Тема «Феодальная раздробленность в Западной Европе»
Цели:
1) Образовательная – помочь учащимся осознать причины установления феодальной раздробленности в Европе;на основе ранее изученного материала расширить знания учащихся о жизни и быте феодалов.
2) Развивающая – продолжить работу над развитием познавательного интереса к истории: любознательности, развитию у учащихся умений образно воссоздавать обстановку и исторические явления, настойчивости в решении проблемных задач; вовлекать в дискуссии, вести их от лица участников событий, желанию выступать передтоварищами; анализировать документы, комментировать источники, формулировать выводы.
1) Воспитательная – содействовать воспитанию у учащихся нравственных качеств, этических норм, дисциплинированности, ответственного отношения к учебному труду.
Тип урока: игровое занятие.
Метод: проблемный.
Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная (работа над единой проблемой), индивидуальная (выполнение задания в соответствии со своими возможностями).
Приёмы: опережающие творческие задания, беседа, работа с картой, работа с историческим документом, дискуссия, ролевая игра.
Опережающее задание: подготовить роли феодалов для обсуждения ситуации, возникшей в Западной Европе после Верденского раздела: придумать титул, девиз своего персонажа, нарисовать герб, родовой замок, составить рассказ о его жизни и владениях.
Ход урока.
I. Организационный момент – подготовка учащихся к активной работе на уроке, приветствие.
II. Тема урока, цели, мотивация учебной деятельности, актуализация знаний.
III. Расширение и применение знаний.
План урока.
1. Причины и характерные черты феодальной раздробленности.
2. Съезд феодалов.
I. Причины и характерные черты феодальной раздробленности.
Водная беседа:
– Империя Карла Великого была огромным государством средневековья. Что объединяло её? (Сила оружия и авторитет Карла Великого)
– Что делали франкские короли для поощрения феодалов за их службу? (Раздавали землю)
– Постепенно в руках феодалов сосредоточились большие земельные владения. Как это отразилось на их положении?? Нужна ли была им королевская власть? (Они стали богатыми и независимыми от королевской власти)
– Каждое крупное феодальное владение вело натуральное хозяйство. Что это такое?
– Как вы думаете, натуральное хозяйство способствовало единству страны или, наоборот, её распаду? (Отсутствие хозяйственных связей способствовало распаду страны)
– Когда распалась империя Карла Великого? (В 843 году заключён договор в Вердене)
– Как вы считаете, Верденский раздел был причиной или поводом к ней? (Это повод)
Вывод: Не прошло и полувека, как огромная империя Карла Великого распалась. Это случилось в 843 году, когда три внука Карла – Лотарь, Людовик и Карл заключили в городе Вердене договор о разделе этого государств. Каждый из них получил большое королевство: Лотарь – Италию, Карл – Францию, Людовик – Германию. Каждое из этих королевств распалось на более мелкие феодальные владения. Нам предстоит выяснить, почему это произошло, как складывались отношения между феодалами.
Задание: (по группам)
– Объясните, что означает знаменитое правило: «Вассал моего вассала не мой вассал».
– Назовите причины феодальной раздробленности (Укрепление собственности феодалов на землю, натуральное хозяйство)
– С какого века в Европе началась феодальная раздробленность? (С IX века)
– Каковы особенности феодальной раздробленности? (Слабость королевской власти, независимость феодалов, междоусобные войны, существование феодальной лестницы)
Вывод: Дальнейший ход истории Европы связан с эпохой феодальной раздробленности. Сам термин говорит о том, что единое государство перестало существовать и разделилось на отдельные феодальные владения.
II. Съезд феодалов.
Ролевая игра ретроспективного характера: проблемно-дискуссионная игра (воображаемая ситуация, строится вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы).
Вводное слово учителя. Представим себе, что мы – феодалы, которые собрались на свой съезд для обсуждения положения в Западной Европе. Реально это событие вряд ли имело место хотя бы потому, что на него собрались феодалы из разных стран. Но он нам поможет более ярко представить жизнь в период феодальной раздробленности.
– Давайте определимся с местом и датой съезда (работа с картой).
Открытие съезда.
а) Глашатай.
«Слушайте все! Слушайте все! Мы собрались здесь на этот съезд в год ___ ( учащиеся сами выбирают год) от Рождества Христова в городе _________ ( учащиеся сами выбирают город ) для того, чтобы обсудить наши проблемы, установить мир и укрепить веру. Я вижу, собралось вас здесь немало. Порядок решения наших дел будет следующий:
Ø во-первых, каждый из вас должен представиться и вы рассядетесь в соответствии со своими титулами и положением;
Ø во-вторых, предлагаем обсудить раздробленность и высказать ваши мнения;
Ø в-третьих, мы обсудим и примем решение о междоусобных войнах
Затем запишем все наши решения, и будем следить за их неукоснительным выполнением».
б) Представление феодалов (учащиеся сами выбирают себе имя, используя хрестоматию по истории средних веков, а также герб и девиз)
После выступления глашатая участники съезда представляются, называя свой титул, владения, и рассаживаются в соответствии со своим положением в обществе (более знатные – ближе, а менее знатные – дальше, герб и девиз учащиеся придумывают сами)
Ø Граф Барселонский, мои владения находятся на юго-западе Франции, герб, девиз;
Ø Граф Тулузский, я владею южной частью Франкской империи, герб, девиз;
Ø Граф Эриберт Шампанский, мои владения раскинулись на северо-востоке Франции, герб, девиз;
Германские феодалы:
Ø Герцог Саксонский, герб, девиз;
Ø Герцог Фридрих Штауффен Лотарингский, герб, девиз:
Ø Граф Эльзасский, герб, девиз:
в) Выступления феодалов.
г) Глашатай: Итак, мы согласились с тем, что каждый из вас – король в своём королевстве. Но нам надо ещё решить один вопрос: можем ли мы жить в мире и согласии?
д) Работа с документом.
Письмо Одона, графа Блуасского, королю Франции.
«Удивляешь ты меня, государь мой, как столь поспешно, не разобрав дела, присудил ты меня недостойным феода твоего. Ведь родовитость у меня есть. Если дело касается исполнения службы, то хорошо тебе ведомо, что, пока я был у тебя в милости, служил тебе и при дворе, и в войске, Ежели потом, когда данный мне феод решил ты отобрать, я, обороняя себя и свой феод, нанёс тебе какие-либо обиды, то ведь совершил я это, раздражённый несправедливостью и вынужденный необходимостью. Ибо как же я смогу не оборонять своего феода? Бога и душу свою ставлю, что лучше предпочту умереть на своём феоде, нежели жить без феода».
Вопросы к документу:
– Из-за чего произошла ссора между сеньором и вассалом?
– Почему в период феодальной раздробленности могли появиться подобные письма?
– Как граф оправдывает свои действия?
– Вынесите справедливое решение по этому письму. На чьей стороне будет большинство участников съезда?
– Голосование.
е) Решение съезда.
Ограничить власть короля, король – «Первый среди равных».
Объединиться в случае нападения внешнего врага.
Следовать правилу: «Вассал моего вассала не мой вассал».
Запретить междоусобные войны.
III. Итоговая беседа (закрепление материала)
– Докажите, что каждый феодал был в своём владении королём.
– Зачем собственно феодалам был нужен или не нужен король?
– Подумайте, наступило бы время феодальной раздробленности, если бы не было разделения государства между внуками Карла Великого?
– Как, по-вашему, можно ли показать на карте вассальные отношения?
– Как вы понимаете верность и долг своему сеньору?
– Подумайте, прекратились бы междоусобные войны, если бы на съезде феодалов приняли закон об их запрещении?
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание: напишите письмо о съезде своему вассалу или своему сеньору. В письме изложите своё понимание причин феодальной раздробленности и своё отношение к ней.