Submitted by Елизавета Николаевна Сонина on Fri, 16/08/2013 - 16:37
Чему учить детей на современном уроке? Этим и другими вопросами задается, наверное, каждый учитель, которому предстоит работать по предмету в соответствии с ФГОС.
Во-первых, необходимо учить детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные задачи.
Во-вторых, учить детей осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности в соответствии с выбранными критериями.
В третьих, организовать учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач.
В четвертых, создать условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
Типология урока
Новая формулировка (ФГОС)
Старая формулировка
Уроки "открытия нового знания"
Урок формирования знаний
Уроки рефлексии
Урок совершенствования знаний
Урок закрепления и совершенствования знаний
Уроки методологической направленности
Урок обобщения и систематизации знаний
Уроки развивающего контроля
Урок контороля знаний, умений, навыков
Урок коррекции знаний, умений, навыков
Структура урока "открытия нового знания"
Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Этап выявления места и причин затруднения(определение границ знания и незнания).
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Этап реализации построенного проекта.
Этап первичного закрепления с прговариванием во внешней речи.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Этап включения в систему знаний и повторения.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Структура урока рефлексии.
Этап мотивации к коррекционной деятельности.
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Этап локализации индивидуальных затруднений.
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Этап реализации построенного проекта.
Этап обобщения затруднений с проговариванием во внешней речи.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Этап включения в систему знаний и повторения.
Этап рефлексии учебной деятельности.
Структура урока развивающего контроля. 2 урока
1 урок (1 и2 этапы), 2 урок (3-9 этапы)
Этап мотивации к контрольно-коррекционной деятельности(Определить цель, создать условия для внутренней потребности включения в этап, установить тематические рамки, форму и процедуру, предъявить критерии оценки).
Этап актуализации пробного учебного действия(Повторение контролирующих норм, активизация мыслительных операций, внимания, памяти.Индивидуальное написание, сопастовление с эталоном без исправления, фиксация ошибок, самооценка).
Этап локализации индивидуального затруднения(Проговорить, посмотреть, можно собрать группами).
Этап построения проекта коррекции выявленного затруднения(Сформулировать индивидуальную цель, выбор способов повторения: по эталону, по учебнику, по аналогичным заданиям).
Этап реализации построенного проекта( Каждый учащийся должен самостоятельно исправить свои ошибки, в случае затруднения эталон, придумать самому аналогичные задания. У кого нет ошибок -выступает в качестве консультанта или выполняет задания творческого характера).
Этап обобщения затруднения с проговариванием во внешней речи(Фронтально. Обсуждение типовых ошибок, проговаривание формул, правил, способов действий, вызвавших затруднения).
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону(Выполнение с/р аналогично котролирующей, выполняют задания на свою ошибку, самопроверка,зафиксировали результат).
Этап решения заданий творческого уровня(Выполняют другой вариант, задания на подготовку к следующей теме).
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности( Оценка своих результатов, анализируют где и почему были допущены ошибки).
Модель урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Технологическая карта изучения темы
Предмет
Математика
Класс
5
Тип урока
Урок «открытия новых знаний»
Технология построения урока
Проблемный метод, работа в парах
Тема
Проценты
Цель
создать условия для получения и осознания новой учебной информации по данной теме, способствовать осмыслению связей нового материала и жизненных ситуаций
Планируемый результат
Предметные умения
- сформированность понятия «процент»
- обращение десятичных дробей в проценты;
- проценты в десятичные дроби.
Личностные УУД:
-формирование учебной мотивации,
- формирование адекватной самооценки,
- необходимость приобретения новых знаний.
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему урока;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- проводить анализ учебного материала;
- извлекать информацию, представленную в разной форме;
- формулировать конечный результат
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- использовать знаково-символические записи математического поняти.
Размещено Sat, 17/08/2013 - 12:10 пользователем Ольга Александровна Пронина.
Переход на новое поколение ФГОС в основном и среднем звене я жду с большим волнением, это интересно, но и очень ответственно. 50% учащихся не умеют добывать знания, выражать свои мысли, проводить анализ учебного материала.
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Это вызывает определённые трудности у учащихся, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Надеюсь, что дети поймут необходимость иметь знания и стараться их получить.
Размещено Sat, 17/08/2013 - 09:08 пользователем Татьяна Анатольевна Скибо.
Уважаемая Елизавета Николаевна, хороший материал, который позволяет соотнести типы урока в соответствии с ФГОС.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
—
С уважением, Татьяна Скибо, учитель географии МОУ "СОШ №2 г. Нариманов", Наримановский район, Астраханская область
На: Типология и структура урока в соответствии с ФГОС
Елизавета Николаевна!
Полезный материал для составления конспекта урока в системно- деятельностном подходе. Чётко расписаны все этапы урока. Спасибо.
На: Типология и структура урока в соответствии с ФГОС
Переход на новое поколение ФГОС в основном и среднем звене я жду с большим волнением, это интересно, но и очень ответственно. 50% учащихся не умеют добывать знания, выражать свои мысли, проводить анализ учебного материала.
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Это вызывает определённые трудности у учащихся, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Надеюсь, что дети поймут необходимость иметь знания и стараться их получить.
На: Типология и структура урока в соответствии с ФГОС
Уважаемая Елизавета Николаевна, хороший материал, который позволяет соотнести типы урока в соответствии с ФГОС.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
На: Типология и структура урока в соответствии с ФГОС
Елизавета Николаевна, большое спасибо за материал. Какшина.
На: Типология и структура урока в соответствии с ФГОС
Спасибо, Елизавета Николаевна! Все в копилку!
Н.Горох
На: Типология и структура урока в соответствии с ФГОС
Елизавета Николаевна, спасибо за материал! Прочитав Вашу статью, вспомнила материал лекций с курсов переподготовки.