Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Люби живое"
Submitted by Ольга Ивановна Кузьмина on пн, 01/07/2013 - 11:20
Методическая характеристика учебного занятия
При планировании урока были учтены особенности класса: у пяти человек, по обследованиям психолога не сформирована учебная мотивация, завышена самооценка у трёх учащихся, переключение внимания ниже возрастной нормы у двух учеников, низкий уровень у одного ребёнка. Низкий уровень вербального интеллекта имеют 3 человека, ниже возрастной нормы - 1 человек, слуховую память ниже нормы имеют 4 человека. Поэтому, урок составила, учитывая рекомендации психолога, взяв задания для формирования адекватной самооценки, развития слуховой памяти, интерактивные задания на переключение внимания и др. Выбранная структура урока рациональна для поставленных задач, что создаёт для каждого учащегося ситуацию успеха и личной значимости, усвоение программного материала. Орг. момент обеспечил психологический настрой для работы. Начало урока позволило включить детей в совместную деятельность на выявление и воспроизведение имеющихся знаний. При выполнении заданий в группе по составлению кроссвордов воспитывались личностные качества обучающихся: сотрудничество, взаимопомощь, развивалась устная речь детей, активизировался жизненный опыт. Дети сами подбирали вопросы, распределяли задания. На этапе подготовки к восприятию материала использовалась индивидуальная и дифференцированная работа, которая давала возможность каждому ребёнку решать учебную задачу в соответствии с его возможностями. Слабый ученик выполнял задания по карточке, более сильные учащиеся предложили свой кроссворд по прочитанным произведениям. Контроль осуществлялся в виде исследования произведений с самопроверкой, что позволило установить обратную связь, определить уровень усвоения знаний. На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы, при подготовке домашнего задания: пересказ, составление кроссворда), принцип связи обучения с жизнью (учиться у главного героя выживанию в трудных ситуациях, социализации). При проведении урока использовались следующие методы: по источнику передачи и воспроизведению информации – словесные, наглядные (план при составлении рассказа про сорокопута-жулана, аудиозапись голосов птиц, индивидуальное задание, презентация). По степени самостоятельности – репродуктивный (простое воспроизведение знаний героев рассказов), частично-поисковый (нахождение нужного материала о жизни птиц, при составлении вопросов кроссворда с воспитателем группы продлённого дня). Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, работа в группе, совместная деятельность. Технологии: интеграция литературного чтения с окружающим миром, элементы здоровьесберегающих технологий, информационно-коммуникационные, создание ситуации успеха. Главное средство обучения на уроке – интерактивная доска, помогает усваивать изучаемый материал, повышать учебную мотивацию, подбирать интерактивные упражнения. Важным моментом также было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, игра «Ручеёк», упражнение для снятия нагрузки с глаз, коррекционная работа по развитию пространственных отношений, чередование видов работы, музыкальные заставки. Этап рефлексии – цель его обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции, формирование адекватной самооценки, каждый ребёнок пытался сам оценить свою работу в конце урока, сравнить с ожиданиями.
Таким образом, на уроке была построена логическая цепь последовательно соединённых этапов урока. Учащиеся были организованы и активны. Хорошо относятся к предмету, любят читать и ходить в библиотеку, участвуют в классных и школьных мероприятиях по предмету, участвуют в записи звуковых книжек по произведениям С.Я.Маршака и дальневосточных писателей. На уроке реализовались поставленные задачи урока. Цели урока достигнуты и выполнены.