Учебные стратегии, направленные на формирование умений иноязычного письменного общения на уроках английского языка.
Submitted by Олеся Сергеевна Сидорова on чт, 01/08/2013 - 11:59
Согласно Концепции образования по иностранным языкам в средней школе, обучение иностранному языку должно способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания — развитие культуры устной и письменной речи на иностранного языка, углубление культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых языков.
Различные типы письменных сообщений являются продуктами речевой деятельности в письменной форме. Следовательно, в образовательном процессе по иностранному языку их следует рассматривать в качестве объектов обучения письменной речи. Письменная речь является комплексным речевым умением, компоненты которого по-разному реализуются в различных видах письменных текстов.
Конечной целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения. Типы письменных текстов, используемых в реальных жизненных ситуациях, чрезвычайно многообразны: открытки, частные и деловые письма, объявления, электронные послания, тезисы, рецензии, статьи, отчёты, контракты, рецепты, дневниковые записи, памятки, стихи, рассказы и т.д. Они различны по своей функциональной направленности, содержанию, формату, форме языкового выражения. Современные требования к уровню обученности выпускников российских школ предполагают умения учащихся создавать некоторые из перечисленных выше текстов, а именно письмо личного характера. Для успешного выполнения задания учащимся необходимо:
• полностью решить поставленную коммуникативную задачу;
• продемонстрировать владение продуктивными лексическими и грамматическими навыками, достаточными для решения поставленной задачи;
• выбрать и использовать адекватный стиль речи;
• адекватно употребить формулы речевого этикета;
• использовать соответствующий норме формат текста;
• логично и связно построить письменное высказывание;
• правильно использовать средства связи внутри предложение, между предложениями, между абзацами;
• правильно разделить текст на абзацы.
По мнению ведущих педагогов — практиков, обучение письменному общению — одно из самых сложных задач.
В ходе работы нами был проведен анализ письменных работ учащихся 9 классов ГБОУ СОШ №655 г. Москвы. Учителя в данной параллели работают по УМК "Spotlight9" под редакцией В.Эванс. Следует заметить, что УМК соответствует обязательному минимуму содержания образования, рассчитан на базисный учебный план и готовит к государственному выпускному экзамену по программе средних общеобразовательных учреждений. Учебник позволяет овладеть английским языком на уровне, соответствующем требованиям Государственного стандарта. Тематика текстов и заданий соответствует потребностям и интересам учащихся этого возраста и уровня. Большое внимание уделяется формированию таких интегральных умений, как ведение дискуссии, участие в дебатах, спорах, работа в малой группе, разрешение конфликтных ситуаций. В УМК реализуется коммуникативно-когнитивный подход, используется комбинация современных и традиционных технологий.
Материал и задания учебника направлены на развитие всех основных языковых навыков: аудирование, чтение, письмо, говорение. Тематика, представленная в учебниках, современна и интересна для детей. Учебник предполагает проектную работу по каждой теме, что является его бесспорным плюсом. Анализ УМК показал, что данный курс предусматривает дальнейшее развитие умений письменного общения. При обучении письму соблюдаются такие принципы как: коммуникативная направленность (кому писать письмо, и с какой целью) и наглядность, образец (учебник всегда дает опору для выполнения упражнения). Учащиеся в процессе обучения в 9 классе учатся делать записи в личном дневнике, писать эссе, письмо-совет и личное письмо со ссылкой на предыдущие контакты. И учебник, и рабочая тетрадь содержат тренировочные упражнения на отработку данных умений. Все упражнения носят коммуникативный характер. Однако, на долю таких упражнений приходится лишь 10-15% от общего числа упражнений, что явно не достаточно для достижения поставленной цели по формированию умений письменного общения.
Цель нашего анализа письменных работ заключалась в выявлении уровня сформированности умений письменного общения у учащихся 9 классов. Исследование было ограничено рамками умений писать личное письмо другу, отвечать на письмо друга, описывая события и свои впечатления при этом соблюдая нормы письменного этикета, принятого в англо-говорящих странах. После анализа письменных работ учащихся и школьной документации были выявлены наиболее типичные ошибки, которые можно разделить на две группы:
· Ошибки, связанные с неумением внимательно читать инструкцию и следовать её требованиям;
· Отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения задания.
Особое внимание мы обратили на ошибки, отнесенные ко второй группе. Среди них мы выделили:
· ошибки в оформлении письма (40% учащихся не умеют правильно писать и расположить на листе адрес отправителя, дату; в их работах отсутствует обращение и подписи);
· несоблюдение нормы вежливости (в 56% работ отсутствуют ссылки на предыдущие контакты, благодарности за полученное письмо);
· невыдержанность данной темы (35% учащихся не умеют правильно отбирать необходимый материал с учётом цели высказывания, приводят ненужные детали и подробности, а приводимые объяснения не всегда логичны из-за нарушения грамматических правил).
· Около 60% учащихся допустили большое количество орфографических и пунктуационных ошибок.
Анализ литературы позволил нам сделать вывод, что устранению выявленных недостатков может помочь система тренировочных упражнений. Так как эта система направлена на формирование умений письменного общения, то все упражнения подразумевают коммуникативную направленность.
Так, для предупреждения ошибок, связанных с оформлением письма, учащимся предлагается из предложенного набора отдельных предложений составить текст письма другу.
Вариантыоформлениякарточек:
The address of the sender
The date
Greeting
Introductory questions
The body of the letter (reasons for writing, development of the subject)
Concluding sentences (making up an excuse to stop writing)
Closing remarks
Saying goodbye
The signature
При выполнении таких упражнений особое внимание следует уделить усвоению правил оформления личного письма и написанию адреса.
Отрабатывая данные умения, учащимся можно предложить следующее задание: расставь части письма в правильном порядке и напиши правильный вариант письма.
A) Anyway, I've got to go now. Loads of homework (unfortunately!).
B) I'm sorry to hear you've had an argument with your best friend and that you're not speaking at the moment. Yes, it has happened to me too, and it's awful, isn't it?
C) Mike
D) Dear Jane,
E) Write back soon!
F) Thanks for your letter. It was great to hear from you! Well done on passing your exams!
G) I think you need to ask yourself one question: what's more important – that argument or your friendship? I remember when I asked myself that it all become clear. I realized my friendship with Chris was far more important. I called him immediately and told him. We became friends again immediately. Maybe you should do the same thing. Let me know what happens! Good luck!
H) 23 Portland Street
Manchester
MN3 6 YL
I) Lots of love,
1__, 2__, 3__, 4__, 5__, 6__, 7__, 8__, 9__
После того как отработана структура письма, предполагается работа над его содержанием. Важным компонентом является работа над фразами речевого этикета в начале и конце письма, поэтому ребятам предлагается для заучивания список речевых клише, используемых для написания письма личного характера:
1) Thanks for your letter;
2) Sorry! I haven't written you for so long;
3) With love;
4) Best wishes;
5) Keep in touch;
6) I'm looking forward to seeing you идр.
После того как эти фразы вошли в активный запас, учащимся предлагается ряд писем и задания типа:
· найди в письме фразы, которые имеют синонимичное значение с предлагаемыми фразами формальной лексики, например: Iintendtocome– I'llprobablycome
I would appreciate your advice – I'd like some advice
I am certain that – I'm sure
Please inform me of your opinion – Let me know what you think
Обучая школьников писать письмо личного характера, важно обратить их внимание на использование неформальной лексики. Следующее упражнение способствует практическому усвоению различий в языковом оформлении высказываний официального и неофициального стиля: перепиши каждое предложение в неофициальном стиле.
a) Dear Jenny Williams,
b) I would like to thank you for your recent letter.
c) I had a similar experience and I found it unpleasant
d) Would you mind telling me whether you know the girl well?
e) I would advise you to inform the girl of your feelings.
f) I look forward to hearing from you in the near future.
g) Yours sincerely,
Большое внимание уделяется логике изложения содержания письма личного характера. С этой целью учащимся предлагается серия упражнений на использование разнообразных соединительных слов (linkingwords). Методика работы над данными упражнениями предполагает выделение в тексте соединительных слов, а далее учащиеся выполняют задание: соединение двух предложений в одно. На продвинутом этапе обучения подразумевается самостоятельная постановка в текст соединительных слов (текст даётся в виде письма).
Очень важно научить учащихся понимать значение соединительных слов, и использовать их в адекватных ситуациях. Поэтому мы предлагаем задания следующего типа:
a) Выберите правильное слово:
1. I'm tired because/thenI got up very early.
2. We went shopping. But/Thenwe had lunch.
3. I like winter but/andI don't like autumn.
4. I did my homework at ten o'clock. Then/BecauseI went bed.
5. Why are you late? Because/Butthe bus didn't arrive.
6. The party was good but/andthe food wasn't very nice.
b) Подберите к строчкам из колонки А строчки из колонки В.Обратите внимание на слова-связки:
A
B
C
1. I’m staying with a very nice family
2. Everything is OK
3. We had lessons in the morning
4. I was very happy
Then we went on a trip.
Because we saw some beautiful places.
And I’m practicing my Italian.
But I miss you very much.
a) a reason
b) a sequence of actions
c) contrast
d) more information
Важнейшим условием достижения желаемого результата является работа над грамматикой. Правильное употребление лексико-грамматических структур является неотъемлемой частью контроля умений использовать письменную речь для решения поставленной коммуникативной задачи. Учащимися выполняются задания типа: «Напиши письмо полными предложениями. Используй видовременные формы группы Present».
Dear Ted,
1. I write/you/London
2. I be/here/a week/and/I enjoy myself/very much.
3. So far/I see/most of/important historic places.
4. I usually/spend/several hours a day/in museums and galleries.
5. The hotel/I stay/be/lovely/but/be very expensive/
6. so I plan/move/chapter one/ rest/ my stay.
7. Tomorrow/ I take/ a trip through Kent/ which/ I look forward to.
8. I hope/ you be/ OK.
See you soon,
Richard.
«Поставь глаголы в скобках в Past Simple или Present Perfect».
Dear Tom,
Thank you for your letter. It 1) arrived (arrive) yesterday and I 2) … (decide) to write back immediately. You see, my agent 3) … (find) me a part in a new film and I'm going to Hollywood next week! I 4) … (speak) to Robert Redford on the phone about the part and I'm meeting him as soon as I arrive. The film is a remake of 1956 thriller which I 5) … (see) hundreds of times. It starred Marilyn Monroe who, as you know, I 6) … (meet) when I was a little girl. Yesterday I 7) … (buy) lots of new clothes and I 8) … (already/start) packing. Well, I must rush now.
There's so much to do!
Love, Sharon.
Параллельно с этим отрабатываются орфографические и пунктуационные навыки. По результатам проведенного нами наблюдения было выявлено, что особые трудности у учащихся вызывают непроизносимые гласные и согласные, удвоенные согласные. Не случайно сами англичане придумали пословицу: «Пишем Манчестер, а читаем Ливерпуль». Так, для снятия трудностей написании подобных слов (например, созвучных their, they're) мы предлагаем учащимся следующую рифмовку:
«There» tells «where»,
«Their» means «belong to them»,
«They're» means«theyare».
Для закрепления навыка использования данных слов предлагаются задания типа «перепиши данные предложения, вставляя there, theirorthey're»:
1) At the Costume Party.
2) ______ at the door now!
3) Did you see ______ costumes?
4) Wow! _____ wings are terrific!
5) Wait _____ a minute while I get at the camera.
Аналогичным является задание типа «вставьте подходящее по смыслу слово»:
blue-blew: 1. A heavy storm … up towards evening. 2. … is my favourite colour.
steal-steel: 1. She managed to … a glance at the man. 2. He seemed to have nerves of …
tale-tail: 1. Children like fairy-...s, but when they grow older, they prefer ...s of adventure.
2. Apeacock’s … is very colourful.
Дляработынаднаписаниемсокращённыхформ(contractions)учащимсяпредлагалосьнаписатьпредложениятипаHe's come from London, He's from London, The car's broken, She's walked across the Libyan desert вполнойформе.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практического использования иноязычного письма как способа общения, познания, творчества. Практика показала, что работа по формированию иноязычной письменной коммуникации — длительный, многоэтапный, непрерывный и сложный процесс, требующий использования определённой системы коммуникативных упражнений. Данный подход становится наиболее актуальным в связи с введением Единого Государственного Экзамена по английскому языку для учащихся 9 и 11 классов.