Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Компетентностный подход по формированию экологической культуры у школьников

Выберите действие:

Фото пользователя Татьяна Викторовна Шмелёва
Submitted by Татьяна Викторовна Шмелёва on Wed, 21/08/2013 - 11:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шмелёва Татьяна Викторовна
Место работы, должность: 

зам. директора по ВР, учитель биологии МБОУ СОШ №8 г. Ковровазам. директора по ВР, учитель биологии МОУ СОШ №8 г. Коврова

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p> <font face="Times New Roman, serif" size="3"><span style="line-height: 18px;">Использование компетенстного подхода для формирование экологической культуры у школьников</span></font></p>

Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновле­ния в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры - важнейшего качества личности современного человека.

В новом Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования подчеркнуто, что механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно-деятельностная (в отличие от "знаниевой") парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.

Важную роль играет система экологического образования как эффективныймеханизм формирования ключевых компетенций у школьников: экологическая образование -   формирование  ключевых компетенций   -   экологическая культура.

Становление экологической культуры личности это сложный процесс. Его успешность зависит от ко­мплексности и согласованности в развитии всех сфер личности. Это значит, что обучающиеся дол­жны не только владеть высоким уровнем экологи­ческих и природоохранных знаний, но у них должны быть сформированы экологи­ческие убеждения, положительные ценностные ориентации по отношению к природе и социуму, а также практические навыки экологически грамотного взаимодействия с ней.

Знания создают прочную мировоззренческую основу в развитии культуры личности, но личнос­тную значимость они приобретают лишь в процессе деятельности, в ходе их практического применения. Только в деятельности рождаются переживания, пе­реводящие знания в экологические убеждения, при наличии которых возникает ответственность по от­ношению к природе, здоровью людей и в целом к социоприродной среде.

В современном мире становится востребованным че­ловек, который не будет ждать инструкций, а всту­пит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опы­том.

В связи с этим в МБОУ СОШ №8 г. Коврова с 2011 г. реализует эко-образовательный проект «Зеленый мир».

Цель проекта: воспитание у школьников экологически  целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической куль­туры.

Задачи:

  • формирование мировоззренческих компетенций, нравственной экологической позиции личности ученика;
  • формирование когнитивных компетенций у школьника через изучение богатств природного наследия;
  • модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей, креативных компетенций личности;
  • формирование коммуникативных компетенций, включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
  • формирование оргдеятельностных компетенций, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями;
  • улучшение экологического состояния окружающей среды.

Основу построения эколого-образовательного процесса на компетентностной основе составляют принципы единства сознания, переживания, действия;  прогностичности; гуманизации; научности; целостности; интеграции; непрерывности.

Определены организационно-пе­дагогические и дидактические условия реализации модели экологического образованияс учетом возраста обучающихся применительно к различным формам организации учебной деятельности:

  • «учиться знать» - формирование когнитивных компетенций –  изучение природы всего края (осуществляется черезработу с ключевыми понятиями, познавательные, репродуктивные, актуализирующие, контрольные, обобщенные и проблемные вопросы и задания; вопросы на рассуждение и повышенной сложности, приклад­ного характера, ориентирующие на развитие компетентности «учиться познавать живую приро­ду»);
  • «учиться быть» - формирование мировоззренческих компетенций - формирование нравственной экологической позиции личности ученика (осуществляется через задания, предполагающими рефлексию, самопознание (оценка себя как личности), осознание своей са­мостоятельности, самоутверждения в правильнос­ти выбора для дальнейшего жизненного пути);
  • «учиться делать» - формирование креативных и оргдеятельностных компетенций – реализации исследовательских и познавательных интересов детей, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями (осуществляется через задания на создание конкретного продукта, разработку проектов, выполнение лабораторно-практических работ, работ творческого, исследовательского и реферативного характера);
  • «учиться жить» - формирование коммуникативных компетенций - включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность (осуществляется череззадания на взаимодействие с другими людьми, на примене­ние экологичес­ких знаний и умений в своей жизни для сохране­ния здоровья своего и своих близких, для сохра­нения окружающей среды как среды жизни).

В качестве ведущего техноло­гического механизма данного процесса рассматривается развитие экологического мышления, созна­ния и экологической ответственности учащихся пу­тем проработки жизненно значимого учебного материала, моделирования и осознанного усвоения учащимися образцов экологически целе­сообразной деятельности.

Содержание экологических знаний введено с учётом особенностей традиционных учебных предметов: естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов. Составной частью системы является целостное изучение экологии в рамках самостоятельных интегрированных курсов: факультативные и элективные курсы. В содержание занятий включены элементы экологического практикума, проблемные эколого-краеведческие задачи, дело­вые и ролевые игры, проводятся экологические эк­скурсии. В качестве наглядных средств формирования экологической культуры школьников видео-, фото- и медиаматериалы.

Для формирования познавательного интереса и творческой инициативы учащихся, в школе используются разнообразные формы внеклассной экологической работы, которая осуществляется по направлениям: натуралистическая деятельность, экологический мониторинг и природоохранная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, просветительская и пропагандистская деятельность.

В школе организована секция «Экос» НОУ «Открытие». Регулярно проходят акции в рамках «Дней защиты от экологической опасности», конкурсы творческих работ по охране природы. Проводится школьная научно-практическая конференция «Сегодня первые шаги, завтра – большая наука», где ученики защищают экологические проекты. По итогам исследовательской деятельности организуется экологический лекторий, практикум для учащихся школы.

Таким образом, наличие модели компетентностного подхода позволяет обеспечить выполне­ние социального заказа на экологически культур­ную личность, подготовка которой в современных условиях высокой социокультурной динамики представляется одним из стратегических направлений российского образования.

 

Сайт эко-образовательного проекта «Зеленый мир»

 

Список литературы:

  1. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю.Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОСвторого поколения. М.: Образование и экология, 2011 г.
  2. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. – М.: МИОО, 2009.
  3. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн