёва on Wed, 21/08/2013 - 11:26
Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры - важнейшего качества личности современного человека.
В новом Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования подчеркнуто, что механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно-деятельностная (в отличие от "знаниевой") парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.
Важную роль играет система экологического образования как эффективныймеханизм формирования ключевых компетенций у школьников: экологическая образование - формирование ключевых компетенций - экологическая культура.
Становление экологической культуры личности это сложный процесс. Его успешность зависит от комплексности и согласованности в развитии всех сфер личности. Это значит, что обучающиеся должны не только владеть высоким уровнем экологических и природоохранных знаний, но у них должны быть сформированы экологические убеждения, положительные ценностные ориентации по отношению к природе и социуму, а также практические навыки экологически грамотного взаимодействия с ней.
Знания создают прочную мировоззренческую основу в развитии культуры личности, но личностную значимость они приобретают лишь в процессе деятельности, в ходе их практического применения. Только в деятельности рождаются переживания, переводящие знания в экологические убеждения, при наличии которых возникает ответственность по отношению к природе, здоровью людей и в целом к социоприродной среде.
В современном мире становится востребованным человек, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.
В связи с этим в МБОУ СОШ №8 г. Коврова с 2011 г. реализует эко-образовательный проект «Зеленый мир».
Цель проекта: воспитание у школьников экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры.
Задачи:
формирование мировоззренческих компетенций, нравственной экологической позиции личности ученика;
формирование когнитивных компетенций у школьника через изучение богатств природного наследия;
модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей, креативных компетенций личности;
формирование коммуникативных компетенций, включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
формирование оргдеятельностных компетенций, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями;
улучшение экологического состояния окружающей среды.
Основу построения эколого-образовательного процесса на компетентностной основе составляют принципы единства сознания, переживания, действия; прогностичности;гуманизации; научности; целостности; интеграции; непрерывности.
Определены организационно-педагогические и дидактические условия реализации модели экологического образованияс учетом возраста обучающихся применительно к различным формам организации учебной деятельности:
«учиться знать» - формирование когнитивных компетенций – изучение природы всего края (осуществляется черезработу с ключевыми понятиями, познавательные, репродуктивные, актуализирующие, контрольные, обобщенные и проблемные вопросы и задания; вопросы на рассуждение и повышенной сложности, прикладного характера, ориентирующие на развитие компетентности «учиться познавать живую природу»);
«учиться быть» - формирование мировоззренческих компетенций - формирование нравственной экологической позиции личности ученика (осуществляется через задания, предполагающими рефлексию, самопознание (оценка себя как личности), осознание своей самостоятельности, самоутверждения в правильности выбора для дальнейшего жизненного пути);
«учиться делать» - формирование креативных и оргдеятельностных компетенций – реализации исследовательских и познавательных интересов детей, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями (осуществляется через задания на создание конкретного продукта, разработку проектов, выполнение лабораторно-практических работ, работ творческого, исследовательского и реферативного характера);
«учиться жить» - формирование коммуникативных компетенций - включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность (осуществляется череззадания на взаимодействие с другими людьми, на применение экологических знаний и умений в своей жизни для сохранения здоровья своего и своих близких, для сохранения окружающей среды как среды жизни).
В качестве ведущего технологического механизма данного процесса рассматривается развитие экологического мышления, сознания и экологической ответственности учащихся путем проработки жизненно значимого учебного материала, моделирования и осознанного усвоения учащимися образцов экологически целесообразной деятельности.
Содержание экологических знаний введено с учётом особенностей традиционных учебных предметов: естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов. Составной частью системы является целостное изучение экологии в рамках самостоятельных интегрированных курсов: факультативные и элективные курсы. В содержание занятий включены элементы экологического практикума, проблемные эколого-краеведческие задачи, деловые и ролевые игры, проводятся экологические экскурсии. В качестве наглядных средств формирования экологической культуры школьников видео-, фото- и медиаматериалы.
Для формирования познавательного интереса и творческой инициативы учащихся, в школе используются разнообразные формы внеклассной экологической работы, которая осуществляется по направлениям: натуралистическаядеятельность, экологический мониторинг и природоохранная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, просветительская и пропагандистская деятельность.
В школе организована секция «Экос» НОУ «Открытие». Регулярно проходят акции в рамках «Дней защиты от экологической опасности», конкурсы творческих работ по охране природы. Проводится школьная научно-практическая конференция «Сегодня первые шаги, завтра – большая наука», где ученики защищают экологические проекты. По итогам исследовательской деятельности организуется экологический лекторий, практикум для учащихся школы.
Таким образом, наличие модели компетентностного подхода позволяет обеспечить выполнение социального заказа на экологически культурную личность, подготовка которой в современных условиях высокой социокультурной динамики представляется одним из стратегических направлений российского образования.
Сайт эко-образовательного проекта «Зеленый мир»
Список литературы:
Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю.Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОСвторого поколения. М.: Образование и экология, 2011 г.
Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. – М.: МИОО, 2009.
Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008