3 5 3 4 3
–Как изменяются видимые размеры поезда, когда он удаляется? (Они становятся меньше.)
– Как изобразить большой участок Земли на маленьком листе бумаги? Зачем это делают?
– Что же такое план? Откройте учебники и прочитайте на с. 78.
– Изображение предметов такими, как мы их видим сверху, называется планом.
– Что в плане особенного?
1. Изображение схематичное.
2. Вид сверху.
3. Изображение уменьшено.
– Посмотрите на с. 79, давайте прочитаем приключения воробья Чива.
Дети читают.
– На каком из рисунков Чив смотрит с высоты дома, а на каком — с высоты птичьего полёта?
– Посмотрите на нижнюю картинку и помогите Чиву найти его гнездо.
– Как вы думаете, можно ли по плану определить расстояние от одной точки до другой?
– Значит, план совершенно бесполезен в этом смысле?
– Как можно сделать полезным план в измерении расстояния, прочитайте на с. 80.
– Посмотрите два плана на с. 80. Давайте разберёмся с масштабом.
– Почему пришлось уменьшать предметы на плане? (Мы не можем такие большие предметы уместить на маленьком листочке.)
– А если продолжать это уменьшение?.. Что должно остаться? (Останутся вместо домов точки.)
– А если подняться на ещё большую высоту на самолёте или из космоса? (Ни домов, ни школы не будет видно. Останутся лишь самые крупные предметы: города, реки, озёра.)
– Какие объекты будут хорошо видны по-прежнему? (Видны дорога и река, дома уже трудно рассмотреть.)
– Удобен ли в этом случае план? (Нет, не очень.)
– Посмотрите на с. 81, как будет выглядеть такое изображение? Найдите на странице его название.
– Давайте посмотрим на плакат «План и карта» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса) и объясним ещё раз, чем карта отличается от плана. Дети совещаются и выдают ответы от групп. Согласованный вариант группами.
Похожи:
– Изображение схематичное.
– Вид сверху.
– Уменьшенное изображение, обозначен масштаб.
– Обозначены направления на стороны света.
Отличия:
– На карте не обозначаются дома.
– На карте обозначаются реки, озёра, города, горы в очень уменьшенном варианте.
– План более подробен.
– Как изображают дома на плане и на карте? (На плане дома изображены, а на карте показан лишь город, а сами дома – нет.)
– Найдите, где живут Миша и Лена, на каждом рисунке. (На левом верхнем рисунке показана квартира Лены и Миши. Правее показан их дом. На других рисунках мы видим, что ребята живут в центре Москвы, в Москве и в Евразии.)
– Что можно изобразить только на плане и что – только на карте? (Только на плане можно изобразить такие сравнительно небольшие предметы, как мебель, здания, улицы, сады и т.п. Зато только на карте можно изобразить города, большие реки, острова, материки и океаны.)
– Какими условными обозначениями пользуются для этого?
Дети называют условные обозначения.
– Есть ли на карте обозначение сторон света?
Запомните: на любой карте север – сверху.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
|